На прошлых выходных Московский музей современного искусства представил персональную выставку художника Павла Пухова (1983—2013), более известного под псевдонимом Паша 183. Эта выставка стала первым в российской практике проектом, в котором уличное искусство оказалось на музейной площадке. Мы попросили рассказать нам об этом событии Дмитрия Аске, граффити-художника и сооснователя журнала Code Red.

Мнение: Граффити-художник Дмитрий Аске о выставке работ Паши 183. Изображение № 1.

Дмитрий Аске

граффити-художник, сооснователь журнала Code Red

  

  

Я был на выставке Паши в первые выходные после открытия. Надо отметить, в музее было очень людно. Кирилл с Полиной (кураторы выставки) молодцы: подготовить такую масштабную экспозицию всего за три месяца было очень непросто. Больше всего мне понравилась инсталляция, воспроизводящая комнату Паши и зал с холстами, которые он особо не афишировал.

На выставке представлено очень много работ, сделанных более чем за десять лет. Все они в полной мере отражают суть Пашиного творчества. Интересно, что, хотя многие работы достаточно депрессивны, зрители, которых я видел, смотрели на них с улыбкой и, похоже, не особо задумывались о смысле произведений. Сложилось впечатление, что для них Паша 183 — это просто модный художник, о выставке которого везде написали, и поэтому её обязательно нужно посетить.

Очень печально осознавать, что, если бы Паша не умер, ни о какой выставке никто бы и не подумал. Вся эта история со взлётом популярности и ажиотажем в СМИ перевернула жизнь Паши вверх дном и сделала его заложником тяжких обстоятельств, связанных со всеобщим вниманием.

В целом, «Наше дело подвиг!» стала очень важным событием в истории российского уличного искусства и искусства вообще. Это знак того, что в лице Паши 183 общество и представители культуры признали тех художников, которые рисуют на улицах, и подтвердили существование граффити и стрит-арта в рамках искусства. Уверен, что эта выставка в будущем откроет дорогу другим отечественным уличным художникам.