На прошлой неделе мы опубликовали интервью с фотографом Джонатаном Ледером, который в декабре запустил свой новый проект под названием Fetishisms Manifesto. Эротическое издание, которое будет выходить дважды в год, представляет собой сборник чёрно-белых снимков, вдохновлённых эстетикой 1950-х. Для того чтобы лучше понять роль эротики в искусстве, мы решили побеседовать с доктором философских наук, профессором кафедры культурологии Санкт-Петербургского государственного университета Надеждой Орловой о фетишах, основных вехах в истории эротического искусства и современных тенденциях его развития.

  

 

Надежда Орлова

 

  

доктор философских наук, 
профессор кафедры культурологии СПбГУ

 

 

Эротический жанр имеет не просто древнюю историю, его можно назвать праисторическим. Как бы со временем ни менялись запросы культуры, эротика продолжает оставаться востребованной — как для творца, так и для созерцающего его творения. На протяжении веков культура помещала человека в различные ограничительные и разрешительные системы, однако эротика продолжала оставаться востребованной и выполнять свои функции. И основной функцией эротики, на мой взгляд, является поиск в изображении подтверждения глубинной красоты человека. Каждый из нас живёт в мифологии — мифологии красоты человеческого тела.

Ответов на вопрос, почему во все времена была и остаётся востребованной эротика, много. По моему мнению, изображение обнажённого человеческого тела — даже статичная фигура, выполненная в мраморе, — становится эротичным, если художнику, скульптору, фотографу, удаётся уловить и запечатлеть в своем творении энергию эроса, особую потенцию к любви, к созиданию и творчеству. Говоря об эротике, мы ни в коем случае не ставим абсолютный знак равенства между эротикой и сексуальностью. Сексуальность тяготеет к плоти, к физиологии человека, а эротизм — это символический ряд, который связан с сексуальной привлекательностью человеческого тела и его сексуальными импульсами.

Рассуждая об этих явлениях, нельзя не обратиться к основам психоанализа Зигмунда Фрейда — в частности, к «Очеркам по теории сексуальности». Рассуждает на эту тему в своей книге «Секс и страх» и французский писатель Паскаль Киньяр: «Мы несём в себе смятение нашего зачатия. Нет такого шокирующего образа, который не напоминал бы нам жестов, нас создавших».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Сексуальность тяготеет к плоти, к физиологии человека,
а эротизм — это символический ряд, который связан
с сексуальной привлекательностью человеческого тела
и его сексуальными импульсами.

  

 

 

О сексуальной революции

Западная культура, начиная с раннехристианских времен, пыталась изобрести механизмы дисциплинирования проявлений человеческой чувственности. Одновременно с этим начало появляться и человеческое противостояние этим запретительным механизмам. Тема сексуальности всегда была непростой для христианской антропологии, подробнее об этом можно прочитать как раз в моей книге «О чём молчал Адам». Вообще, многие перемены начались именно с приходом христианства. Если жизнь ветхозаветного человека определялась подчинением исключительно своей сверхзадачи — детородной функции, ответственной за появление новых народов, то новозаветный человек с приходом Спасителя в известной степени избавляется от этой задачи. Новозаветная парадигма отношений между людьми опирается на сияние любви и ответственность за неё. Ей подчиняются все известные нам виды отношений между людьми — любовь, дружба, детско-родительские отношения, супружество и т. д.  По сути, здесь начинается своего рода сексуальная революция.

Эротические сюжеты присутствуют и в античном искусстве. Древнеримские и древнегреческие фрески обнаруживаются лишь в XVIII веке, во время раскопок древних императорских дворцов. Если быть точным, то своего рода культурный шок происходит в 1748 году, после раскопок древнеримских городов Помпеи и Геркуланума. Это событие ставит западноевропейскую культуру, где действуют различные запретительные системы, перед дилеммой: как с этим быть? Выход находится один — сделать эротические изображения недоступными для массового зрителя, отправив их на хранение в музей города Неаполя. Многие исследователи считают, что одновременно с обнаружением древнеримских фресок зародилось и понятие порнографии, но это уже другая история.

Вторым поворотным пунктом в развитии эротического искусства стал период Великой французской революции, когда происходила борьба между сторонниками просвещения и консерваторами, приверженцами старого режима. Тема сексуальности, эротики не осталась без внимания — в то время решались не только проблемы власти, но и проблемы контроля над человеческой повседневностью, а следовательно, и человеческой чувственностью.

Секс без перерыва: Роль эротической фотографии в современной культуре. Изображение № 1.

О чём молчал Адам

Гендерное измерение христианской антропологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Эротика — это стремление к красоте и её фиксации, присутствующее в каждом человеке без исключения.

  

 

Говоря о более позднем периоде времени, стоит отметить XIX век, когда западная эротическая культура пережила несколько серьезных потрясений. В эротическом искусстве того периода отмечаются две основные тенденции: во-первых, это жанр романтических фантазий, среди которых особое место занимают пасторальные сцены (Эжен Делакруа, Жан-Огюст Доминик Энгр); второй вектор — это тяготение к реализму, проще говоря, изображение жизни таковой, какая она есть в действительности («Завтрак на траве» Мане). Интересно, что в тот период времени во Франции и Британии эротические мотивы выражались по-разному. Если во Франции к теме эротизма более терпимо относились в изобразительном искусстве и более строго — в литературе, то в Британии, наоборот, эротические образы и мотивы чаще проявлялись именно в литературе. Само собой, эротика всегда подвергалась культурной цензуре и регулировалась социальным ограничениями.

В XX веке искусство отличается уже большей терпимостью к эротическому жанру, хотя и здесь не все так однозначно. В эпоху раннего модернизма эротическое искусство развивается в двух направлениях: прежде всего, стоит отметить немецких экспрессионистов, для которых эротика является инструментом социальной критики, — это Отто Дикс и Джордж Гросс.

Французские сюрреалисты (в частности Андре Бретон) в эротике видели особенную силу, способную расшатать основы буржуазного общества. Кстати, научные работы Фрейда работают в этом же направлении.

Постепенно Западная Европа становится наиболее свободной от предрассудков по отношению к эротизму. Здесь и художники, и фотографы, и писатели могут свободно мыслить, говорить, изображать. Подобная либеральность характерна для подавляющего большинства западноевропейских стран.

Эротика — это стремление к красоте и её фиксации, присутствующее в каждом человеке без исключения. Красота человеческого тела не только в его физических очертаниях, но в той энергии и потенции, которые в него вложены замыслом Творца. Энергия человека состоит из его ресурсов — именно они создают особое ощущение красоты и исключительности человека в природе. Эротика, на мой взгляд, позволяет зафиксировать всё это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Многие исследователи считают, что одновременно
с обнаружением древнеримских фресок
зародилось и понятие порнографии.

  

 

О женском теле как объекте
массового фетиша

Думаю, что Ледер, называя свой журнал Fetishisms Manifesto, опирался на определение фетиша, которое дается в Оксфордском словаре по психологии А. Ребера: «Фетиш — любой объект слепого поклонения или почитания». Думаю, объект фетиша для Ледера — это женское тело. На мой взгляд, женское тело сегодня — объект массового фетиша. Если обратиться к истории, то можно заметить, что оно всегда было объектом пристального внимания и почитания в различных культурах, и сегодня даже можно говорить о его тотальной манифестации. Причастность мужчины к репродуктивной функции распозналась не сразу, тогда как вклад женщины был очевиден всегда — именно её тело производило на свет новую жизнь. Женщина всегда была своего рода мифическим существом — как и природа, из которой появляется всё, что нас окружает. В этом смысле мы понимаем, почему обнажённое женское тело так популярно в современном изобразительном искусстве, в том числе фотографии.

В некоторых своих работах Ледер обращается к лесбийской теме. Сегодня этот образ достаточно активно используется в массовой культуре. Как, впрочем, и изображение мужского гомосексуализма. Изображение и того и другого сегодня становятся культурным мейнстримом, хотя в обществе по-прежнему существует неоднозначное отношение к этим явлениям. Здесь следует учитывать, что в культуре XX века появляется образ женщины, чьё стремление получать сексуальное наслаждение полностью легализовано, во многом благодаря феминистскому движению. В связи с этим растёт объём эротической продукции, нацеленной на женскую аудиторию, а не исключительно на мужскую, как это было раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Мужчин могут упрекнуть в феминизации,
хотя я не соглашусь с этим: если мы вернёмся
на два-три столетия назад, то найдём там мужчин
в напудренных париках и обтягивающих колготках. 

  

 

Сегодня в контексте эротического искусства могу отметить две основные тенденции: во-первых, это сексуальная свобода женщины, а во-вторых, её «тоска» по мужчине. И женщина, и мужчина сегодня вовлечены в одни и те же социальные и профессиональные сферы, они практически соперничают на равных, ведут одинаковый образ жизни, хотя во времена их предков «миром женщины был дом, а домом мужчины был мир».

«Дом» мужчины и женщины сегодня един. Отсюда вытекают различные современные тенденции, среди которых разрозненность их приватного пространства. Тут-то и возникает «тоска». Это своего рода оборотная сторона унифицированной социальной жизни. Оказавшись в своём доме, в своей постели в одиночестве, мы возвращаемся к своей «тоске». Здесь зачастую на помощь приходит эротика.

Сегодня бурно развивающиеся информационные технологии заставляют нас не общаться, а обмениваться текстовыми сообщениями, не слыша голос собеседника, не видя его глаз. И у женщины, и у мужчины создаётся ощущение, что они постоянно рядом друг с другом, однако это лишь иллюзия. Эротический контакт становится механизированным и реализуется через машину — телефон или компьютер. Здесь мы что-то теряем, и, на мой взгляд, теряем очень много. Современный человек явно должен ощущать попадание в некую ловушку, исключение самого себя — живого, плотского, сексуального — из эротического контакта. И сегодня мы фиксируем эти тенденции, однако пока не осознаём их в полной мере.

Сегодня мы живем в культуре унисекс. Мужчин могут упрекнуть в феминизации, хотя я не соглашусь с этим: если мы вернёмся на два-три столетия назад, то найдём там мужчин в напудренных париках и обтягивающих колготках.

Запрос на красоту, подтверждение красоты и уникальности — основная задача эротики. Каждый исторический период, каждый культурный контекст наполняет эротику новыми функциями. Говоря о фотографии, можно сказать, что она позволяет человеку сделать частью эротического жанра самого себя.

Вообще, думаю, эротические сюжеты — это тема будущего. Многие пользователи социальных сетей выкладывают в интернете фотографии, ориентированные на их эротическую привлекательность. Сегодня техника позволяет фотографировать самого себя в довольно интимной обстановке, таким образом позволяя человеку стать более раскрепощённым, зафиксировать свою сексуальность, а затем и привлечь к себе внимание — необязательно потенциального партнера. Стремление подтвердить, «ухватить» свою красоту, свою особенную творческую потенцию и энергию присутствует в каждом из нас.