На днях в Москву приезжала граффити-команда из Бразилии Os Gemeos. Их работы известны далеко за пределами граффити-среды и замечены на стенах домов от Сан-Франциско до Берлина. За этим успехом стоят годы закалки в бетонных джунглях Сан-Паулу, городе с уникальным стилем тегинга — пишасау. Именно о нём и пойдёт речь в этом материале.

 

Экономическая столица с невероятным классовым расслоением, высоким уровнем преступности, урбанистическими гетто и отсутствием океана не располагает к написанию натюрмортов. Такая концентрация энергии в конечном счёте не могла не стать катализатором для бурной молодой экспрессии.

Pixação (с португальского — «тег», но буквально означает «след» или «пятно») представляет собой всеобъемлющий феномен, который превосходит все известные примеры граффити, с точки зрения тотального покрытия — они везде.

Пишасау как явление рисования надписей на стенах появились ещё в 1940-х, и в первую очередь это были политические лозунги, написанные дёгтем. К 1970-м пишасау почти исчезли с улиц, но тем не менее были возрождены в 1980-х группой подростков, которые начали просто писать свои имена и имена команд вместо политических слоганов. Но, несмотря на отсутствие прямых политических высказываний, пишасау — это по-прежнему социальное заявление, а иногда и протест.

 

Всё о пишасау — бразильской технике уличной каллиграфии. Изображение № 1.

Всё о пишасау — бразильской технике уличной каллиграфии. Изображение № 2.

Пишасау — редкая и по-своему инновационная форма визуального языка, которая сломала условности современного граффити с момента своего появления в Нью-Йорке в 1970-е. Уникальность заключается в том, что, в отличие от большинства других американских, европейских и даже азиатских граффити, воспроизводящих в том или ином виде нью-йоркский стиль, пишасау разработали совершенно другую систему написания — псевдокаллиграфию. Сами рichadores («пишадорис», так называют тех, кто рисует пишасау) очень гордятся тем, что их шрифты не имеют общих корней с Северной Америкой.

Стилистически на теги оказало влияние оформление пластинок хеви-метал- и хардкор-групп 1980-х (AC/DC, Iron Maiden, Slayer, Dead Kennedys, чья эстетика была адаптирована местными бразильскими группами типа Sepultura и Ratos de Porão), а именно гибрид готических шрифтов и исторических буквенных форм, таких как руны. Ключевой фактор — это интеграция структуры письма в общий городской ландшафт. пишасау как культурный феномен неразрывно связаны с архитектурой города и не существуют в отрыве от неё. Образ тегов довольно брутальный и на первый взгляд грязный, но он идеально вписался в серые стены урбанистического ландшафта.

Несмотря на стилистические вариации в каждой надписи, пишасау представляют эстетическое единство и визуальную согласованность друг с другом: сотни вариаций начертаний одних и тех же букв от разных команд и художников, но при этом единый, узнаваемый стиль. Это ещё один феномен, отличающий пишасау от других граффити. Нью-йоркское граффити превратило поверхности поездов в массмедиа, сделав их главной целью райтеров. В Сан-Паулу первостепенной целью для тегинга является архитектура от офисных зданий до вертикальных трущоб на окраинах.

 

  

Пишасау как явление рисования надписей на стенах появились ещё в 1940-х, и в первую очередь это были политические лозунги, написанные дёгтем.

  

Всё о пишасау — бразильской технике уличной каллиграфии. Изображение № 3.

Всё о пишасау — бразильской технике уличной каллиграфии. Изображение № 4.

Постоянный поиск адреналина, социальный протест, юношеский максимализм — всё это возвело культуру пишасау в абсолют: либо ты рисуешь выше всех, в самых сложных местах, либо не рисуешь вообще. В погоне за славой пишадорис идут на самые рискованные трюки. Они не ограничиваются удлинительными палками для валиков, а применяют технику живых пирамид, элементы урбан-клаймбинга, самодельные малярные люльки и спускают своих товарищей с крыши за ноги. Часто такие подвиги имеют летальный исход, но желающих рисовать в самых опасных местах меньше не становится.

Пишадорис — это в основном представители маргинальных слоёв населения, поэтому отношение к ним среди сограждан соответствующее. Считается, что всё их творчество только ради дешёвой телевизионной славы. Надписи, сделанные только в самых сумасшедших местах, могут попасть на IBOPE (самый большой институт статистики со своим телешоу). Некоторым художникам даже удаётся пробиться в международные сводки, например команда пишадорис, оставившая свои теги на статуе Христа в Рио-де-Жанейро.

В 2008 году художник по имени Рафаэль Pixobomb организовал атаку на свой Университет изобразительного искусства в качестве своей выпускной работы. Группа из 50 райтеров использовала пишасау как утверждение того, что искусство должно быть социальным. Через некоторое время атаки повторились в ряде галерей, продвигавших граффити как искусство. Апогеем же стала ожидаемая атака на арт-биеннале в Сан-Паулу, после которой Pixobomb был замечен в ряде проплаченных государственных акций. До конца непонятно, были это попытки поднять Pixo до арт-уровня или же форма протеста, а арт-институции направили бунтарскую энергию в своё русло. Многим известна история Тони Шафрази. В 1970-е он ворвался в Нью-йоркский музей современного искусства и написал на одной из работ Пикассо антивоенный лозунг. Теперь он арт-дилер и владелец крупной галереи.

Для одних пишадорис — преступники и хулиганы, для других — герои, рискующие своими жизнями, чтобы попасть в самые опасные места и ситуации, какие только видела граффити-сцена. Но в любом случае пишасау — это чистейшая форма экспрессии.

 

  

Для одних пишадорис — преступники и хулиганы, для других — герои, рискующие своими жизнями, чтобы попасть в самые опасные места и ситуации, какие только видела граффити-сцена.

  

Всё о пишасау — бразильской технике уличной каллиграфии. Изображение № 5.