Когда всё вокруг завалено снегом, на улицах серых городов царствуют первые морозы, ледяные дожди и прочие радости русской зимы, а мысли о пляже представляются чем-то фантастическим и недостижимым, самое время помечтать о тёплых бирюзовых волнах, безмятежно накатывающих на гавайские пляжи, и смелых парнях, которые пытаются эти самые волны оседлать.

Совсем недавно мы писали о коротком, но очень впечатляющем документальном фильме про арктический сёрфинг «Последний рубеж». Продолжая тему, FURFUR публикует известный список лучших серферских документалок, составленный британским журналистом и писателем Энди Мартином, автором классической книги о сёрфинге Walking on Water.

  

Riding Giants

Стейси Перальта, 2004 год

Американский режиссёр Стейси Перальта известен как автор документальных лент о различных молодёжных субкультурах, обитающих в его родном Лос-Анджелесе. В 2001 году он дебютировал с картиной Dogtown and Z-Boys, повествующей об одной из первых скейтерских команд Zephyr, катавшихся по пустым бассейнам. Ещё одна его лента Made in America рассказывала о афроамериканских молодёжных гангстерских группировках из Южного Лос-Анджелеса. В его ленте Riding Giants можно полюбоваться заплывами таких пионеров бигвейв-сёрфинга, как создатель тау-сёрфинга (когда доска разгоняется буксиром до скорости большой волны) Лэрд Гамильтон и известный мастер по созданию длинных досок для езды по большим волнам Грэг Нолл.

  

Endless Summer

Брюс Браун, 1966 год

Брюс Браун – режиссёр из Сан-Франциско, самый настоящий пионер сёрф-фильмов, которые он начал снимать ещё в 1958 году. Его самая известная лента «Бесконечное лето» ныне представляет скорее не спортивный, а эстетический и познавательный интерес. Вместе со своими друзьями-сёрферами Майком Хинсоном и Робертом Августом он отправляется в настоящее кругосветное сёрф-турне. Эти весёлые парни, похожие на второй состав группы The Beach Boys, посещают Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Таити и, разумеется, Гавайи, общаются там с аборигенами, отдыхают, радуются жизни и в перерывах катаются по волнам под зажигательные и романтичные ритмы классического сёрф-рока. Посмотреть этот шедевр целиком можно по ссылке.

  

Bra Boys: Blood is Thicker than Water

Санни Аббертон и Макарио Де Соуза, 2007 год

Если бы эта лента вышла сейчас в российский кинопрокат, её вполне могли бы озаглавить «Околосёрфинга». В ней рассказывается непростая и местами кровавая история настоящей сёрф-банды Bra Boys, сформировавшейся в 1990-х годах вокруг австралийского пляжа Марубра, что в пригороде Сиднея. Костяком группировки были двое профессиональных регбистов и четверо братьев Аббертонов. На пляже их можно было узнать по татуировкам My Brother's Keeper и «2035» (почтовый код их района). Некоторые члены банды были уличены в контрабанде кокаина и столкновениях с полицией. Однако эти суровые ребята занимались также и полезной общественной деятельностью, к примеру, организовывали мирные протесты против автостоянок вблизи пляжей и даже основали свою марку одежды My Brother's Keeper Clothing. В создании фильма принял участие один из этих самых братьев — Санни Аббертон — и знаменитый австралийский актёр Рассел Кроу.

  

Five Summer Stories

Грег МакДжилливрэй, 1972 год

Ещё одна олдскульная ностальгическая съёмка под музыку The Beach Boys и сёрф-группы Honk, которая до сих пор известна лишь благодаря этому саундтреку. По сути, это всего лишь нарезка из пяти роликов, снятых кинооператором Джимом Фрименом и режиссёром Грегом МакДжилливрэем, которые впоследствии выпустят вместе ещё немало сёрф-фильмов. Тем не менее лента по праву является классикой «второй волны» сёрф-кинематографа. Здесь засветились такие легенды, как Корки Кэрролл, ставший чуть ли не первым профессиональным сёрфингистом в мире, известный любитель погонять по водяным трубам Джерри Лопез, он же Mr. Pipeline, знаменитый сёрф-пёс по кличке Pretzel и даже будущий покоритель гигантских волн Лэрд Гамильтон, представший тут обычным восьмилетним ребёнком.

  

Singlefin: Yellow

Джейсон Баффа, 2003 год

Этот фильм показывает мир сёрфинга с необычной точки зрения — от лица доски. Один шейпер (мастер по созданию досок) из калифорнийского городка Эль Сегундо по имени Тайлер Хатцикиан изготовил классический жёлтый лонгборд с одним плавником и решил отправить его своему другу Бо Янгу. Тот, покатавшись немного на доске, отправил её другому сёрферу — и так продолжалось много раз, пока она наконец не вернулась в мастерскую Тайлера, побывав в Австралии, Японии, Мексике и Гавайях. За это время на ней успели покататься профессиональный лонгбордист Бонга Перкинс, певица и модель Дейзи Шейн и ещё несколько сёрферов с абсолютно разными стилями и на совершенно разных волнах. Некоторые фанаты сёрфинга, без сомнения, сказали бы, что за это время у этого безмолвного куска дерева могла появиться и собственная душа.

  

Billabong Odyssey

Филипп Бостон, 2004 год

В этом фильме южноафриканского режиссёра Филиппа Бостона рассказывается о настоящих героях сёрфинга — отважных покорителях больших волн. В частности в ленте рассказывается о знаменитом бигвейв-сёрфере Майке Парсонсе, который в 2001 году на тихоокеанской отмели Кортес Банк оседлал 20-метровую волну, за что получил самый большой гонорар в истории сёрфинга — 66 тысяч долларов. В фильме, однако, показана съёмка с вертолёта другой покорённой им гигантской волны неподалёку от гавайского острова Мауи. Восемь лет спустя Парсонс покорит 24-метровую волну и попадёт в «Книгу рекордов Гиннесса». Однако некоторые старомодные любители сёрфинга вроде того же Энди Мартина не одобряют использование водных мотоциклов в качестве буксира для развития необходимой скорости (единственный способ угнаться за большой волной), хотя все отдают должное смелости этих ребят. Посмотреть фильм полностью можно по ссылке.

  

Stoked and Broke

Сайрус Саттон, 2010 год

В этом фильме совсем нет ничего героического, заумного и эстетского. Два приятеля-сёрфера Райан Барч и Сайрус Саттон просто берут свои раздолбанные дешёвые доски и отправляются без доллара в кармане в восьмидневный пеший поход по пляжам своего родного Сан-Диего. С одной стороны, их ждут полная свобода и влекущие пенные волны, а с другой — необходимость таскать на тележках своё снаряжение и как-то выживать на улицах большого города.