Давно надоевшее всем слово «хипстер» с момента своего появления и не без участия воинствующих снобов, ретроградов и других консерваторов превратившееся в ругательство до сих пор не даёт покоя западным культурологам и журналистам. Казалось бы, ещё немного, и оскорбительное клише окончательно канет в Лету, но каждый раз всеобщие ожидания разбиваются о напористость исследователей этого феномена, а также тех, кто последние четыре-пять лет был в отключке и впервые о нём услышал. На этот раз журналисты британской The Guardian решили, что хипстерам пришел конец (что, стоит отметить, с подачи разных изданий, происходит раз в три-четыре месяца), всколыхнув целую цунами радости и негодования. А пока серверы издания с Туманного Альбиона пытаются выдержать наплыв читателей и волну комментариев, за сутки переваливших за тысячную отметку, мы решили осмыслить, что же имели в виду английские колумнисты.

 

Конец хипстеров: The Guardian снова предрекла смерть бород и узких джинсов. Изображение № 1.

 

Э

тимология слова «хипстер», английский эквивалент которого — hipster — Google через раз переводит на русский как «битник», уходит корнями в субкультуру середины 1940-х: именно так тогда стали называть молодых белых, любящих джаз и подражающих стилем в одежде своим афроамериканским приятелям. «To be hip», которое затем получило английский суффикс «-ster» (что означает принадлежность к человеку, например, gangster), говорило о том, что носитель этого значения «в теме». Неважно в какой: в теме музыкальной тусовки, актуальных новостей и т. д., хоть изначально и считается, что термин мог иметь корни у любителей побаловаться наркотиками, в частности опиумом.

Слово вернулось в 2000-х, и неожиданно образ жизни молодых людей от 20-ти до 30-ти, являющихся обладателями независимого мышления и носителями контркультуры, приобрёл отрицательную окраску. С этим согласны многие исследователи, когда-либо касавшиеся проблемы, и, самое главное, сами хипстеры. Так что же произошло? Ссылаясь на слова британского футуролога и соучредителя агентства The Future Laboratory Криса Сандерсона, авторы The Guardian говорят о том, что хипстер умер ровно в тот момент, как только получил такое наименование.

Затравкой для очередного размышления о закате эпохи хипстеров становятся многочисленные и довольно спорные исследования, например о привлекательности бородатых мужчин (вообще сам факт того, что подобного рода исследования проводятся, довольно необычен), популярность которых падает, что, со слов всё тех же авторов, говорит о том, что 2014-й станет последним годом, когда бородачи, а вместе с ними и любители бейсболок, узких брюк и т. д. перестанут быть актуальными.

Всё тот же Сандерсон считает, что на данный момент существует два типа хипстеров: бородатые мужчины в узких брюках и протохипстеры, настоящие, или тру-хипстеры. В чём их разница? По мнению футуролога, последние, преемники культуры битников, а затем хиппи, были и есть действительные представители девиантного социального поведения, носители той самой контркультуры. Их популярность и немногочисленность, что сродни в какой-то мере элитарности, породила массу подражателей, которые переняли их внешний вид, но не более, превратив понятие хипстера в грубую коммерческую пародию. Протохипстеры заинтересованы в культурном лидерстве, хипстеры — в эпигонстве. Проблема заключается в том, что на глазок отличить друг от друга их практически невозможно.

   

Хипстеры стали чем-то оскорбительным — подобное нарочитое отделение от остальных никогда не вызывало положительной реакции большинства.

   

Однако желание молодых людей быть другими, отличными от остальных, не является феноменом или чем-то, что можно осудить: на протяжении второй половины XX века все субкультуры начиная от тех же битников, хиппи и т. д. базировались на этом постулате. Французский социолог Пьер Бурдье писал о том, что в основе социальной идентичности лежит та самая разница, причём разница от тех, кто ближе всего и представляет наибольшую угрозу. Этой разницей было противопоставление старшему поколению, преподавателям в школах и университетах. Однако она достигалась за счёт развития личностных характеристик, смене культурных ценностей, образа жизни. Сейчас же, по словам Криса Сандерсона, чтобы стать хипстером, достаточно купить узкие джинсы. И если в моде футуролог не силен и опоздал на пару лет, то смысл его размышлений достаточно понятен. Хипстеры стали продуктом мейнстрима и отличной находкой для маркетологов, которые выстроили рекламу своей продукции для потребностей новоиспечённой аудитории. Так, в России, ещё год назад подсчитали, что доход от покупок хипстеров составляет порядка 100 миллиардов рублей.

Разделяет идею Сандерсона и американский журналист Люк О’Нил, на которого ссылаются авторы The Guardian. Он отмечает, что надев очки и сделав пару татуировок, любой может с лёгкостью превратиться в хипстера. По его словам, хипстерами движет не уникальность, а желание принадлежать к этой самой социальной группе. И здесь рождается очередной феномен: как в одной субкультуре могут пересекаться два столь противоположных понятия — желание отличаться от других, от серой массы и в то же время принадлежать к массе, но другой. В этом и кроется одно из объяснений того, что хипстеры стали чем-то оскорбительным — подобное нарочитое отделение от остальных никогда не вызывало положительной реакции большинства. 

Вместе с тем большинство исследователей ставит под сомнение правомерность отнесения хипстеров к одной субкультуре. Так, например, главный редактор британского The Vice, говорит о том, что желание модно выглядеть и слушать популярную музыку ещё не говорит о принадлежности к иной культуре, отличающейся от массовой. Интересным является и тот факт, что сами хипстеры за редким исключением никогда не относят себя к хипстерам.

Резюмируя все проблемы хипстеров с идентичностью, Сандерсон считает, что им осталось недолго. По словам исследователя, их ожидают серьёзные внешние изменения, где на место нынешним стандартам привлекательности придёт нечто новое, апеллирующее на грани карикатуры к мужской идентичности. Также, по словам футуролога, закат эпохи хипстеров подтверждает появление нового тренда в моде — нормкора, в основе которого лежит идея противоположная хипстеровской разнице. Здесь главная цель — напротив, слиться с толпой и не отличаться от остальных. Однако про нормкор мы с вами всё выяснили ещё в марте.