Приближающаяся Олимпиада сама собой вызывает желание чаще говорить о большом спорте. Сегодня мы сделали материал о 13-ти культовых фотографиях из мира спорта, выбранных на наш субъективный вкус, и постарались разобраться в том, кто и что стоит за этими снимками.

 

 

Жак-Анри Лартиг

Гран-при Французского автомобильного клуба

1913

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 1.

В 1913 году фотограф-любитель и будущий профессиональный художник делает один из самых первых и самых знаменитых кадров в истории гонок. Снимок был сделан недалеко от Амьена. Известно, что за рулем того болида под номером шесть сидел французский гонщик Рене Кроке, это был автомобиль марки Schneider и пришел он лишь десятым. Однако эта информация имеет куда меньшее значение по сравнению с самой фотографией.

В начале XX века спортивная фотография была уделом редких любителей или еще более редких профессионалов, а техника была столь несовершенна, что сильно искажало реальность. Но именно эти дефекты добавляют фотографиям 1910-х и 1920-х годов специфические ощущения. Снимки говорят с нами на некоем умершем языке, рассказывают о прошедшей «прекрасной эпохе». И именно они, эти дефекты, вроде овальных колес или странная, немного несуразная композиция, делают этот кадр по-настоящему иконическим.

Эффект овальных колес был типичным для того времени, его основной причиной была низкая скорость работы затвора. При этом дефект долгое время считался достоинством таких фотографий, так как он прекрасно передавал ощущение скорости и риска. Позже эффект полностью исчезнет из фотографии и перекочует в мультипликацию.

 

 

 

Курильщики

1920-е

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 2.

Эта фотография из архива знаменитой веломногодневки «Тур де Франс» настолько же прекрасна, насколько и загадочна. Если про снимок Лартига (предыдущий в этом материале) известно многое, то про этот кадр можно сказать лишь, что он был сделан в 1920-е и что в первом ряду присутствуют велосипедисты Вервеке и Гелдхол. Фотография была напечатана в книге An Intimate Portrait of the Tour de France, которая вышла в 1996 году и является неким экскурсом в историю знаменитой велогонки. В этой книге вообще довольно много неожиданных снимков.

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 3.

Однако среди всех снимков выделяются именно «Курильщики», именно они наиболее точно передают нам, насколько изменился мир спорта с двадцатых годов прошлого века. Известно, что курение тогда не только не считалось вредной затеей, но наоборот — оно якобы помогало «открывать легкие» и особенно подходило для тех видов спорта, где требуется большая выносливость.

Например, этот, запечатлевший завтрак велогонщиков на ступеньках деревенского трактира.

 

 

 

Нил Лейфер

Мохаммед Али после нокаута Сонни Листона

1965

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 4.

На этой фотографии вы видите финальный аккорд второй встречи Сонни Листона и Мохаммеда Али, которая проходила в мае 1965-го. Многие отмечают, что атмосфера перед боем была крайне напряженной, а фаворитом считался Листон, который жаждал реванша за бой 1964-го. Однако Мохаммед Али был на высоте и удивил всех, нокаутировав фаворита уже на второй минуте. Говорят, что после нокаута он кричал Листону: «Вставай и дерись, ты — подонок!..» Многие отказывались верить в то, что произошло, и сразу поползли слухи, будто Листона заставили «лечь»: то ли его запугали люди из организации «Нация ислама», с которой был связан сам Али, то ли из-за долгов перед мафией. Хотя все это было лишь слухами, а правдой было то, что Али нанес просто сногсшибательный удар.

Вот что тогда написал один из журналистов Sports Illustrated, наблюдавший за боем: «Нокаутирующий удар был произведен с той потрясающей быстротой, что и отличает Клая от любого другого тяжеловеса. Он уклонился от одного из увесистых джебов Листона, уверенно поставил свою левую стопу на канвас и резко ударил правой Листону в челюсть. Удар оказался такой силы, что поднял левую ногу Листона в тот момент, когда его тело уже падало на канвас».

Эта фотография по праву считается одной из лучших фотографий в истории спорта. Многие не знают работ Лейфера и того, что около 300 его фотографий были помещены на обложки легендарного Sports Illustrated, не все помнят тот бой и кто такой этот Сонни Листон, но в некоем коллективном сознании живет этот яркий образ. Как заметил сам автор: «Эта фотография показывает то, каким люди хотят запомнить Али: сильным, уверенным и немного хвастливым».

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 5.

Примечательно, что тогда в номере Sports Illustrated от 7 июня 1965-го на обложку поместили эту фотографию Джорджа Силка, которая фиксирует более активную фазу боя, а фото Лейфера посчитали достойным обложки и всяческих регалий уже несколько лет спустя.

 

 

 

Нил Лейфер

Мохаммед Али против Кливленда Уильямса

1966

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 6.

Еще одна фотография Лейфера, запечатлевшая потрясающий бой легендарного тяжеловеса. Али считался фаворитом этого боя: мало того, что он дважды победил Листона, так он был на пике своей физической формы, тогда как Кливленд Уильямс по прозвищу Большая Кошка весь 1965-й оправлялся от пулевого ранения, которое было нанесено ему одним полицейским по неизвестным причинам.

Мохаммед Али потом признавался, что в тот день получил от Уильямса несколько довольно мощных ударов, однако сам он за один только второй раунд трижды отправлял Большую Кошку на канвас. В третьем же раунде Кливленд Уильямс в последний раз был нокаутирован, и именно этот победный момент зафиксировал Нил Лейфер.

Снимок Лейфера крайне интересен с художественной точки зрения: головокружительный ракурс и идеальная композиция. По словам автора, это его любимый снимок: «Фотография боя Али и Уильямса — моя любимая, но я знаю, что и через 100 лет люди будут помнить меня именно благодаря снимку боя Али с Листоном».

Секрет не только в том, что в тот день Лейфер был на высоте, но и в том, что бой проходил на стадионе Релайт Астродом, в Хьюстоне, специфическая конструкция которого и позволила сделать этот идеальный снимок сверху.

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 7.

В 1974 году, во время боя Али с Форманом, Лейфер попытался повторить трюк, но структура стадиона в Заире не позволила — соотношение высоты к площади ринга оказалась иной и снимок выглядит менее интересным.

 

 

 

Джон Доминис

Знак солидарности с движением
за права чернокожего населения США
на Олимпийских играх в Мехико

1968

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 8.

Культовая фотография, запечатлевшая один из ярчайших моментов переплетения политики и спорта в истории. В 1968 году два американских спринтера потрясли всю мировую общественность, вскинув руки в приветствии, который многим известен под названием «Власть черным». Акция проходила во время церемонии вручения медалей: Томми Смит получил золото, а Джон Карлос бронзу. Как только прозвучал американский гимн, спортсмены подняли кулаки и опустили головы, каждая деталь этой акции была тщательно спланирована.

Как пояснил позже Томми Смит, перчатки означали солидарность с движением, головы они склонили в знак молитвы, а босые ноги символизировали бедность черного населения США.

Примечательно, что акция обошлась дорого не только американцам, но и австралийцу Питеру Норману (серебро), которого мы также видим на снимке. Норман был солидарен с акцией, комментировал ее исключительно в положительном ключе и даже дал один дельный совет ее участникам. Так случилось, что Джон Карлос забыл взять на церемонию свои перчатки и Норман посоветовал использовать одну пару на двоих (на снимке видно, что спортсмены вздымают в приветствии разные руки).

Вся троица подверглась остракизму и жесткой критике со стороны родных спортивных организаций, Питера Нормана не включили в состав сборной на следующие Олимпийские игры, а семьям Смита и Карлоса неоднократно угрожали расправой.

В честь данного события в Университете Сан-Хосе был открыт памятник, изображающий двух атлетов на пьедестале, а сама фотография Доминиса была увековечена на одном из домов в Сиднее. Под ней стояла подпись: «Три гордых человека, Мехико, 1968».

Томми Смит: «Эта фотография не является символом борьбы за права черного населения Америки, но является символом борьбы за права человека вообще».

 

 

 

Джон Варлей

Бобби Мур и Пеле обмениваются футболками

1970

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 9.

Согласно легенде, традиция обмена футболками по окончанию матча появилась в 1931 году, но самый яркий и знаменитый эпизод проявления fair play произошел в 1970-м, по окончанию матча Бразилия-Англия.

Это был очень красочный и напряженный матч группового этапа ЧМ по футболу, обе команды были на высоте, но выиграла его Бразилия благодаря голу Жаирзиньо. Однако матч запомнился даже не голом, а одним из лучших сейвов в истории футбола и благородным поведением двух великих игроков.

Гениальность фотографа Джона Варлея заключается именно в том, что он сумел предугадать это. Он знал, что Бобби Мур и Пеле не просто профессионалы, но люди, питающие взаимную симпатию, и оказался единственным фотографом, кому удалось запечатлеть этот момент.

 

 

Ко Рентмеестер

Теракт на летней Олимпиаде в Мюнхене

1972

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 10.

Фотографию голландца Ко Рентмеестера не хочется ни в коем случае называть культовой, но нельзя не отметить значимость того, что она символизирует, — это событие ознаменовало собой темную сторону взаимоотношений политики и спорта. 5 сентября 1972 года началась операция, подготовленная террористами из организации «Черный сентябрь» — их целью были израильские спортсмены.

Пользуясь тем, что олимпийская деревня плохо охранялась, восемь террористов, вооруженные автоматами Калашникова, пистолетами ТТ и гранатами, просто перелезли через сетчатый забор и направились к дому, где гостили будущие жертвы. Двое израильтян попытались оказать сопротивление, но были убиты, а остальные девять провели несколько часов в заложниках, прежде чем погибли во время провальной операции по их освобождению. Именно после этих событий немецкие власти решили создать спецподразделение GSG-9, а Моссад провел две спецоперации по уничтожению террористов, которые легли в основу фильма Стивена Спилберга «Мюнхен».

Фотография Ко Рентмеестера крайне проста и тяжеловесна: человек в балаклаве стоит на балконе, темный силуэт терроризма недвижимо навис и грозит будущим поколениям.

Абу Дауд, один из руководителей «Черного сентября»: «Операция, для которой вы были выбраны, является политически важной... Надо захватить этих израильтян живыми... Никто не отрицает, что у вас есть право использовать оружие для самозащиты. Тем не менее открывайте огонь, только если вы не можете поступить иначе... Это не ликвидация ваших врагов, это захват их в плен для последующего обмена».

 

 

 

Стив Пауэлл

Марадона против шести бельгийских игроков

1982

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 11.

Культовая фотография с ЧМ по футболу 1982 года показывает нам Марадону на пике своей формы. В 1980-е этому маленькому и коренастому брюнету не было равных — его боялись, ему поклонялись, его опекали всей командой.

Фотография Стива Пауэлла настолько точно повторяла все эти стереотипы про Марадону, что мы и предыдущие поколения в них поверили. В действительности же это фото прекрасно иллюстрирует тот факт, что между фотографией и реальностью бывает неразделимая пропасть.

Смотря на фотографию, мы видим непобедимого Марадону и шестерых бельгийских игроков, отчаянно и немного несуразно стоящих на пути у гения футбола. В реальности же тот матч выиграла сборная Бельгии со счетом 1:0, а в этом эпизоде Марадона не вел мяч, а получал пас, защитники же не просто стояли на пути у великого аргентинца, а только что составляли «стенку», так как секундой ранее Аргентина пробивала штрафной — именно этим и объясняется их странное расположение.

Впрочем, нельзя не отметить мастерство Стива Пауэлла, который сумел сделать снимок в нужный момент, с нужного ракурса и при соответствующей конъюнктуре, что и позволило этой фотографии перейти в ранг канонических.

 

 

 

Боб Томас

Рука Бога

1986

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 12.

«Рука Бога» — один из самых известных голов в истории футбола и уж точно самый известный гол великого Диего Марадоны.

Все произошло в 1/4 финала ЧМ по футболу в Мексике (1986), во время матча Аргентина — Англия. Напряжение тогда зашкаливало не меньше, чем перед боем Али и Листона: встреча проходила всего четыре года после Фолклендской войны, да и обе команды были в хорошей форме.

Событие произошло на 51-й минуте: Марадона находился в штрафной зоне и был один на один с вратарем, мяч, отскочивший рикошетом от английского полузащитника, летел в его сторону, и ему оставалось лишь обыграть в воздухе Питера Шилтона. Беда была в том, что Марадона был на 20 сантиметров ниже англичанина, и, чтобы выиграть борьбу, он незаметно вытянул вверх свою левую руку и ударил по мячу кулаком. Трюк удался, судья не заметил подлога, а трибуны ликовали и удивлялись тому как этот коренастый футболист смог обыграть высокого вратаря.

Примечательно, что спустя лишь четыре минуты после этого сомнительного эпизода Марадона забивает свой действительно шедевральный гол: он пробегает около 60-ти метров, в одиночку обходит пятерых игроков сборной Англии и посылает мяч в пустые ворота. В 2002-м этот второй гол в матче с Англией был признан голом века, но ирония в том, что великого футболиста многие помнят именно по «руке Бога».

Марадона: «Если бы я мог извиниться и вернуться назад, я бы сделал это. Но гол есть гол, и благодаря нему Аргентина победила на чемпионате мира, а я стал лучшим игроком планеты».

 

 

 

Уолтер Йосс

Slam Dunk 88

1988

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 13.

Все началось в 1985-м, за три года до великой дуэли двух мастеров. На соревновании по броскам сверху, который проводится во время «Уик-энда всех звезд НБА», в финал вышли Майкл Джордан и Доминик Уилкинс. Тогда игрок Atlanta Hawks смог одержать уверенную победу над соперником из Chicago Bulls, но это было лишь началом их борьбы. В 1986-м, Джордан получил травму и не смог участвовать в «Уик-энде», тогда как Доминик Уилкинс не смог снова прийти первым, а год спустя Майкл Джордан был готов взять реванш, но теперь уже Доминик Уилкинс был травмирован. К слову, в 1987-м «его воздушество» одержал победу.

Таким образом, только три года спустя у двух великих игроков появилась возможность встретиться, а Джордан мог надеяться на реванш. Ситуация была в его пользу, так как Slam Dunk проходил на домашнем стадионе в Чикаго, но усложнялась тем, что до этого никто не побеждал два раза подряд.

Многие считают, что дуэль между Уилкинсом и Джорданом в 1988-м была одной из лучших в истории конкурса, и сегодня о ней говорят с искренней ностальгией.

Финал встречи был невероятно сильным по накалу: Уилкинс в двух попытках набрал максимум (50 очков), а Джордан проигрывал ему, так как за второй бросок получил 47. Но последний бросок Уилкинса оказался менее удачным, он получил всего 45, и у легендарного Джордана появился шанс. Он разбежался и прыгнул, дойдя лишь до линии штрафного броска, взмыл в воздух и, пролетев немного, аккуратно бросил мяч в кольцо. Это было настолько потрясающе, что даже сам Уилкинс признал: Джордан совершил невероятно крутой бросок.

 

 

 

Артур Тилль

Йос Ферстаппен в огне

1994

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 14.

Зона пит-стопа всегда считалась достаточно опасным местом — туда въезжают и выезжают болиды на высоких скоростях, там хранятся горючие материалы, а команды норовят совершить все необходимые действия как можно быстрее. Все это и привело в 1994 году к знаменитому пожару в зоне пит-стопа команды «Бенеттон-Форд».

Поначалу все шло хорошо: автомобиль Йоса Ферстаппена зашел на свой первый пит-стоп, заправка шла с рекордной быстротой, и он даже открыл забрало шлема, чтобы освежиться, но буквально через секунду все превратилось в большой огненный шар.

Пожар оперативно локализовали и уничтожили, а Йос отделался лишь небольшими ожогами лица и даже смог участвовать на следующих гонках. Как стало известно позже, во всем виновата сама команда «Бенеттон-Форд»: в погоне за скоростью они убрали из заправочной машины специальный защитный фильтр и во время заправки топливо забрызгало автомобиль, после чего, видимо, попало на раскаленный тормозной диск.

Стив Матчетт, механик «Бенеттон-Форд»: «Я помню, как заметил, что топливо брызжет из шланга, и подумал: „Как повезло, что оно не загорелось“... Потом — бум! — и топливо мигом воспламенилось от раскаленного правого тормозного диска... Я помню, как думал в тот момент, что это все напоминает мне одну из картин Дали, на которой изображен горящий жираф. Потом ко мне пришло понимание, что это я горю и лучше было бы убраться оттуда подальше. Я упал на землю и стал переворачиваться...»

 

 

 

Виктор Джеймс Ловеро

Майк Тайсон и укушенное ухо
Эвандера Холифилда

1997

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 15.

FURFUR уже писал подробный материал про второй титульный бой Майка Тайсона и Эвандера Холифилда, который завершился едва ли не самым знаменитым эпизодом в истории бокса — откушенным ухом тяжеловеса Холифилда.

Событие имело такой резонанс, что до сих пор Железного Майка частенько вспоминают не за мощные удары и заслуженные титулы, а за этот каннибалистичеcкий акт. Совсем недавно Foot Locker выпустил рекламный ролик, кульминацией которого стало возвращение откушенного кусочка Эвандеру, а рэпер Фредди Гиббс выпустил клип, видеоряд которого состоит из эпизодов того знаменитого боя.

Даже сам Майк неоднократно поднимал тему того случая. В 2009-м на суперпопулярном шоу Опры он попросил прощения у Холифилда, а в 2012-м два боксера продвигали соус барбекю Real Deal (Холифилд является лицом компании).

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 16.

Холифилд написал в твиттере, что его соус заставит жаждать откусить кусочек чужого уха, а Тайсон подтвердил, что, действительно, с этим новым соусом ухо Холифилда куда вкуснее.

 

 

 

 

Питер Шольс

Зидан бьет головой Матерацци

2006

 

Sports illustrated: Истории 13 культовых фотографий из мира спорта. Изображение № 17.

Скандальный эпизод, произошедший в финале ЧМ по футболу 2006 года, не только омрачил прощальный матч Зинедина Зидана, но и стал культовым в прямом смысле слова. Известно, что французский скульптор алжирского происхождения Адель Абдессемед увековечил знаменитый удар Зидана в виде скульптуры, которая выставлялась в парижском центре Помпиду и в столице Катара.

Сам эпизод произошел в дополнительное время финального и очень напряженного матча: двое игроков с непростыми характерами схлестнулись в словесной перепалке. До конца неизвестно, что именно сказал итальянский защитник Марко Матерацци звезде французского футбола. В своей книге «Что я сказал Зидану?» он не приводит точного ответа, а лишь придумывает множество остроумных примеров на эту тему.

Впрочем, есть и некая основная версия, которая говорит, что все произошло из-за чрезмерной опеки со стороны Матерацци. Зидан заметил, что если Матерацци так сильно хочет заполучит его футболку, то достаточно подождать конца матча, на что защитник ответил, что предпочел бы его сестру-шлюху, а не футболку. Зидан не стал долго думать и резко боднул Матерацци. Примечательно, что голландец Питер Шольс оказался единственным фотографом, заснявшим этот удар.