Что делать, если душа тяготеет к музыке, а играть ни на каких инструментах вы не умеете, ваша инди-рок-группа распалась, так и не записав ни одного трека, и опыты с Fruity Loops и Cubase не удались? Правильно. Надо идти в диджеи. Для этого достаточно нехитрых технических навыков и хорошего музыкального вкуса.

И вот грядёт день «Д», на который намечен ваш первый диджей-сет; самое время начать к нему подготовку и трезво оценить, какие подводные камни вас ждут. В прошлом материале мы рассматривали технические аспекты сведения треков и создания микса, теперь же мы разбираемся в других тонкостях этой профессии, положившись на мнения наших экспертов.

 

Подготовка

Не стоит полагаться на авось, доверяя удачному стечению обстоятельств и думая, что всё выйдет само собой. Начните готовиться к своему диджей-сету заранее хотя бы дня за три до мероприятия, чтобы попрактиковаться и всё спланировать. Если вы все оставите на последнюю минуту, то точно облажаетесь.

Многие неопытные диджеи делают ошибку, думая, что они справятся с любым мероприятием, на котором им предложат сыграть. На самом же деле лучше быть более избирательным и браться только за то, что вам по зубам. Одно дело накосячить на дне рождения вашего хорошего друга, а другое — испортить свою репутацию на переполненном танцполе в клубе.

Используйте только то оборудование, с которым вы хорошо знакомы. Если вы вдруг в последний момент надумаете взять ноутбук помощнее у своего друга, или купить новый контроллер за день до диджей-сета, то хотя бы потрудитесь над тем, чтобы научиться корректно подключить провода, иначе вы не сможете извлечь ни звука из своего аппарата.

 

 

 

 

  

Не волнуйтесь из-за того, что кому-то может
не понравиться ваша музыка или умение
сводить — хейтеры найдутся всегда,
каким бы классным ни был диджей. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если единственное место, где вы привыкли диджеить, — это ваша комната, то, играя первый раз на публике, самое главное — иметь в виду, что вкусы танцпола могут расходиться с вашими. Научитесь слушать и воспринимать критику и предложения других, но не идите у публики на поводу. Уметь дипломатично общаться с публикой — важное качество диджея. Если малознакомый пьяный сударь просит поставить какую-то группу «Бумбокс», про которую вы даже не слышали, без всякого хамства и высокомерия скажите, что сводите уже с песней другой, не менее замечательной группы, а «Бумбокс» обязательно будет в следующий раз.

Как начинающий диджей, вы, вероятно, могли и не сталкиваться с отказом аппаратуры. Но опытные коллеги подскажут: они случаются и будут случаться в самый ответственный момент. Будь то изношенный кабель, диск, который не хочет проигрываться, или залитый выпивкой микшер — все это ведет к одному: музыка звучать не будет, и это самая большая ошибка для диджея. В общем, всегда держите наготове план Б на тот случай, если ваш план А не сработал.

 

 

Как сыграть диджей-сет первый раз в жизни. Изображение № 1.

  

NOIZAR

диджей

 

И хотя я и сам не самый ответственный в плане сведения, могу посоветовать для первого раза выбрать треки, которые хотя бы начинаются с ровного бита. Сет начните из чего-то необычного, странного. Это может быть и обрывок из старого фильма и ваш любимый эмбиент-хит. Далее есть неплохая модель: два-три известных трека или просто классических хита (только без Haddaway) и один поэклектичней, который, возможно, понятен только вам. Так вы, как минимум, покажете свой музыкальный вкус. Не бойтесь сделать ошибку, не то покрутить или не попасть в квадрат. Не волнуйтесь из-за того, что кому-то может не понравиться ваша музыка или умение сводить — хейтеры найдутся всегда, каким бы классным ни был диджей. И да, что бы там ни случилось, ни в коем, ни в коем случае не злитесь! Улыбайтесь и танцуйте, даже если что-то идет не по плану — лично я так и делаю всегда.

 

Не забудьте позвать на свой первый сет всех своих друзей и знакомых. Расскажите о своём выступлении в соцсетях. Ничто так не задаёт нужный настрой, как поддержка хорошей компании и полный танцпол. Кроме того, стоит помнить: чем больше народу придёт, тем вероятнее, что промоутеры пригласят вас поиграть снова.

Следите за своими пластинками, кабелями, наушниками и прочими устройствами. В самом начале составьте список всего, что вы берёте с собой и должны потом забрать, и контролируйте все его пункты. Частая ошибка начинающих диджеев в том, что как только они обзаводятся каким-то оборудованием, после первого же лайва оно теряется.

Сильно не напивайтесь. Конечно, вечеринка к этому всегда очень располагает и стаканчик пива только поможет меньше нервничать, расслабиться и поймать правильный кураж, но не увлекайтесь. Иначе удовольствие от своего сета получите только вы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Стаканчик пива поможет меньше нервничать, расслабиться и поймать правильный кураж, но не увлекайтесь. Иначе удовольствие от своего сета получите только вы.

  

 

 

Какую играть музыку и где её искать?

Начнём с того, что, если вас кто-то пригласил куда-то поиграть, то вы обладаете неким авторитетом и вашему музыкальному вкусу доверяют. Так что расправьте крылья и как следует прошерстите свою папку с треками. Чтобы расширить свою коллекцию и разнообразить предстоящий диджей-сет, займитесь диггингом музыки в сети. Вспомните имена своих любимых музыкантов, поищите их дискографию на Discogs.com, пройдите по каталогам лейблов, на которых они выпускались. Наверняка там вы найдёте новые имена.

Ознакомьтесь с новинками, опубликованными в музыкальных блогах с помощью Hype Machine (Hypem.com). Не обходите стороной Juno и Beatport и не брезгуйте «ВКонтакте». Стоит вспомнить и про давно позабытый Soulseek; там можно отыскать как танцевальную классику, так и довольно редкие треки. Единственное, о чем стоит помнить, — качество треков должно быть не менее 270 kbps, а в идеале — 320 kbps. И это не какие-то аудиофильские заморочки, а действительно важный параметр.

Спланируйте несколько плейлистов, между которыми вы сможете переключаться по ходу сета в зависимости от реакции вашей публики. Например, один из списков может состоять из танцпольных блокбастеров, второй — из более эстетских треков, а третий из проверенных и узнаваемых композиций. Составляя свою программу, старайтесь мыслить связками. Также важно подобрать бодрое вступление и яркое завершение и продумать переходы между треками.

 

C помощью чего играть? 

Удачно сыграть на CD или на виниловых проигрывателях с первого раза у вас не получится, так что придётся этому учиться. Возьмите, например, в аренду на пару дней комплект из двух СDJ-1000 Pioneer или Technics 1210 (или их более поздние версии) и микшер. Потренируйтесь улавливать темп, находить первую бочку и попадать в квадрат, разберитесь, что значат кнопки Cue, ручки Gain и прочее. Уделите этому хотя бы часов пять, чтобы чувствовать себя более уверенно.

 

 

 

 

  

Если ты за пультом, то музыкой нужно приятно удивлять. Чтобы без хитов годичной давности или дискотеки 1990-х.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сыграть диджей-сет первый раз в жизни. Изображение № 2.

  

BORIS FORNETTI

диджей

 

Когда я первый раз попал за вертушки ночного клуба, тогда же и впервые столкнулся с вертушками фирмы Technics, и они очень отличались от моих домашних проигрывателей. Как результат — постоянно разъезжающиеся по скорости треки, волнение ещё то. Если б не поддержка друзей и очень тщательно подобранные пластинки, было бы худо дело. Вывод — нужно знать аппаратуру, на которой будешь играть, и хорошо знать музыку, которую ставишь.

Мне кажется, время сетов а-ля айпод-баттл уже ушло. И если ты за пультом, то музыкой нужно приятно удивлять. Чтобы без хитов годичной давности или дискотеки 1990-х. Благодаря интернету и сайтам вроде Discogs или Juno руки любого диджея развязаны — дело только за тем, чтоб не лениться и побольше копать старое и новое. Ну и главный совет перед первым — не концентрировать всё внимание на технических моментах вроде подбора скорости или двухминутных сведений, это придёт позже. Главное — обязательно держать вайб, правильно подбирать каждый следующий трек, следить за громкостью.

 

Учтите, что если вы решились опробовать себя в спиннинге винила, в большинстве клубов по умолчанию подразумевается, что диджей приходит со своими иглами. Кроме того, обзаведитесь собственными наушниками. Во-первых, это гигиенично, во-вторых, не стоит ни на кого рассчитывать, особенно в свой самый ответственный первый подход. 

Компьютеры и мобильные устройства давно стали намного умнее любого профессионального диджейского проигрывателя, а сам процесс сведения одного трека с другим демистифицировался. Вы можете смело использовать для своего диджей-сета ноутбук, планшет или даже смартфон — необходимых для этого программ и приложений сейчас предостаточно. Конечно, управлять процессом сведения с компьютера без MIDI-контроллера (с помощью мыши или тачпада) неудобно, поэтому лучше обзавестись таковым, тем более что в продаже есть много достойных моделей в пределах 10 тысяч рублей.

 

  

Для Mac и PC

Бесплатное приложение, родственное 100-долларовому Virtual DJ Pro, наверное, можно назвать лучшим и самым доступным для начинающего диджея. Virtual DJ Home имеет интуитивно понятный интерфейс и стандартный набор всех необходимых функций. Пожалуй, самое главное — что программа неплохо считает BPM (скорость проигрываемого трека, то есть количество ударов в минуту), тем самым позволяя синхронизировать треки в своём сете и облегчая сведение. Если по каким-то причинам Virtual DJ Home вам не понравилось, попробуйте CrossDJ или MIXXX.

  

Для iOS и Android

Для диджейских потуг на смартфоне или планшете также есть много приложений, самое популярное из которых — edjing. Оно бесплатное и тоже предлагает незамысловатый интерфейс и встроенный набор эффектов. Также имеется функция Automix для тех, кто не хочет стоять за вертушками всю ночь.

Если вы ищете чего-то более замысловатого, можете попробовать meta.DJ (iOS), которое позволяет подыгрывать в ходе диджей-сета на виртуальных барабанах и синтезаторах. На Android имеется альтернативное приложение DJ Studio 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Может показаться, что диджейство — это просто бессвязное проигрывание своих любимых треков. И это отчасти так.

  

 

 

Как сыграть диджей-сет первый раз в жизни. Изображение № 3.

  

POKO COX

музыкант, диджей

 

Если ты диджеишь в первый раз, то существуют два подхода:

1. Несерьёзный, когда это на один раз и просто забавы ради. В таком случае ты, скорее всего, попадёшь в лайнап «подобающей» вечеринки, ну и париться тогда не стоит, можно играть с айпода и не морочиться над сведением и обладанием каким-то специальным инвентарём.

2. Серьёзный, когда хочется научиться делу по-настоящему. Я лично в основном играю с CD и поэтому могу говорить только про этот самый подвид диджеев. Когда я играл в первый раз, я записал сразу кучу музыки на DVD и жёстко обломался, поскольку оказалось, что нужно было писать на CD-R как audio CD, на который в лучшем случае влезает треков 20 в хорошем качестве (320 kbps), иначе вертаки ничего не читают. В итоге в первый раз я так не играл.

Нынешние вертушки читают все форматы, и теперь можно играть даже с флешки, но пока не везде, так что я по-прежнему записываю по 10–20 треков на диск и чту традиции. CD не жалко потерять, залить или даже подарить, чего не скажешь о пластинках. Ещё один момент — у диджея с собой должны быть не только свои диски, но и свои наушники, с большим джек-разъёмом — особенно когда ты играешь в первый раз и тебя никто не знает, вряд ли кто-то одолжит свои. Ну и прежде чем вставать за вертаки, стоит подробнее узнать о технических нюансах и механике диджейской аппаратуры. Этому аспекту и сведению посвящена куча классных видео.

Может показаться, что диджейство — это просто бессвязное проигрывание своих любимых треков. И это отчасти так, но всё же их комбинация имеет особое значение. Лучше держать в голове идею для диджей-сета, объединенную одной тематикой. Это может быть определённый стиль, исторический отрезок, звучание, ещё что-то… Выстраивать треки лучше по динамике, ну и желательно следить, чтобы темп (BPM) был примерно одинаковым. В начале вечеринки лучше начать полегче и разойтись в угар. В середине угар, скорей всего, уже будет, поэтому тебе остаётся его только поддерживать. В конце можно угорать до упора или же плавно свести всё к более размеренному, но ни в коем случае не скучному финалу. В общем, лучше учиться чувствовать, чего хватает и чего не хватает, уметь создать правильное настроение и напряжение, а техника придёт со временем. И в принципе не важно, какими средствами, если ты заставишь людей танцевать. Ну и главное правило — если ты не танцуешь от того, что ты делаешь за пультом, то и никто на танцполе точно не станет.