19 апреля исполняется ровно двадцать лет с момента выхода альбома Наса «Illmatic». Для своего времени эта пластинка стала настоящим прорывом, оставив за собой довольно отчетливый след в культуре: ее цитируют, ей вдохновляются, ее переслушивают снова и снова. Мы решили собрать несколько историй, связанных с альбомом «Illmatic» и тем влиянием, которое он оказал на хип-хоп-культуру. 

 

1. Документальный фильм

Дебютная пластинка Наса вышла 19 апреля 1994 года – то есть двадцать лет назад. Помимо клипов, снятых на четыре трека с альбома, вместе с релизом выпустили и мини-документалку, рассказывающую о процессе записи лонгплея. В кадре, помимо самого Наса и «пацанов с района», засветились все важные хип-хоп продюсеры того времени: Премьер, Пит Рок, Лардж Професор, Кью-Тип. Они и ответственны за звук «Illmatic»

 

2. Обложка

В дебютном альбоме Наса новаторским было все: от подбора продюсеров до артворка. На обложке альбома изображен маленький Насир на фоне родного для него района Нью-Йорка Квинсбриджа. Снимок был сделан отцом рэпера, когда Насиру было семь лет. По словам самого рэпера, этот возраст для него стал переломным моментом – именно в это время к нему пришло понимание многих вещей.  «Когда я создавал «Illmatic» - я был маленьким мальчиком, застрявшим в гетто. Моя душа была полностью во власти Квинсбриджа», - рассказывал сам Нас. 

Впрочем, оригинальной обложка не была: она явно навеяна кавером джазового альбома Howard Hanger Trio's  «A Child Is Born», который вышел еще в 1974 году. 

Illmatic: Культовый альбом Наса в 10 историях. Изображение № 1.

Кстати, близкие в то время к Насу частники Ву-Танг Клана Гоустфейс и Рэйквон даже высказывали претензии к Бигги, который по их словам украл идею Наса, использовав детскую фотографию на обложке альбома «Ready to Die», который вышел полгода спустя после «Illmatic».

В будущем свою детскую фотографию на обложку помещал также Лил Уэйн (пластинка «Carter 3»), а в сети собрана целая подборка пародий и трибьютов обложке Наса. На стилизированых под кавер «Illmatic» фотографиях, можно увидеть кого угодно: от рэпера Джей Коула до северокорейского диктатора Ким Чен Ира.

 

3. Переиздание 

За все время своего существования пластинка только укрепила свой статус одной из самых важных записей в истории хип-хопа, а специально к двадцатилетию было издано ремастеринговая версия «Illmatic». Параллельно с ней в сети появился и трейлер нового документального фильма о записи альбома, который американские фанаты рэпера смогут увидеть в кинотеатрах, а отечественные - посмотреть в интернете. 

Помимо этого, внимание фанатов привлек и бонус-диск на котором собраны неизданные демо-версии тех времен и би-сайдов. Впрочем, по сети уже давно гуляет целый демо-тейп, на котором можно услышать все, что не вошло в окончательную версию «Illmatic».

Кстати, несколько куплетов с этого анрелиза таки увидели свет в будущем: так первый куплет с так и не выпущенной песни «Deja Vu» Нас использовал при записи дуэта с Рэйквоном «Verbal Intercourse».

  

4. Приглашенные артисты

Насир Джонс старался по максимуму обойтись без гостевых куплетов от других рэперов, дабы раскрыть перед слушателями во всей красе свой лирический талант.  Единственный куплет приглашенного рэпера можно услышать в композиции «Life’s A Bitch» - он принадлежит другу Наса бруклинскому артисту AZ. Кстати, этот же трек заканчивается сольной партией на трубе от отца Наса джазового музыканта Олу Дара. Это не единственный случай, когда Олу записывался с сыном. Он также принял участие в создании треков «Jungle Jay», «Dance», «Street's Disciple» и даже снялся в клипе на «Bridging The Gap».

 

5. Продажи  

Несмотря на новаторство – пластинка не была коммерчески успешной: фанаты жанра, конечно же, были без ума, а вот широкой публике по вкусу больше пришелся дебютник Бигги. Все дело в том, что пластинка Насира была достаточно концептуальной работой, а не просто сборником треков, и лейблу тяжело было продвигать отдельные синглы: «It Ain't Hard to Tell» добрался только до 91 места в общей сотне Биллборда, а уже трек «Life’s A Bitch» и вовсе не смог попасть в чарты.  

Золотого статуса альбом достиг только в 1996 году, а платиновым «Illmatic» стал лишь в 2001 году. Впрочем, влияние на культуру смогли оценить даже предприимчивые воротилы музыкального бизнеса: Columbia Records до сих пор издает эту работу на виниле.

 

6. Влияние на хип-хоп 

Тот факт, что на первом альбоме Насира Джонса выросло целое поколение современных рэперов – делает эту пластинку еще и одной из самых цитируемых работ в истории рэпа. Отсылки к песням с «Illmatic» можно найти у Мак Миллера, Джей-Зи, Биг Эла и многих других рэперов. Когда пластинку «good kid, m.A.A.d city» сравнили с «Illmatic»,  Кендрик Ламар заявил, что сам факт сравнения «это безумие», ведь, по мнению рэпера из Комптона, дебютник Наса - недосягаемая высота. 

Illmatic: Культовый альбом Наса в 10 историях. Изображение № 2.

Кроме того в разное время множество рэперов и битмейкеров заявляли, что дебютник Наса повлиял на их становление, как артистов. Если Коммон признался, что «Illmatic» подтолкнул его к концепции диска «Be», то детройтский рэпер Elzhi пошел дальше и записал свою версию этого альбома: его куплеты поверх инструменталов из «Illmatic» он назвал «Elmatic».

 

7. Биф с Джей-Зи 

Семпл из песни «The World Is Yours», которая вышла на «Illmatic», положил начало бифу Наса и Джей-Зи. Джигга использовал строчку Нэса в своем хите «Dead Presidents», а Нас неоднозначно отреагировал на такое заимствование в одном из своих интервью.  

Дальше последовала череда взаимных обвинений и несколько треков, среди которых можно отметить «Takeover» и  «Ether». Первый примечателен тем, что, по сути, является первой большой песней спродюсированной Канье Уэстом, а второй интересен из-за факта использования голоса Тупака, который повторяет «Fuck Jay-Z». Сейчас Джей-Зи и Нас уже живут в мире, снимаются друг у друга в клипах и даже вместе выступают.

Illmatic: Культовый альбом Наса в 10 историях. Изображение № 3.

 

8. Книга об альбоме

Кроме бесчисленного количества статьей и рецензий  - об альбоме «Illmatic» так же была написана и книга. Автором и редактором этого издания является профессор Джорджтаунского университета Майкл Эрик Дайсон (герои его других книг – Мартин Лютер Кинг, Марвин Гей и Тупак Шакур).

Для названия произведения была использована строчка из самого альбома «born to use mics» («Рожден для работы с микрофоном»), а внутри поместили аналитический труд с расшифровкой текстов релиза, а также с материалами об влиянии дебютного альбома Насира Джонса на хип-хоп и массовую культуру. «Born to Use Mics: Reading Nas's Illmatic» можно купить через интернет.

Illmatic: Культовый альбом Наса в 10 историях. Изображение № 4.

 

9. Продолжение 

У песни «N.Y. State of Mind» существует продолжение: вторая часть трека увидела свет через пять лет после выхода «Illmatic». Продюсером сиквела также стал Диджей Премьер. Ходили слухи, что на релизе «Lost Tapes 2» должна выйти и третья часть этой композиции, но информация пока никак не подтвердилась.  

Также на том же альбоме 1999 года «I Am…» была выпущена песня «Nas Is Like», которую Нас и Примо записали еще во время работы над «Illmatic».  

 

10. Двадцать лет спустя

Нэс неоднократно возвращался к своему дебютному альбому: в песнях артиста не раз можно было услышать строчки с «Illmatic», а в треках то и дело появлялись семплы с этой пластинки.

В этом году рэпер обещает дать целый тур, во рамках которого будет исполнять песни со своего первого альбома. Чтобы получить полное представление, как это будет выглядеть, достаточно посмотреть выступление Насира на последней «Коачелле»: в программе главные песни с треклиста «Illmatic», а на сцене Насу составил компанию старый враг-друг Джей-Зи.