Говоря о тюремных рисунках, первыми в голову приходят зачёркнутые палочки дней, неоднократно показанные в кино и на логотипе Undefeated. В английском языке для них даже есть специальный термин tallymarks или hashmarks. Но на одних палочках далеко не уедешь, поэтому мы решили узнать, что же ещё рисовали на стенах заключённые по всему миру.

 

Тюремные граффити, конечно, очень далеки от нью-йоркского стиля, распространившегося по всему миру, но зато совершенно точно подходят под вики-трактовку: «Изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях».

Тюремные настенные рисунки ещё не успели стать такой же иконой, как татуировки, и обрасти символами и скрытыми значениями. Здесь художественные сюжеты довольно прямолинейны, в большинстве своём примитивны и выполняют довольно утилитарную функцию — развлекательную.

Тюремные граффити, почти как пережившая эволюцию наскальная живопись первобытных людей, превосходно передаёт быт, интересы, а иногда и хронологию тюремной жизни.

 

Граффити за решёткой: Что рисуют на стенах тюремных камер по всему миру. Изображение № 1.

Во многих тюрьмах данный вид творчества считается нарушением режима содержания. Нелегальность процесса — то немногое, что сближает граффити Марты Купер и тюремные настенные рисунки. Но даже в правилах зоны есть исключения. Несмотря на то, что большинство рисунков и надписей никем не согласовывались и старательно маскировались от надзирателей, некоторые особо талантливые художники (по тюремным понятиям) иногда поощрялись. В качестве награды им разрешали рисовать в коридорах и других общественных зонах по несколько часов в неделю и даже предоставляли минимальные технические средства вроде одной кисточки и краски нескольких цветов. В США существует даже целое сообщество активистов, организующих программы реабилитации заключённых с помощью искусства.

Современный технический прогресс и всеобщая декларация прав человека проникли в стены многих пенитенциарных учреждений. В камерах появился телевизор и даже интернет. Поэтому термин «сеанс» (раньше обозначавший изображение голой женщины или порнографического сюжета на открытке или в виде рисунка) приобрёл буквальное значение. Теперь футбол, боевики и навязчиво эротические музыкальные клипы заменили зэкам настенный Pinterest с голыми женщинами и напоминаниями о свободе.

Раньше эти рисунки были свежим глотком визуальной информации в условиях настоящей информационной блокады. Категоризация тюремных граффити едва возможна в силу скудности подтверждающих документов. Обрывки информации добываются антропологами из немногочисленных экскурсий по тюрьмам и рассказов бывших заключённых. Но всё же два наиболее ярких сюжета в тюремной настенной живописи выделить можно — женщины и религия.

Привычные искушения в стесненных условиях за решеткой становятся ещё более вожделенными, а потому до появления телевизоров в камере любые изображения женщин были на вес золота.

 

   

Теперь футбол, боевики
и навязчиво эротические музыкальные клипы заменили зэкам настенный Pinterest
с голыми женщинами и напоминаниями о свободе.

   

Граффити за решёткой: Что рисуют на стенах тюремных камер по всему миру. Изображение № 2.

Религиозные мотивы в тюремном творчестве были всегда, как в татуировках, так и в настенных рисунках. Обращение к богу, стремление очиститься и искупить вину очень распространены даже среди зэков с несколькими ходками. Поэтому изображение религиозных образов для зэков было сродни организации алтаря для молитв или, вероятнее всего, являлось попыткой создать видимость собственной набожности.

Впрочем, в странах, где принадлежность к той или иной конфессии зачастую обозначает принадлежность к социальной или этнической группе, религиозные символы являются знаком, по которому можно отличить своих от чужих. В тюрьмах Центральноафриканской Республики, где из-за религиозной нетерпимости христиане и мусульмане сидят в разных камерах, зэки с помощью настенных рисунков чётко обозначают своё вероисповедание.

Нередко на стенах тюремных камер появляются изображения русалки, довольно характерного для тюрьмы образа. Символических трактовок этого символа много, но большинство исследователей сходится на том, что русалка для заключённого — это олицетворение свободы и стремления к ней.

Религиозными мотивами, бранью в адрес правоохранителей и замысловатыми символами фантазия зэков не исчерпывается: в Малайзии, например, в некоторых камерах есть изображения куриных ножек из KFC, популярного фастфуда в этой стране.

В некоторых пенитенциарных учреждениях, особенно в развитых странах, можно встретить и классические граффити. Как правило, это специальные акции правительства или руководства тюрьмы. Например, руководство Halden Prison в Норвегии заплатило, по некоторым данным, около 1 миллиона долларов уличному художнику под именем Dolk за создание работы на одной из стен тюрьмы. А в Германии недалеко от Франкфурта берлинская студия Drawaline собрала целую армию именитых европейских райтеров (Roid, Horfe, KenSortais, SatOne, Skore и Fence), чтобы разрисовать стены тюрьмы для молодых заключённых. Примечательно, что в росписи стен приняли участие и те, кто находится по ту сторону забора.

 

   

До появления телевизоров
в камере любые изображения женщин были на вес золота.