Не так давно мы рассуждали о культурной и художественной ценности обложек альбомов метал-групп. Намедни в сети появилась новость о том, что коллектив Metallica сыграл новую песню, вернувшись к своей ранней жёсткой и эффектной стилистике. Развивая тему экстремальных стилей музыки и всего, что с ними связано, мы вспомнили несколько фильмов, посвящённых самым тяжёлым и интересным музыкальным жанрам, характеризующим целые эпохи.

 

Hard Core Logo («Эмблема тяжёлого рока»)

Брюс МакДональд (1996) 

В 1996 году на экраны вышло мокьюментари Брюса МакДональда «Эмблема тяжёлого рока» — в сотрудничестве со сценаристом Ноэлем Бэйкером режиссёр снял фильм по одноимённой книге Майкла Тёрнера. История завязывается вокруг популярной некогда панк-группы Hard Core Logo, состоящей из вокалиста Джо Дика, басиста-шизофреника Джона Оксенбергера, гитариста-извращенца Билли Тэлента и барабанщика по кличке Пайпфиттер.

Несмотря на совсем уж низкий бюджет картины (около 14 тысяч долларов), ленту неоднократно называли одним из лучших фильмов Канады в период с 1990 по 2005 год. В таблоиде Toronto Sun написали, что киноистория настолько реальна, что тяжело поверить в её вымышленность. Считается, что группа Billy Talent была названа в честь одного из героев картины. «Эмблема тяжёлого рока» удостоилась высшей кинопремии Канады «Джинни», а в 2010 году вышел сиквел драмы МакДональда, правда, не такой успешный, как первый фильм.

 

Ex Drummer («Экс-ударник»)

Коэн Мортье (2007)

В 2007 году Коэн Мортье отчитался об экранизации романа Германа Брюссельманса «Экс-ударник», написанного в 1994 году, и снял фильм, долгое время считавшийся если не классикой современного артхауса, то определённо одним из самых популярных представителей новой эры жанра.

К музыке как таковой фильм имеет одновременно и непосредственное, и опосредованное отношение: это, конечно же, история о музыкантах (правда, не совсем здоровых психически и физически), однако во время поисков барабанщика для коллектива The Feminists с ними происходят какие-то совсем уж фантасмагорические приключения. В большей степени это картина о физических манипуляциях людьми, пытках под личиной спасения и общественных санитарах, в чьи обязанности входит лечение социальных пороков, а в желания — нет.

 

Sønner av Norge («Сыны Норвегии»)

Йенс Лиен (2011)

Ещё одна лента о панк-роке, на этот раз его аватаре в северных странах: это история о семье левых активистов-антиглобалистов, переехавших в город Риккинн вместе с маленьким сыном Николаем. По мере взросления ребёнка усиливаются его реакционные настроения, его недовольство обретает вполне естественные протестные формы, и вот уже пивная бутылка летит в лоб местному чиновнику.

Сюжет фильма принадлежит перу Николая Фробениуса, норвежского писателя и сценариста, в 2004 году выпустившего книгу «Теория и практика», названную им позже «ложной автобиографией». В «Сынах Норвегии» из коржей реальных воспоминаний, исторических переживаний, ностальгии и реальности получается слоёный пирог личной ответственности за обретение свободы, а протест, минуя разнообразные формы бунтов, в конце концов обращается против себя, превращаясь в смиренность и гармонию.

 

Black Metal Veins («Вены блэк-метала»)

Люцифер Валентайн (2012)

Фильм Люцифера Валентайна, мастера gore-хоррора, автора широко известной в узких кругах трэшевой истории «Бойня блюющих куколок», «Выблеванной жертвы» и «Тошнотной камеры медленных пыток».

Black Metal Veins — история о самоуничтожении героином пяти наркоманов, взгляд в пустоту и напоминание о том, чего лучше не делать никогда. В небольших перерывах между приходами главные герои пытаются рассуждать на тему блэк-метала и даже играть на инструментах. Снятый «от бедра» фильм изобилует субкультурными месседжами, однако выделить какой-то общий посыл картины довольно проблематично ввиду специфики жанра и всё той же специфики авторской манеры визуализации Валентайна.

 

Málmhaus («Металхэд»)

Рагнар Брагасон (2013)

Сценарий для этой исландской драмы был написан режиссером фильма Рагнаром Брагасоном. Его премьера состоялась в Швеции в феврале этого года, несколько позже лента поехала фестивалить в Финляндию и Данию. Допремьерная популярность инди-картины была примерно такой, как у какого-нибудь голливудского блокбастера: вероятно это обусловлено тем, что почти 70% населения нордических стран имеют то или иное отношение к музыке, а в характере их и менталитете необъяснимая холодная меланхолия.

На самом деле фильм этот не только о музыке: он в равной степени и о горе, и об утратах: это история о 12-летней девочке Гере, которая теряет своего брата Балдура в результате тракторной аварии. В какой-то момент Гера находит своё утешение в музыке, превращаясь в угрюмого подростка с инфернально печальным кругом интересов. Холодный пейзаж, электрогитара, прощальные огни родного города и церкви — набор, быть может, уже известный и знакомый, однако не ставший от этого менее интересным.

 

Black Metal («Блэк-метал»)

Кэт Кендлер (2013)

В программе кинофестиваля «Сандэнс» 2013 года был представлен короткометражный фильм американской независимой сценаристки и фильммейкерши Кэт Кэндлер Black Metal. Лондонских кинокритиков картина не тронула, однако пришлась по душе американским, заработав приз жюри Далласского интернационального фестиваля кино.

Девятиминутное видео повествует историю ажиотажа и самопиара некогда фаната сцены, а теперь лидера блэк-метал-коллектива. Всех нюансов и атмосферы музыкального севера в столь небольшой хронометраж поместить, конечно, не удалось, однако критиками фильм был воспринят превосходно и сегодня является частью неофициальной программы для ознакомления с жанром короткого метра инди-формата как таковым.

 

Heavy Metal Horror («Хеви-металлический ужас»)

Ричард Бойлан (2013)

Вообще-то контингент лиц, не понимающих и недолюбливающих хеви-метал-сцену, существует уже довольно давно, так что преумножать его смысла не было, однако у режиссёра и сценариста картины с говорящим названием Heavy Metal Horror Ричарда Бойлана на этот счёт было своё мнение.

Сюжет фильма разворачивается вокруг девушки, попавшей в плохую компанию — с развратом, наркотиками, оружием и другими прелестями андеграунд-существования. Если бы фильм был посвящён ужасу блэк-метал-сцены, вероятно, пугающим фактором был бы какой-нибудь оккультный персонаж, однако в Heavy Metal Horror, кажется, всё намного прозаичнее: герои фильма спасаются от вооруж           нного музыканта-наркомана. Только и всего.