В прошлом месяце мы писали о польской тюремной татуировке, а две недели назад журнал Sang Bleu опубликовал ссылку на коллекцию фотографий Катаржины Мирчак. Катаржина — документальный фотограф и журналист, а по образованию — археолог из Ягеллонского университета, медицинская кафедра которого и собирала уникальную коллекцию татуировок с 1872 года.

Коллекция представляет собой 60 татуировок, сохранённых в формальдегиде методом, разработанным на заре XX века. Этим собранием татуировок ещё в 1970-х годах заинтересовалось советское правительство в рамках масштабного исследования тюремных татуировок в СССР.

Такой интерес не случаен, ведь эта коллекция наглядно демонстрирует столетнюю эволюцию татуировок заключённых и, главное, показывает, как происходило становление тюремной татуировочной мифологии: от простых рисунков на коже до жёсткой системы отличительных знаков, за каждым из которых стоит особенное и чёткое значение, код которого могут считать лишь посвящённые.

 

Катаржина Мирчак: Фотографии уникальной коллекции тюремных татуировок. Изображение № 1.

Среди преступников в Польше татуировки распространены довольно широко. Однако чтобы получить право носить тюремную татуировку в Польше шестидесятых годов прошлого века, нужно было иметь особые амбиции: татуировка была своеобразной честью, которую нужно заслужить.

Ограниченные тюремные условия привели к тому, что татуировки заключённым делались достаточно примитивными устройствами и небезопасными для здоровья красителями. Пигмент изготовляли из измельченного в порошок угля, палёной резины, пробки, карандашного грифеля, чернил, акварели, которые нередко смешивали с некипяченой водой, мочой, мылом или жиром. Под кожу краска наносилась при помощи заточенных скрепок, проводов, швейных игл, бритв и кусков стекла.

В 1970-х отдел расследования преступлений варшавского военного штаба опубликовал особый документ для следственных органов, который был итогом исследования 2300 татуировок преступников, заключенных и... солдат срочной службы из Чехословакии, Югославии, Восточной Германии и СССР. По сути, документ этот стал энциклопедией татуировок, в которой было прописано значение каждой из них.