Знаете, я очень давно хотел написать этот материал по одной простой причине — нет ни одного игрового жанра, который я любил бы больше, чем футсимы. В первую очередь это, скорее всего, вызвано любовью к самому футболу с малых лет. Мой отец в студенческие годы стоял на воротах в дубле одной московской команды, а старший брат пинать мяч ногами отказался, променяв его на кимоно и коньки с клюшкой. Поэтому меня при первой же возможности отдали в футбольную школу, лишив возможности выбора. И несмотря на то что Кержаковым я так и не стал, я всё равно благодарен родителям за это решение, потому что самый популярный спорт в мире занял прочное и далеко не последнее место в моей жизни. Поэтому абсолютно неудивительно, что с появлением у моего друга первой приставки Sega, а затем у меня 486-го ПК моё внимание было плотно приковано к футбольным симуляторам.

 

 

Футсимы: Начало

 

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 1.

   

 Cup Football Game

 1988

 

Самый первый виртуальный ногомяч появился аж в 1978 году и назывался — неожиданно — Football. К сожалению, а может, и к счастью, в то время ещё не появился я, а потому его не застал. По этой же причине я не застал самый ранний период развития футсимов, а первая игра из этой серии, в которую мне довелось поиграть, была выпущена в 1988 году, хотя и попала ко мне значительно позже. Называлась она Captain Tsubasa (или Tecmo Cup Football Game в западных изданиях).

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 2.

   

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 3.

   

 Sensible Soccer

 1992

   

Её сложно назвать футсимом, потому что, по сути, каждый матч был как аниме про футбол, где в определённый момент игроку нужно просто принять решение о дальнейших действиях. Собственно, и основана игра была на одноименной серии манги о капитане футбольной команды. Ну а первой моей игрой, более-менее похожей на симулятор, был Sensible Soccer, выпущенный в 1992 году компанией Sensible Software.

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 4.

   

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 5.

   

 FIFA 96

 1996

 

Честно говоря, я мало что помню про саму игру, кроме того, что там были маленькие смешные человечки и играть было очень весело благодаря высокому темпу происходящего. Ну а потом к нам в руки попала FIFA 96 для Sega, которая по тем временам казалась просто невероятно крутой.

Настоящие лицензированные команды, потрясающая графика, возможность игры друг против друга — это был просто прорыв. С того самого момента серия FIFA стала для нас настоящим флагманом среди футбольных симуляторов. Когда у меня появился ПК, я первым делом поиграл в FIFA 94 и 95, которые попались мне на диске «100 лучших игр». Убедившись, что они мало чем отличаются от сеговского варианта, я отправился за FIFA 96 для компьютера.

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 6.

   


Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 7.

   

 Actua Soccer

 1995

 

По сравнению с приставочным вариантом в ней было много отличий, основным из которых являлась графика с претензией на трёхмерность, разработчики обозвали эту технологию Virtual Stadium. Но здесь, на удивление, EA Sports отстали от прогресса, потому что чуть раньше в свет вышел первый по-настоящему трёхмерный симулятор Actua Soccer компании GremLin.

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 8.

   

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 9.

   

FIFA 98

1998

   

Это был настоящий прорыв, так как, помимо невероятного по тем временам 3D, игра была ещё и сложная. Соревноваться с искусственным интеллектом было по-настоящему тяжело, приходилось играть ещё и ещё, постоянно повышая свой уровень. Именно по этой причине мимо меня прошла первая трёхмерная FIFA 97, а потом наступил 1998 год, и свершилось ОНО.

 

 

Переходный возраст

Уверен, все узнали эту уже набившую оскомину песню группы Blur, без которой, как мне кажется, до сих пор не обходится ни одна дискотека 1990-х. Также, думаю, все узнали и заставку, не побоюсь этого слова, легендарной FIFA 98. По сути, с неё началось новое поколение футсимов. Переработанный и улучшенный графический движок, обновленная технология motion capture, которая в прошлой части игры была очень сырой, возможность создания своих команд во внутреннем редакторе игры, 16 стадионов и досконально проработанные составы.

Всё это, а также режим Road to World Cup, позволявший взять под своё начало одну из сборных-участниц ЧМ 1998 года, сделали игру настоящим хитом. И Electronic Arts не были бы одной из самых ушлых игровых компаний в мире, если бы не учуяли, что нашли рецепт, превращающий воду в вино. Именно с этих самых пор новые игры серии выпускались по накатанной — добавить новые лиги, немного улучшить графику, найти новые хитовые песни, добавить стрелочку при пробивании стандартов, убрать стрелочку, снова добавить и так далее.

Достаточно долгое время никакой конкуренции на PC у серии не было, поэтому каждая новая игра всё равно расходилась огромными тиражами. Развитие серии двигалось в сторону всё большей аркадности, я до сих пор помню комбинацию из финтов, с помощью которой можно было пробежать в FIFA 2000 всё поле, только начав с центра, и забить гол, перепрыгнув через вратаря, а также точки, с которых в FIFA 2002 мяч залетал в ворота с вероятностью в 90%. Ничего особо интересного в серии не происходило вплоть до 2004 года, поэтому предлагаю просто насладиться тем, чем игры этого периода запомнились лично мне больше всего.

FIFA 99

Fatboy Slim — The Rockafeller Skank

Fifa 2000 Reel Big Fish — Sell Out

Fifa 2000 Apollo 440 — Stop at the Rock

Fifa 2001 Moby — Bodyrock

FIFA 2002 Gorillaz — 19-2000 (Soulchild Remix)

FIFA 2004 Lostprophets — Burn Burn 

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 10.

FIFA 2004

Пока вы слушаете музыку, я немного отступлю от темы футсимов и расскажу о футбольных менеджерах, которые, хоть и менее популярны, но не менее интересны. Сама идея попробовать себя в роли менеджера любимого клуба не могла остаться незамеченной в игровой индустрии. Примерить строгий костюм или шапку-петушок, подсказывать своим игрокам с бровки и кричать «Варежки сними» — романтика, да и только.

Первым симулятором для меня стал FIFA Manage 2001, который хоть и был интересным, тем не менее просто убивал своей рандомностью. Честно, у меня сложилось впечатление, что во всех менеджерах серии FIFA (причём по сей день) хорошо всё: оформление, визуальное отображение матчей, огромное количество функций, зачастую бесполезных (конечно, покупать машины и рыбачить с хозяином клуба — это здорово, но это, чёрт побери, футбольный менеджер, а не Sims) — кроме самой симуляции.

У меня постоянно складывалось ощущение, что от выбранных мной игроков, расстановки на матч, тактики и всяких прочных важных составляющих футбола не зависит ничего. Абсолютно. Можно переиграть один и тот же матч, ничего не меняя, три-четыре раза, и каждый из них окончится разными результатами. Осознав это, я начал искать альтернативу менеджерам EA и, естественно, наткнулся на Championship Manager Sega, ныне известный как Football Manager. Отличий от серии FIFA в нём было громадное количество — от гораздо большего функционала (причём полезного) до более аскетичного интерфейса и моего любимого режима просмотра матча, где по полю бегают разноцветные кружочки.

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 11.

FIFA ManageR

2001

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 12.

Championship Manager 2001

Наблюдать за ними было подобно гипнозу, да и понять проблемы с выбранной расстановкой или тактикой так было гораздо проще. И раз уж я обмолвился о рандомности менеджеров EA, то не могу не вспомнить пример, который лишний раз убедил меня, что FM в этом плане беспощаден, хотя и не без своих косяков, конечно же. Я играл уже второй сезон за мадридский «Атлетико» (тот самый, с Форланом и Торресом), и после не самого успешного первого сезона рвался ко всем возможным трофеям.

Утащив у мадридского же «Реала» прямо из-под носа чемпионство, я, выставив автобус у ворот в финале Лиги чемпионов, обыграл «Манчестер Юнайтед», и всё, что мне оставалось для полного триумфа, — это победить «Реал» уже в очном матче и забрать кубок Испании. Так вот, я переигрывал этот финал 11 раз. Первые два раза я ещё надеялся на удачный исход, а дальше мне стало просто интересно.

Я пробовал закрыться в защите в надежде на дополнительное время и пенальти, пробовал сыграть максимально атакующе, чтобы забить больше, чем пропущу, менял тактики, менял игроков, подбирал опекунов для соперника исходя из физических качеств и бьющей ноги — словом, делал всё, что было возможно. Лучшее, чего я смог добиться, — это 1:1 в основном и дополнительном времени и поражение по пенальти. После этих мучений я возненавидел FM, но и проникся к нему ещё большим уважением: сказано тебе «нет», значит «нет», и нечего жульничать.

Ладно, вернёмся к серии FIFA и к кошмарному для EA 2004 году. Почему кошмарному? Потому что именно в 2004 году Konami выпустили на рынок ПК Pro Evolution Soccer 4. Вы можете возразить, что первая игра серии PES вышла на ПК годом ранее, но она была настолько кривым и отвратительным портом с PS 2, что я даже не буду брать её в расчёт. А вот PES 4 стал по большому счёту первым настоящим конкурентом для серии FIFA. Особенно учитывая то, что Konami гораздо больше внимания уделяли тому, чтобы сделать игру максимально похожей на реальный футбол, в то время как FIFA всё сильнее несло в сторону аркадности происходящего.

Возможно, «кошмарный» — это немного громкий эпитет для этой ситуации, так как у FIFA было огромное преимущество — гораздо большее количество лицензированных команд. Да и до 2006 года у EA не было особых поводов для беспокойства, пока не появился PES 6. На мой взгляд, именно выход этой части укрепил позиции Konami как основного конкурента EA в сфере футсимов, а также породил вечные холивары «PES или FIFA». Японцев можно похвалить за то, что они детально переработали графику (а версия для Xbox 360 вообще представляла собой next-gen) и, в отличие от своих западных коллег, активно развивали игру. А наличие огромной армии фанатов по всему миру позволяло не беспокоиться о проблемах с лицензией.

Как правило, уже спустя месяц выходили патчи со всеми командами, лицами и формами, собранные руками фанатов энтузиастов. Лично я, начиная с этого года, регулярно устанавливал себе оба симулятора год за годом и, уже поиграв в них, делал выводы, какой мне нравится больше. Начиная с 2009 года я больше играл в PES, так как FIFA для ПК была просто невероятным отстоем. Устремив своё внимание на консоли, для которых движок был обновлен уже в 2008 году, EA забили на версию для «писюшников», геймплей которой толком не менялся с 2006 года, а футболисты выглядели будто слепленные из пластилина.

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 13.

pro evolution soccer

2006

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 14.

Pro Evolution Soccer 4

Новая эра

До 2010 года мы благополучно играли в PES, хотя он и не был идеальным во многих компонентах. Больше всего развлекало судейство: помнится, один раз я получил жёлтую карточку за то, что просто навесил с фланга. Рядом со мной не было ни одного чужого игрока, но судья уверенно подбежал к игроку, только что стрельнувшему мяч в штрафную, и показал жёлтую, видимо, за игру высоко поднятой клюшкой.

Но это мелочи; в том, что касалось игры, в целом PES был хорош, и я даже не думал, что вернусь к поделкам EA. Но в октябре 2010 года вышла FIFA 11, которая могла похвастаться новым движком, наконец-то вменяемой графикой и огромным количеством новых фишек. Это уже было что-то похожее на нормальный футбол, хотя всё равно аркадное и скриптовое. А вот Konami в то же время начали терять хватку, потому что, на мой взгляд, начиная с 2011 года серия PES катится куда-то не туда. Деревянные футболисты, куча багов в движке, постоянные изменения в физике, вызывающие вопросы, — всё это расстраивает.

Тут, по сути, сталкиваются два разных подхода, Восток и Запад, если можно так сказать. EA, которые предпочитают почти ничего не менять в игре, которая и так отлично продается и приносит огромные деньги, и Konami, которые идут на смелые эксперименты в попытке создать максимально приближенный к жизни симулятор. Не могу однозначно сказать, что из этого мне ближе, но последние игры серии PES меня только расстраивают. В пользу FIFA же можно сказать, что 14-я часть играется отлично даже сейчас, когда прошёл уже почти год с момента выхода, и не перестает удивлять, хотя и редко, конечно.

Я искренне надеюсь, что с появлением PS4 и Xbox One, может, не в этом году, но хотя бы в следующем, и EA, и Konami постараются и выдадут по отличному футсиму на новых, детально переработанных движках. Ну и пользуясь случаем желаю канадцам (это, кстати, всегда смешило: канадцы делают игру про футбол) наконец-то научиться выпускать нормальную игру в срок, а не срывать предзаказы и выпускать багованное и виснущее убожество, а потом лечить его патчами. А ещё хочу пожелать 2K наконец-то оторваться от баскетбола и замутить нормальный футсим.

В заключении позволю себе немного пофилософствовать. Не знаю, как вы, а я уже давно задумываюсь: что мешает тем же самым EA слегка порвать задницу и выпустить такой симулятор футбола, чтобы все ахнули. Более чем уверен, что современные технологии позволяют выжать из игры про футбол гораздо больше, чем мы имеем сейчас. Посмотреть хотя бы, насколько круто смотрится баскетбол 2K. Да тот же НХЛ версии EA, на мой взгляд, сделан в разы лучше. Все эти «революционные» изменения, которые анонсируются разработчиками год за годом, по сути, ничего не меняют. Мы добавили две новые анимации ноги, раньше их не было — фантастика! В новой части зрители не будут похожи на картонки — невероятно! Причёска Роналду теперь совсем как настоящая — спасибо, не мог дождаться, когда же это произойдёт!

Но начиная с FIFA 2011 я всё так же привычно за любого игрока с уровнем за 80 срезаю угол штрафной и, зажав удар с подкруткой, кладу мяч в дальний угол по одной и той же траектории, а Ибрагимович подкинув мяч пяткой всё так же забивает с центра поля. И я, если честно, вижу на этот вопрос только один ответ — если мы сделаем один раз и очень хорошо, то что же мы будем выпускать дальше? Зачем людям будет покупать новую игру каждый год, если она и так сказочно хороша? Правильно, незачем, поэтому будем штамповать одинаковые поделки и дальше.

P. S. И давайте без холивара «PES или FIFA» хотя бы в этот раз :)

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 15.

FIFA 14

Потрачено: Как эволюционировали футбольные симуляторы. Изображение № 16.