Мы много раз обращались к теме уличного искусства, но ещё ни разу не касались технических аспектов граффити. В этом материале мы расскажем о традиционных инструментах каждого уличного художника вроде аэрозольной краски и маркеров, а также о менее очевидных технологиях: LED-граффити, граффити из мха и многом другом.

 

Аэрозольная краска

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 1.

Главный граффити-инструмент, созданный ещё в 1949 году, по сути, сформировал граффити-культуру в том виде, в котором она существует по сей день. Сейчас аэрозольная краска и граффити — это два неразрывных понятия, причём утвердившихся даже в сознании людей, сильно далёких от мира стрит-арта.

Краска для граффити состоит из красительного пигмента и растворителя. Чем больше красительного пигмента, тем краска гуще и лучше ложится на тёмные тона. Со временем красительный пигмент оседает. Для того чтобы эффективно смешивать краску, внутри баллона находится несколько металлических шариков. Они имеют одно нехорошее свойство — громко бренчат, особенно когда баллон полупустой. Граффитчики прикрепляют магнит на дно баллона, чтобы избавиться от ненужных звуков.

Несмотря на то, что популярность граффити постоянно росла начиная с 1970-х, выпуск специализированной краски был начат только в 1994 году испанской компанией Montana Colors. С тех пор количество производителей сильно увеличилось, вследствие чего появились разные виды краски: каждый разрабатывал свой уникальный рецепт, цветовую палитру и форму баллона. Также появилось несметное количество аксессуаров для баллонов: от большого ассортимента кэпов (насадок) до пистолетов-ухватов, позволяющих закрашивать поверхности одновременно двумя баллонами, используя при этом лишь одну руку. Граффитчики, в свою очередь, научились спускать давление в баллонах для снижения расхода краски и получения более тонких линий, переливать краску из одного баллона в другой и множеству других трюков. С ростом популярности граффити сами баллоны превратились в объект искусства.

Одно книжное издательство попросило французского художника самоучку Бенуа Оллива написать пару страниц о том, как научить подростков рисовать граффити. Спустя много часов раздумий Оллив пришёл к выводу, что учить нечему, кроме как предоставить инструмент для практики. Вместо чтения уроков и длинных дебатов, какие методы хороши, а какие нет, он создал свою книгу, в которой доступно объяснил свою точку зрения. All You Need to Know About Graffiti Is in This Book представляет собой книгу-шкатулку, где из вырезанных страниц образуется ниша, в которой лежит баллончик с краской.

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 2.

Маркер

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 3.

Маркер — второй по важности инструмент граффитчика. Имеет такое же важное значение в истории формирования граффити, как аэрозольная краска. По сути, с маркеров и началась история граффити. Со времён зарождения культуры райтеры использовали всевозможные маркеры: от детских перманентных до строительных восковых. Отдельным упоминанием хочется отметить самодельные маркеры, сыгравшие не последнюю роль в истории граффити. Изготавливаемые из кассет, бутылок из-под шампуней и дезодорантов, самодельные маркеры были популярны на протяжении всей истории граффити и даже сейчас, когда полки магазинов трещат от всевозможных брендов, видов и цветов. Самодельным был не только сам маркер, но и его наполнитель: в качестве краски использовали штемпельную краску и крем для обуви.

Сегодня маркеры принято делить на три типа: обычные или перманентные — с пропитанным тампоном внутри; помповые — со специальной полостью подачи краски; сквизеры — маркеры без специальной системы подачи краски к наконечнику, вследствие чего наконечник всё время влажный. Такой маркер может писать по любой поверхности, но нужна определённая сноровка, так как постоянное поступление краски приводит к большому количеству подтёков.

В 2010 году австралийская студия Everfresh, использующая в своих проектах различные граффити- и стрит-арт-техники, создала самый большой в мире маркер: полтора метра в высоту. Этот полнофункциональный маркер был представлен на выставке в Мельбурне. В серийное производство он не попал, но работоспособность доказана на многочисленных фотографиях.

 

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 4.

Валик

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 5.

Валик используют в основном для грунтовки поверхности перед началом работ или для быстрой заливки фона. Но иногда валик становится вполне самостоятельным инструментом для быстрого создания особенно больших работ. С помощью удлинительной палки можно покрывать труднодоступные места: например, находящиеся высоко над землёй или под крышей. Как в анекдоте про батарейки, главным недостатком валика является необходимость таскать с собой огромное ведро краски, поэтому такие работы явно не для одного человека.

  

Огнетушитель

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 6.

Огнетушитель как инструмент уже давно вошёл в арсенал граффити-райтеров по всему миру и благодаря многочисленным инструкциям в интернете становится всё более популярен среди подрастающего поколения бомберов.

Использование огнетушителя для тегинга или бомбинга является результатом естественного хода развития граффити-культуры и корнями уходят во времена, когда не было лёгкого доступа к аэрозольной краске, широкого ассортимента кэпов и маркеров. Граффити прямо было связано с DIY-движением, где каждый райтер придумывал свой способ нанесения тегов, делал свой маркер.

Сейчас, когда граффити стало слишком доступным и коммерциализированным, когда каждая бойлерная украшена проплаченными кусками, а для старта коммерческого арт-проекта в первую очередь приглашают уличных художников, огнетушитель является олицетворением истинного граффити. Эстетика полученных рисунков вызывает вопросы даже в граффити-среде, а у простых граждан негодование зашкаливает даже сильнее, чем от привычных тегов. Для райтера же огнетушитель — это способ оставить свой тег высотой в семь метров в труднодоступном месте меньше чем за минуту, а главное — такой тег трудно и дорого удалить.

В прошлом году скандально известный художник Кидалт сделал десять золотых скульптур огнетушителей в натуральную величину в виде скелета грудной клетки. Все десять экспонатов он спрятал в различных городах по всему миру от Токио до Нью-Йорка и оставлял подсказки о местонахождении в социальных сетях. Некоторые из счастливчиков решили подзаработать на находках, выставив на продажу на eBay за несколько тысяч долларов.

В начале этого года Кидалт снова сделал десять скульптур чёрного цвета. «Нищебродский выпуск» художник продал на своём сайте в заранее объявленное время по цене 3 600 евро за штуку. Все экземпляры ушли менее чем за десять минут.

 

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 7.

Пульверизатор

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 8. 

Огнетушители становятся всё популярнее в граффити-среде, но они обладают одним большим недостатком: их сложно перезаряжать, поэтому большая часть баллонов уходит на помойку после первого же использования. Из-за этого многие прибегают к пульверизаторам. Только не тем, которыми ваша мама опрыскивает цветы дома, а тем, которыми ваш дедушка опрыскивает огород на даче: помповыми, легко заряжаемыми пульверизаторами. Уровень давления можно регулировать самому с помощью ручной помпы, чтобы струя была ровнее, а баллон с краской убрался в рюкзак. Отлично подходит для написания огромных тегов.

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 9.

Скретчер

 

Под понятие «скретчер» попадает всё, чем можно царапать поверхности. Самое широкое распространение получил абразивный брусок для заточки ножей, реже используется грубая наждачка. Также в ход идут ключи, пробки от бутылок, ножи и прочее.

Массовое распространение направление скретчити получило в конце 1980-х, когда в нью-йоркской подземке усилилась борьба с граффити: активность на поездах тогда частично удалось снизить, но взамен власти получили тонны исцарапанных окон. У граффитчиков старой школы в то время исцарапанные окна плотно ассоциировались со старушкой, которая в конце 1960-х исцарапала тысячу телефонных будок по всему Нью-Йорку с призывом молиться.

Сейчас к скретчити неоднозначное отношение даже в субкультурной среде. В основном этим занимаются малолетние вандалы, большинство из которых далеки от граффити-среды или же ничего из себя не представляют. Но встречаются и положительные примеры.

Помимо прочего, в 1980-е годы на волне борьбы с граффити в Америке был принят закон, запрещающий продавать краску несовершеннолетним, а также требование хранить краску в магазинах в решётчатых ящиках, чтобы её невозможно было украсть.

 

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 10.

Другое

LED

 Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 11.

Одна из разработок Graffiti Research Lab, получившая признание в разных уголках планеты. LED-граффити — это возможность создать светящийся в темноте тег на любой металлической поверхности. LED-граффити состоит из магнита, батарейки и нескольких светодиодов. Такой тег может просуществовать несколько дней (пока батарейка не сядет). Магнит можно заменить на клей или скотч, но магнит легче размещать в труднодоступных местах.

Graffiti Research Lab — арт-группа, целью которой является оснащение граффитчиков, художников и протестующих инструментами городской коммуникации. Помимо LED-граффити, GRL разработали лазерные теги, которые можно создавать с помощью лазерной указки. Сейчас GRL базируются в студии FAT (Free Art and Technology). Один из последних проектов группы — это серия воркшопов по созданию маленьких дешёвых глушилок для мобильных телефонов.

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 12.

Мох

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 13. 

Главный инструмент экограффити, или зелёного граффити, — мох. Идейно к граффити отношения не имеет и гораздо ближе к активистскому искусству или стрит-арту. Из мха делают специальный раствор, который потом кисточками наносят на поверхность, желательно в тёмном и влажном месте. По истечении времени на ней проступает рисунок. Концепция заключается в создании живого искусства: рисунок после нанесения живёт своей жизнью и создаёт мини-экосистему вокруг себя.

Мох — не единственный «вандальный» инструмент экоактивистов. Большую популярность завоевали зелёные гранаты, или сидинг-бомбы (по-русски семенные бомбы). Семенные бомбы стали самым быстрым и эффективным способом в борьбе за озеленение в городском ландшафте среди активистов. Бомбы представляют собой простую смесь глины, семян и удобрений, скатанную в шарики. Такими бомбами легко закидать пустой участок земли в городе и через некоторое время получить газон или куст — в зависимости от того, какие семена туда положить.

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 14.

Обратное граффити

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 15. 

Также известен как «чистый тегинг», «грязный тегинг». Это метод создания граффити путём удаления грязи с какой-либо поверхности. По сути, надписи на грязных машинах «Помой меня» относятся к этому направлению, хоть и бессознательно. Но термин, выделивший отдельное направление в граффити-культуре, появился благодаря серьёзным работам, выполненным с помощью мощных мини-моек. Одним из родоначальников движения считается художник Moose. Он на протяжении десяти лет «отмывал» стены вдоль шоссе своими рисунками.

Так как в процессе создания не используются никакие вредные вещества, обратное граффити относится к экофрендли-искусству. Природа обратного граффити не деструктивна, соответственно, этот тип искусства относится к легальному, хотя в правительстве многих странах идут споры на этот счёт, так как многие коммерческие компании используют этот метод для рекламы своих продуктов, минуя все ограничения.

Большим спросом обратное граффити пользуется у коммерческих организаций с целью недорого и легально размещать рекламу своих услуг и товаров. В Англии работает большое количество компаний, предоставляющих услуги «художественных отмывателей поверхностей», а среди клиентов замечены Puma, Starbucks, Vans и другие.

Гид по инструментарию граффити-художников. Изображение № 16.

Травление стекла

 

Это технология близка по духу к скретчингу и не имеет широкого распространения в граффити-среде ввиду опасности для самого райтера. Принцип основан на создании раствора из сильно токсичных компонентов, который помещается в самодельный маркер или сквизер. Рецептов в интернете много, но пары ингредиентов крайне вредны для здоровья, не говоря о попадании кислоты на открытые участки кожи. Теги, выполненные в этой технике, как и скретчити, невозможно стереть.