Фотокомиксы, а уж тем более фотороманы — сегодня практически вымерший жанр. Но история знает примеры, когда фотокомиксы были едва ли не популярнее кино: в середине 1960-х итальянцам удалось выпустить целую серию коммерчески успешных и популярных фотороманов (или, как их называли, фотофильмов) под названием «Киллинг». Мы попытались разобраться в истории появления этих фотокомиксов и их влиянии на массовую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

 

В 1962 году в Италии появляются комиксы про Диаболика — искусного вора в обтягивающем чёрном кожаном костюме, который постоянно совершает невероятные и дерзкие преступления. Лицо его, естественно, было скрыто маской. В отличие от обычных бандитов, на преступления его толкали азарт и жажда интриги, а не алчность, так что украденные деньги он мог с лёгкостью использовать для декорирования собственной койки. При этом Диаболик мог обкрадывать как банки, так и бандитов. А скрашивала его досуг и помогала в преступном промысле симпатичная девушка Ева Кант. В целом, Диаболик был персонажем хоть и не высоконравственным, но и злом во плоти тоже не являлся.

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 1.

На волне популярности Диаболика в 1964 году появляется новый персонаж — Криминал. Отличия от Диаболика были минимальны: поверх костюма, сделанного по тому же принципу, был нарисован скелет, что, впрочем, добавляло стиля. К тому же история его приключений стала линейной (следующий номер начинался на том же месте, на котором заканчивался предыдущий). В остальном же концепция фотокомиксов была сохранена практически без изменений.

Помимо этого, почву для появления фотофильмов фривольного содержания подготовила серия комиксов «Валентина» про мистические и сексуальные приключения девушки-фотографа, не стесняющейся бисексуальной любви и садомазохизма

 

После успеха Диаболика и Криминала в 1966 году появляется первый фотороман «Киллинг» с одноимённым персонажем в главной роли. В нём ни о какой морали речи уже не шло. Киллинг, наряженный в костюм скелета, совершает кровавые убийства, используя для этого необычное холодное оружие или придумывая хитроумные ловушки. Одной из главных отличительных черт фотокомикса, помимо ультразлодея в костюме, становятся девушки с пышными формами, которые предпочитают ходить в нижнем белье. Ещё одна характерная особенность жанра «киллинг» заключалась в том, что и полицейские, и бандиты, появляющиеся на страницах комикса, одинаково циничны и жестоки, так что никаких положительных персонажей в этих фотороманах нет. Не удивительно, что всё это проходило по ведомству продукции для взрослых.

За три года было выпущено 62 номера «Киллинга», при этом каждый насчитывал от 150 до 200 страниц. В какой-то момент тираж каждого номера достигал 700 тысяч экземпляров. А для повышения коммерческих показателей личность актёра под маской Киллинга тщательно скрывалась и оставалась для публики загадкой вплоть до 2007 года, несмотря на то что последний номер «Киллинга» увидел свет в 1969 году.

Фотороман стали экспортировать в другие страны, включая Германию и Францию. В последней, к слову, он был запрещён цензурой после 19-го номера.

Экспорт в другие страны сопровождался с обычным для того времени вольным обращением локализаторов с названием. Во Франции фотокомикс стали именовать «Сатаником» (Satanik), а в Турции «Килинком» (Kilink). К слову, в Италии Сатаник был схожим женским персонажем, у которого была своя линейка комиксов.

   

Первый же номер «Киллинга» принёс создателям отличную прибыль, и они в лучших традициях итальянской индустрии развлечений решили ковать железо, пока горячо.

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 2.

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 4.

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 5.

Сегодня, когда публика посмотрела сотни часов фильмов ужасов и прочитала тонны детективов, своим цинизмом и сюжетом «Киллинг» мало кого способен впечатлить (хотя отдельные кадры до сих пор как минимум удивляют). Тем не менее определённое влияние на массовую культуру фотофильм оказал.

Прежде всего, авторам удалось создать свою собственную параллельную реальность, которую населяют только бандиты, полицейские, девушки в нижнем белье и герой в костюме скелета. Всё остальное ими полностью игнорируется. У персонажей нет никаких бытовых проблем, их интересуют только интриги. Они живут в богато обставленных квартирах и ездят на дорогих машинах, что роднит «Киллинг» с киножанром джалло. При этом на фотографиях мы видим живых людей, что делает историю куда более реалистичной, чем в обычных комиксах.

   

В случае с «Киллингом» итальянцам удалось повторить трюк из спагетти-вестернов, где положительные ковбои голливудских вестернов предстают в образе циничных ублюдков. В случае с «Киллингом» схожим образом «перевёрнут» образ безупречных с моральной точки зрения супергероев Marvel и DC Comics.

«Киллинг» и кино

Успех фотороманов планировалось закрепить официальной экранизацией, но авторы испугались цензуры. К слову, «Криминал» и «Диаболик» к тому моменту уже были экранизированы (в 1966-м и 1968-м соответственно). Если посмотреть эти фильмы, мысленно применив к ним характерные приемы жанра джалло, то можно легко представить, как бы «Киллинг» выглядел на большом экране.

Тем не менее антигерою в костюме скелета всё-таки удалось прорваться в кино, пусть и самым неожиданным образом. Турки взяли персонажа на вооружение, переименовали в Килинка и сняли с ним несколько фильмов. При этом в качестве соперников Килинка выступили... Джанго (тот самый, из вестернов с Франко Неро) и Супермен. Впрочем, для турецкого кино это не такой уж необычный гибрид.

 

 

Подражатели

После успеха «Киллинга» жанр фотороманов привлёк множество других авторов. Были попытки отказаться от супергеройского жанра. Обычный криминал, эротика, мистика, приключения, бондиана и военная тематика — всё пошло в ход при изготовлении фотофильмов. Но самой забавной из подобных попыток стала серия «Кимба», итальянский аналог Тарзана — человек в леопардовых трусах, прыгающий по лианам в сопровождении своего друга Человека-паука. 

Подобные фотороманы ещё пользовались какой-то популярностью, но ни одной отдельной серии не удалось даже близко приблизиться к успеху «Киллинга», и к середине 1970-х жанр сошёл на нет.

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 6.

Эпилог

В 2007 году вышел документальный фильм The Diabolic Super-Criminal, в котором и была раскрыта личность актера, исполнявшего роль Киллинга. Особого фурора этот камин-аут не произвёл, но определённой аудитории напомнил о существовании жанра фоторомана. По крайней мере сегодня сканы всех 62 номеров можно найти в интернете.

«Диаболик», к слову, до сих пор остаётся на плаву, однако его персонаж потерпел значительные изменения, превратившись из авантюриста и преступника в некоего Робин Гуда. Теперь по «Диаболику» снимают мультсериалы для детей, а в 2014-м должен выйти бюджетный сериал, посвящённый этому персонажу. Из последних масскультурных появлений Диаболика в своём более-менее аутентичном образе можно вспомнить клип Beastie Boys «Body Movin’».

«Киллинг»: История самых знаменитых фотокомиксов 1960-х. Изображение № 9.