Голливудские блокбастеры и европейское авторское кино рано или поздно надоедают, и чтобы скоротать время, приходится искать что-нибудь новенькое. Эксплуатационное кино — неплохой выбор, чтобы разнообразить свой кинорацион, но спагетти-вестерны и гонконгские кунг-фу-боевики тоже приедаются быстро. В этом случае можно обратить внимание на региональный кинематограф: нигерийский Нолливуд или... якутское кино. 

Последний, к слову, развивается по всем канонам становления эксплуатационного кино и может похвастаться собственными эпическими боевиками и атмосферными ужастиками. Мы рассказываем о том, как зарождалось жанровое кино в Республике Саха, что с ним происходит сейчас и какие якутские фильмы стоит посмотреть прямо сейчас.

 

Для понимания того, что сегодня происходит с кинематографом в Республике Саха, будет не лишним обратиться к истории эксплуатационного кино и условиям его возникновения. 

Первое условие, выполнение которого необходимо для возникновения эксплуатационного кинематографа, — это возможность снимать дешево. В 1960-х годах Италия была достаточно бедной страной, люди были готовы работать за гроши, а неиспорченная дорогами и застройкой природа как нельзя лучше подходила для съёмок фильмов про Дикий Запад. История о том, как Серджо Леоне снимал первый фильм своей долларовой трилогии (появление которого, пусть и с некоторой натяжкой, можно считать началом эры эксплуатейшенов в Италии), была описана не раз, так что пересказывать её тут смысла не имеет. О финансовых ограничениях свидетельствует хотя бы тот факт, что актёры снимались в собственной одежде, и даже знаменитое пончо Клинта Иствуда он принёс из дома. Тем не менее снятый за достаточно условные деньги фильм имел огромный успех, так что десятки режиссёров, включая самого Леоне, продолжили разрабатывать эту золотую жилу.

 

 

 

 

 

 

 

   

Каждый режиссёр начинает выкладываться
на полную и пытаться выдумать наиболее залихватские сюжетные выкрутасы, яркие сцены или мелочи типа навороченного самодельного шестиствольника или
ракетницы в гитарном кофре. 

   

 

 

 

 

 

 

Подобная схема с теми или иными допущениями характерна для любого жанра эксплуатационного кино, будь то блэксплотейшены или джалло. Появляется жанр следующим образом: достаточно одного коммерческого хита, чтобы все подряд ринулись снимать схожие работы в попытках повторить успех. При этом из хита берутся наиболее удачные моменты, сюжетные ходы и характеры персонажей, что уже сразу гарантирует не самое низкое качество фильма. А в рамках оставшегося творческого простора каждый режиссёр начинает выкладываться на полную и пытаться выдумать какие-нибудь наиболее залихватские сюжетные выкрутасы, яркие сцены или мелочи типа навороченного самодельного шестиствольника или ракетницы в гитарном кофре.

Иногда наличие картины-хита под боком не совсем обязательно. Да, жанр джалло действительно расправил крылья после выхода «Птицы с хрустальным оперением», имевшей отличную кассу, но вот для итальянских постапокалиптических фильмов было достаточно наворовать различных ходов из хитов других стран, таких как «Безумный Макс», «Планета обезьян», «Терминатор» и т. д. Вторая схема срабатывает даже чаще: во многих странах эксплуатационное кино пытается именно копировать какие-то зарубежные аналоги, но добавляет в них столько национального колорита, что первоисточник меркнет на этом фоне, особенно для зрителей, не знакомых с культурой создателей. Вспомните хотя бы индийские фильмы ужасов, где все поют и танцуют, или турецкое кино о супергероях. Да и наше перестроечное кино, которое вполне можно назвать эксплуатационным, создавалось именно таким образом.

Второе условие — это наличие прибыли. В Италии тех времён мало у кого были телевизоры, так что люди ходили в кинотеатры и охотно выкладывали денежки за билеты. Большинство картин мгновенно окупалось, а если что-то и не окупалось, то этот неуспех тонул в общем денежном потоке, не влияя на благосостояние отдельных актёров и режиссёров.

Последнее условие, несколько менее явное, но показавшее на практике свою важность, — это отсутствие цензуры или наличие возможностей её обойти. Когда в 1990-х в Италии уже достаточно распространилось телевидение, то большинство режиссёров старой закалки осталось без работы, ведь они привыкли соревноваться друг с другом в бесстыдстве, а рекламу памперсов по телевидению было не очень умно вставлять в фильмы, наполненные кровавыми ужасами и женщинами, охотно оголяющими свои достоинства и вступающими в половую близость с малознакомыми людьми. Таким образом, коммерческие законы телевидения требовали заполнять эфир более невинными вещами, и места для эксплуатационного творчества тут уже не оставалось.

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 1.

 

 

 

 

 

  

 

   

Было бы глупо вставлять рекламу памперсов в фильмы, наполненные кровавыми ужасами и женщинами, охотно оголяющими свои достоинства.

   

 

 

 

 

 

 

Теперь можно посмотреть, как эти условия для существования эксплуатационного кино работают в Якутии: в среднем люди там живут не слишком богато, много народу проживает в селах и деревнях. Режиссёр одного коммерчески успешного якутского фильма, к примеру, рассказывал, что бюджет его картины составил 20 тысяч рублей. То есть кино в Якутии можно снять не просто дешёво, а очень дешёво, даже за «тушенку и «Доширак».

Теперь о прибыли. Здесь важную роль играет очень благородная позиция местного населения: «Своё надо поддержать». Поэтому на якутские фильмы народ идёт даже охотнее, чем на голливудские блокбастеры или на «новые российские комедии». С последними дела обстоят даже хуже, так как столичный юмор якутскому жителю не очень близок, зато местные режиссёры поднимают хорошо знакомые темы, актуальные проблемы или вовсе эксплуатируют страхи, основанные на якутских народных поверьях и преданиях. То есть в Республике Саха режиссёры по-настоящему близки народу, а народ отвечает им любовью, признанием и голосует за своё родное кино рублём.

Отдельные попытки снимать жанровое кино предпринимались достаточно давно. Сначала был фильм ужасов «Тропа смерти» 2007 года, снятый ближе к стилистике джей-хорроров. Его копии, кстати говоря, можно было купить даже в столичных супермаркетах. В том же году выходит коммерчески успешный «Наахара» («Проклятие»), снятый схожим образом. Успех обеих картин показал, что такое кино востребовано, а местные таланты почувствовали, что могут снимать фильмы сами. Особую роль в этом процессе сыграли съёмки блокбастера «Тайна Чингис-Хана» (2009). Несмотря на то что в прокате картина с треском провалилась, свой заряд энергии якутским кинематографистам она передала.

В какой-то момент критическая масса накопилась, и произошёл настоящий взрыв. Кино в Республике Саха начали снимать все подряд — была бы камера, а остальное уже не важно. Поговаривают, что свой режиссёр есть едва ли не в каждой деревне.

С цензурой (кроме отдельных случаев) в Якутии проблем нет: зритель спокойно воспринимает и фильмы ужасов, и обнажёнку на экране. Впрочем, сами режиссёры достаточно тонко чувствуют рамки допустимого, а потому, в отличие от тех же итальянцев, в бесстыдстве и кровожадности не соревнуются. Зато состязаются в атмосферности, что, впрочем, можно объяснить бюджетными ограничениями.

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Одной из важных особенностей якутского кино является то, что оно остаётся народным: снимается обычными людьми для таких же обычных людей.

   

 

 

 

 

 

 

Одной из важных особенностей якутского кино является то, что оно остаётся народным: снимается обычными людьми для таких же обычных людей. В нём нет буржуазного лоска, жизнь богачей или каких-нибудь звёзд тут не обсасывается, что делает его куда более интересным и добавляет этнографической ценности для стороннего зрителя. Вообще из якутских фильмов можно достаточно много узнать и о менталитете якутов, и об их культурных традициях.

С прибылью дела обстоят немного хуже. Все картины рассчитаны на внутренний рынок, они снимаются на якутском языке и либо не переводятся вообще, либо переводятся субтитрами, да и никаких каналов сбыта пока не налажено — мы знаем об этом явлении исключительно благодаря энтузиастам.

Качество производимой продукции пока что оставляет желать лучшего — зачастую сюжеты недоработаны, часто не хватает освещения, актёрского мастерства, хороших саундтреков, грамотных операторов, спецэффектов и многого другого. Но всё это приходит с опытом, а как раз опыт якутские кинопроизводители набирают довольно быстро, дилогия «Герои» тому пример.

Сегодня остаётся только гадать, удастся ли якутскому жанровому кино прорваться на широкий рынок (не обязательно российский, есть же ещё и азиатский) и поднять качество и бюджет своих картин за счёт притока новых средств и повышения уровня занятых в производстве кино людей. Но присмотреться к этому явлению стоит уже сейчас, потому что как локальное самобытное явление это как минимум интересно и необычно.

 

 

 

10 якутских фильмов, которые нужно посмотреть 

 

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 3.

1. «Герои. Битва за кубок»

2011

Эксплуатирует детские фантазии любителей martial-art-боевиков и является настоящим торжеством бытового, то есть естественного постмодернизма. В фильме рассказывается о том, как в якутской деревне живут герои боевиков и игр, а именно Джеки Чан, Боло Йен, Саб-Зиро, Онг Бак и другие. Там они поочерёдно занимаются то своими бытовыми обязанностями (убирают хлев, заготавливают сено), то жестоко дерутся друг с другом за обладание кубком чемпиона.

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 4.

2. «Герои-2. Турнир Скорпиона»

2012

Продолжает ту же линию, однако качество картины существенно выросло. Добавились новые герои, сюжет вышел на более глобальный уровень: речь тут уже идёт о судьбе человечества, которая должна решиться как раз на турнире Скорпиона. Помимо этого разрабатывается история появления самих героев — оказалось, что в детстве они насмотрелись фильмов на кассетах и решили стать такими же, как их кумиры. К тому же, теперь можно наблюдать обилие компьютерной графики, реализованной вполне пристойно. Недоработки сюжета сохранились: он несколько обрывочен и местами провисает, однако концовка намекает на продолжение, так что есть надежда, что мы увидим третью часть этого эпика.

 

 

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 5.

3. «Бутэhик кун» («Последний день»)

2013

Эксплуатировал громкую на тот момент (21.12.12) тему конца света, который на самом деле почему-то так и не случился. Парень просыпается утром в деревне и обнаруживает, что все ее жители исчезли, электричества нет, а бензин потерял все свои полезные свойства. Он находит нескольких выживших, и вместе они отправляются в путешествие в город, при этом каждый начинает думать, что остался тут за свои грехи, в коих и исповедуется перед остальной командой. Весь фильм снят на ручную камеру не лучшего качества, которая непрерывно трясётся, что значительно затрудняет просмотр, но зато образ девушки модельной внешности, шагающей на каблуках по безлюдному шоссе, выполнен в лучших традициях постапокалиптического кинематографа. Отдельно стоит отметить, что создатели смогли показать в фильме упавший самолёт, что, несомненно, можно отнести к выдающимся достижениям местных киношников.

 

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 6.

4. «Урун Кун» («Белый день»)

2013

Артхаусный сурвайвал-хоррор, пожалуй, лучшая картина из этого списка. Сюжет таков: люди зимой едут из деревни в город, и по дороге их машина ломается. Оставшись одни посреди снежной пустыни, они пытаются выжить, но им мешают противоречия и конфликты внутри группы. В целом крепкий фильм, а отдельные сцены сняты и вовсе на высочайшем уровне.

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 7.

5. «Сэменчик» («Семёнчик»)

2012

Очень наивная социальная драма о тяжёлой жизни женщины-алкоголички и её маленького ребёнка. Работать она не хочет, вместо этого шарит по помойкам и устраивает посиделки с собутыльниками. Ребёнок в это время вынужден шляться по улицам, побираясь или подворовывая. А в школе одноклассники над ним издеваются за низкий социальный статус. В целом фильм лишён каких-либо неожиданных поворотов сюжета и является скорее зарисовкой из жизни, так что мог бы восприниматься как документальная работа, если бы не очень слабая игра актёров.

 

 

 

    

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 8.

6. «Кута» («Трясина»)

2012

Обыгрывает ситуацию, когда человека задевает шальной пулей во время охоты. Соответственно, охотничий быт тут показан достаточно детально и занимает первую половину фильма, где совмещается с нагнетанием атмосферы при помощи мистики. Во второй же начинается динамический экшен, местами выполненный на высочайшем профессиональном уровне и весьма изобретательно — создатели фильма даже догадались прицепить камеру к ноге бегущего человека. Помимо этого фильм изобилует красивой природой, так что посмотреть есть на что.

 

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 9.

7. «Покидая благоухающую гавань»

2011

Попытка снять артхаусный фильм на манер какого-нибудь Вонга Кар-Вая. Фильм снят в Гонконге и рассказывает о сомнительных приключениях женщины-якутки, которая, правда, из-за короткой стрижки больше похожа на мужика. С одной стороны, снято всё красиво и для такого жанра грамотно, а с другой — этот фильм скорее стоит воспринимать как предостережение, какой дорогой якутскому кино ни в коем случае не стоит идти, потому что вместо хорошей развлекательной картины мы имеем на выходе бессмысленно-заумное не пойми что. Но всё-таки талант создателей с учётом соотношения цена-качество не может не вызвать восхищения.

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 10.

8. «Паранормальный Якутск»

2012

Очередная ходульная попытка сделать мокьюментари по стопам «Ведьмы из Блэр» и «Паранормального явления». Пересказывать сюжет в стиле «молодая пара переезжает в дом, в котором начинают происходить странные вещи» не имеет смысла. Пожалуй, самая слабая работа из этого списка, хотя жители Якутска фильмом остались довольны.

 

 

   

Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 11.

9. «Сырдык куус» («Дар»)

2013

Драма с элементами мистики и криминала. После того как банда гопников убивает отца девочки за карточный долг, она начинает видеть духов умерших людей. Из-за этой способности её начинают бояться сверстники, и чтобы оградить себя от этих конфликтов, она отправляется на воспитание к странному дедушке, который учит её общаться с деревьями и рассказывает про домовых. Помимо этого, общий язык с ней находят гуманоиды, прилетевшие на НЛО, которые раскрывают главной героине все тайны мироздания. Повзрослев, девочка отправляется в город к богатым родственникам, которые принимают её не слишком дружелюбно. Но когда те самые гопники, убившие её отца, начинают прессовать главу семейства, им ничего не остаётся, кроме как обратиться за помощью к девушке, обладающей мистическим даром. Несколько аляповатая и совсем дешёвая, но довольно приятная картина.

 

 

   


Урун Кун: Как в Якутии снимают эксплуатационное кино. Изображение № 12.

10. «Хопто Хаhыыта» («Крик чайки»)

2013

Долго раскачивающийся rape and revenge, опять же с элементами мистики. Всю деревеньку держит в страхе банда гопников, двое из которых влюблены в первую красавицу на деревне. Однако она предпочитает им студента юридического факультета, который и приезжает к ней в деревню. Когда они вместе отправляются в романтическое путешествие, местные авторитеты решают спросить с парня по понятиям, а чем всё это закончится — догадаться нетрудно. Несмотря на очень долгий рассказ о взаимоотношениях всех этих людей, концовка выдалась на редкость бодрой, да и в целом фильм снят качественно. Опять же природа не может не радовать.