Уличное искусство в России бурно развивается и привлекает всё больше внимания со стороны публики, прессы и художественных институций. Любой читатель FURFUR с лёгкостью назовёт хотя бы несколько имён современных звёзд отечественного уличного искусства. Однако этих нескольких человек явно не достаточно для того, чтобы наполнить наши города смыслом и яркими неожиданными образами. А стараниям работников ЖКХ большинство работ очень быстро исчезают. И поскольку с нравами городских служб мы поделать пока ничего не можем, то остаётся лишь надеяться на то, что уличное искусство будет становиться всё более и более массовым явлением.

 

 

Но для начала короткий курс истории отечественного стрит-арта. Как известно, уличное искусство во многом выросло из граффити (хотя это далеко не всегда так). Первыми граффити-художниками в нашей стране были брейкеры, и было это в середине 1980-х — то есть ещё во времена Советского Союза. Самые известные из них — Баскет, Крыс и Навигатор — танцевали брейк-данс, ездили по фестивалям и параллельно рисовали граффити. С падением советского режима фестивали закончились, а вместе с ними и затихла первая волна хип-хопа.

Вторая волна началась уже во второй половине 1990-х, а кумирами молодых граффити-художников были как мастера старой нью-йоркской школы, так и европейцы — Daim, Loomit, Mode 2. На рубеже тысячелетий местные художники стали освобождаться от канонов, стали чаще использовать кириллицу и в целом пытаться русифицировать и адаптировать уличное искусство под местный контекст. Первыми это сделали участники команды Rus Crew, а позже и более известная сегодня команда «Зачем?».

Несмотря на это, в нулевые бурное и массовое развитие у нас получило именно традиционное граффити — жанр, для которого не требуется подстраиваться под городской пейзаж, учитывать специфику района и так далее. Наиболее полно контекстуальный стрит-арт середины прошлого десятилетия отражен в серии книг Objects, выпущенных художником Игорем Поносовым. Третья и завершающая книга была презентована на выставке с провокационным названием Russian Street Art Is Dead. Этим названием Игорь хотел подчеркнуть, что, несмотря на ряд очень интересных работ, стрит-арт к этому моменту так и не стал массовым и ограничивался лишь несколькими сериями работ отдельных авторов.

На волне протестов и вообще активизации гражданского общества, а также разочаровании многих галерейных художников в работе с пространством белого куба начиная с 2010-го или 2011 года в стрит-арт начинает приходить всё больше новых людей, не связанных с граффити. Интересно, что если большинство работ прошлого периода — это объекты и изображения, вписанные в городской пейзаж, то новая волна гораздо чаще отражает политические и социальные темы и всё больше художников начинает работать с текстом. Кроме того, стрит-арт начинает тесно переплетаться с активизмом

В сегодняшнем уличном искусстве в России есть несколько наиболее популярных техник, или направлений. Дабы не слишком углубляться в нюансы, проиллюстрируем каждое из направлений работой одного художника.

   

 На рубеже тысячелетий местные художники стали освобождаться от канонов, стали чаще использовать кириллицу и в целом пытаться русифицировать и адаптировать уличное искусство под местный контекст.

  

Техники

 

 

Живописные изображения на стенах

Часто такие авторы работают с аэрозольной техникой и начинали ещё много лет назад, как, например, Женя 0331c (Оззик).

 

Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта. Изображение № 1.

 

 

Инсталляции, скульптуры и перформанс

Так называемый выход в трёхмерное пространство, а также проекты, где важен не только результат, но и процесс. Много работ Паши 183 выполнены как раз в таком ключе.

 

Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта. Изображение № 2.

 

 

Текстовые послания

Работы Кирилла Кто — прекрасный пример переплетения соврулиска (современного уличного искусства, термин самого Кирилла) с литературой, текстом и поэзией. Ещё один пример — работы художника Агон-нога из Питера.

 

Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта. Изображение № 3.

 

 

Трафареты и плакаты

Эта техника очень часто используются активистами для тиражирования своего послания (впрочем, этой техникой часто пользуются и рекламщики). Яркий пример остросоциального уличного искусства — творчество группы «Ганди».

 

Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта. Изображение № 4.

 

 

Взлом рекламы

Пограничное явление, однако этим занимаются очень многие уличные художники. Яркий пример — Саша Курмаз.

 

Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта. Изображение № 5.

 

Как было сказано вначале, для того, чтобы уличное искусство действительно меняло город, необходимо, чтобы оно становилось массовым. А это значит, что помимо известных авторов это ещё сотни зачастую анонимных горожан, которые решают использовать язык стрит-арта для донесения своего мнения или просто как возможность выразить себя.

Среди этого множества художников и активных горожан со временем удаётся выделить наиболее талантливых и последовательных. Среди них уже сейчас можно выделить уже упоминавшуюся группу «Ганди», базирующуюся в Петербурге. Художники поднимают в своих работах темы феминизма, мигрантов и ненасилия.

Среди отдельных художников стоит упомянуть Андрея Олейнева и Максима Иму. Первый работает с более традиционным для стрит-арта форматом — уличной живописи. А Максим стал известен своей серией диалогов об искусстве, сделанной на основе реально услышанных разговоров, которые он записал во время работы в одной из галерей современного искусства в Петербурге.

Очень плодотворна тусовка вокруг московского «Циферблата». В том числе в плане создания городских интервенций — преимущественно в окрестностях самих «открытых пространств» — на Покровке и Пушкинской. Здесь можно выделить работы Дани Мулярова и Лены Снегирёвой.

Наконец, нельзя не упомянуть художника, создавшего одну из лучших работ прошлого года. Про него нам известно лишь то, что зовут его Виктор. Работа представляет цитату (и потрясающе точную иллюстрацию) из стихотворения Маяковского, написанного ровно 100 лет назад.

   

Городской активизм — ещё одно пограничное явление. Переход от слов и образов
к делу (прямому действию).
Пример — партизанинг.