Он всегда умел бесить людей. Музыка Канье Уэста, поступки Канье Уэста, его высказывания и его личная жизнь раздражают сотни тысяч человек по всему миру. Разумеется, когда в декабре 2012-го рэпер вышел на сцену в чёрной кожаной юбке Givenchy, реакция была крайне неоднозначной. Одни сочли это прорывом, другие кричали, что юбка Уэста — прямая и явная угроза системе ценностей настоящего мужчины. У юбки тут же появился свой твиттер, на который подписалась почти тысяча человек.

В 1960-е хиппи часто представляли мир, где у одежды нет половой принадлежности, в самом начале 1980-х одевать в юбки мужчин-моделей любил влиятельный британский стилист Рэй Петри. И все же принято считать, что современной истории мужских юбок 30 лет, а началась она в 1984-м, когда Жан-Поль Готье показал их в Париже и получил чрезвычайно противоречивые отзывы. Дизайнера обвиняли в краже идей у Петри и уличных модников европейских столиц, бездарности и безнравственности. Мужественность одеждой не определяется, упирался Готье: «Мужчина может носить женскую одежду, женщина — мужскую, и оба останутся самими собой».

Килт-убийца: Как мужские юбки становятся мейнстримом. Изображение № 1.

Коллекция Готье наделала много шуму, мужские юбки полюбил солист Guns N' Roses Эксл Роуз, но нормой они не стали. Следующие 20 лет они лишь спорадически появлялись на подиумах, время от времени становясь где-нибудь в Нью-Йорке необязательным трендом для искушённых, — на несколько летних недель, не больше.

В 2003-м в нью-йоркском Метрополитен-музее прошла выставка Bravehearts, посвящённая мужским юбкам, их создателям и попыткам их популяризировать. По этому случаю репортёр TheNew York Times Майкл Брик прогулялся по улицам Нью-Йорка в юбке, посмотрел в удивлённые глаза прохожих и поговорил с куратором выставки Эндрю Болтоном, который признался, что нужно быть очень смелым, чтобы ходить в юбке.

Несколько лет спустя на верность юбкам присягнул Марк Джейкобс, а в 2009-м около сотни мужчин устроили у Метрополитен-музея демонстрацию с требованием признать юбки нормальной мужской одеждой. «Мы не трансвеститы, не геи и не кроссдрессеры, — заявил один из участников шествия. — Мы мужчины. Мужчины, которым нужно право носить юбки». Вскоре мужская юбка появилась у H&M (правда, её быстро сняли с производства), а год спустя юбки объявил важным трендом американский GQ, не самое склонное к провокациям издание на свете.

Сегодня актуальность мужской юбки регулярно подчеркивает хип-хоп-культура. Рэперы, как известно, — новые рок-звезды, ко внешнему виду Канье и Эйсэпа Роки внимания не меньше, чем к их музыке. Сложившийся в том числе под их влиянием стиль гетто-готики одобряет юбки: они отлично вписываются в присущую ему многослойность. Юбки появляются у Рика Оуэнса и Джереми Скотта. Их делают KTZ, En Noir, Fear of God и другие уличные лейблы. И даже человек, лишенный возможности потратить несколько сотен долларов на дизайнерскую вещь, может без проблем найти в сегменте fast fashion длинную футболку или рубашку, торчащую из-под верхней одежды подобно юбке.

Килт-убийца: Как мужские юбки становятся мейнстримом. Изображение № 2.

Неужели мужские юбки действительно стали нормой?

Не совсем. Под каждым восторженным материалом о мужских юбках кто-то обязательно напишет гневный комментарий. Канье и Эйсэп тоже не всем нравятся: коммерческий рэп десятилетиями бравировал гипертрофированной мужественноcтью и гомофобией, многим поклонникам жанра сегодня физически больно видеть рэперов в килтах или в одежде с буйным цветочным принтом. Конфликт при обсуждении мужских юбок неизбежен, вопросов тут всё ещё больше, чем ответов. Мужчины перестали быть мужчинами или выросло поколение людей, как никогда открытых ко всему новому? Может, юбки на самом деле подчеркивают мужественность, ведь в некоторых странах мужчины носят их уже сотни лет?

Наконец, можно ли вообще в 2014-м говорить, что есть одежда только для мужчин и только для женщин? Идея о делении одежды по гендерному принципу устарела, говорит Джонатан Андерсон, известный любитель размывать грань между мужскими и женскими вещами, одевая парней в платья и обувь на высоких каблуках. Идеология модной уличной марки Hood by Air построена на игнорировании психологических особенностей мужчин и женщин.

«В каждом человеке есть колебание от одного к другому полу, и часто одежда хранит мужское или женское обличье, тогда как внутри идёт совсем другая жизнь», — писала Вирджиния Вульф, чьи книги в конце 2000-х вдохновили несколько десятков французов организовать целое движение в защиту права мужчин носить юбки. Можно понять людей, которых пугает решительность, с которой дизайнеры отвергают традиционные представления о мужской одежде.

Альтернативная точка зрения: если лишить моду права провоцировать и отрицать существующие нормы поведения (в том числе те, которые определяют, что можно настоящему мужчине, а что нельзя), она станет неинтересной. «Вокруг только и разговоров, что про свэг, а выглядят все одинаково, — пишет Complex Magazine. — Радуйтесь, когда эксперименты рэперов со стилем не ограничиваются поиском цепи побольше и кроссовок поярче». И пока для одних юбка Канье Уэста с тысячей подписчиков в Twitter — повод заподозрить, что мир сошёл с ума, для других это символ того, что с миром всё в полном порядке.

Текст: Роман Мун (sports.ru)