На прошлой неделе создатели легендарной и исторически важной программы Winamp заявили о том, что совсем скоро закроют проект и перестанут поддерживать официальный сайт — не приносит денег. Несмотря на то что компания Microsoft вроде бы вызвалась помочь и спасти от гибели программу, все восприняли эту новость как возможность поговорить об уходящей эпохе. Собственно, мы тоже. В этой небольшой колонке сооснователь Lurkmore Дмитрий Хомак вспоминает былые времена и рассказывает об интернете и компьютерных технологиях его юности.

 

Дмитрий Хомак

cооснователь сайта Lurkmore.ru

Журнал «Юность»: Создатель Lurkmore Дмитрий Хомак ностальгирует по эпохе Winamp. Изображение № 1.

  

 

Все пишут о том, как вдруг вспомнили, что в детстве у них был Winamp. Ну и я напишу, что у меня детства не было? Было. Не совсем, конечно, детство — Winamp появился, когда я и мои друзья уже закончили школу. По большому счету, тогда Winamp и был для нас музыкой. 

Естественно, когда плеер только появился — я прочел о нем в журнале, в бумажном журнале, честное слово, — никаких MP3 в природе не существовало. Разве что в темных подвалах и лабораториях института Фраунхофера, где этот формат разработали в 1991 году. Но вот в интернете MP3 почти не было; более того, в интернете в первую очередь не было России. А в России не было интернета. Ну то есть вообще-то был — чем-то же мы пользовались в конце 1997-го, — но очень мало и очень плохо. 

 

Саму программу можно было достать на диске: встать морозным ноябрьским утром воскресенья, съездить на «Горбушку» (или что там в вашем городе было вместо нее), купить диск «150 новых программ» и начать ставить и пробовать. Нет, к журналам тогда диски не прилагались. Нет, в России тогда диски не печатались. Нет, MP3 на дисках не продавались. Но вот конкретно Winamp — это, наверное, лучшее, что случилось с персональными компьютерами в России в конце 1990-х. На игры мои ровесники смотрели с подозрением, «это для маленьких». А вот то, что компьютер мог проигрывать музыку, причем из скачанного откуда-то из-за океана файла — это впечатляло. И какая разница, что воспроизведение MP3 съедало все ресурсы тогдашнего компьютера? Зато музыка добывалась непосредственно из телефонной линии, со скоростью 28,8 килобит в секунду (в лучшем случае). Это 3,5 килобайт в секунду, 210 килобайт в минуту или 18 минут на трехминутную песню (в реальности ближе к получасу).

Все это было ужасно круто. Музыки было мало, и была она в основном чудовищная. Компьютер при воспроизведении тормозил. Но будущее можно было потрогать руками. До первого iPod — три с лишним года. До iPhone — девять лет. 7 июня 1997 года вышел первый полноценный релиз Winamp. Там, правда, не было плейлиста, но мы тогда и не знали, что он нам будет нужен.

  

Музыки было мало, и была она 
в основном совершенно чудовищная.

  

Журнал «Юность»: Создатель Lurkmore Дмитрий Хомак ностальгирует по эпохе Winamp. Изображение № 2.

Журналы (все еще бумажные) публиковали обзоры каждой новой версии и проводили сравнения с другими программами. Другие программы обычно пытались изобразить интерфейс дорогого музыкального центра, занимали весь экран и вели себя хуже iTunes. Winamp на этом фоне выгодно отличался простотой и удобством использования. 31 марта 1998 года вышел Winamp 1.90, первая «настоящая» версия плеера. Он мог играть обычные аудиодиски, у него появился нормальный плейлист и возможность подключать плагины. До завоевания мира оставался один шаг. Но главное было сделано: в комплекте с плеером поставлялся визуализатор. Компьютер в такт музыке самостоятельно рисовал всякие психоделические узоры на экране. Будущее наступило. Интернет победил. Скептики из числа сверстников, которые считали, что деньги им нужны для того, чтобы купить «шестерку» цвета баклажана или мокрого асфальта, а если повезет, то и ушатанную BMW, всерьез задумались о персональном компьютере. 

Ну и, наконец, 8 сентября 1998 года вышел Winamp 2. Плеер, который на долгие годы станет самой используемой программой. Не только среди прогрессивной интернет-молодежи 1990-х, а во всем мире. Появились MP3-плееры для компакт-дисков, появились айподы, появились, в конце концов, автомагнитолы с воспроизведением MP3 — но Winamp оставался главным музыкальным плеером человечества. «Винамп» заменил нам все музыкальные плееры. «Так, где там у тебя „Винамп”, — спрашивали мы в гостях, — и что там у тебя интересного в плейлисте?»

Там, где не было интернета, стали распространяться диски. С музыкой, с «Винампом» и, что самое интересное, со скинами для «Винампа». После выхода второй версии самое интересное было — подобрать лучший скин из доступных. На рынках лежали диски «800 лучших скинов для Winamp + 160 новых визуализаций». Вот это был реальный прогресс и модернизация. Выходили сборники всего на свете, от классики до «классики британского панка» и от кантри до шансона.

  

На рынках лежали диски
«800 лучших скинов для Winamp + 160 новых визуализаций». Вот это
был реальный прогресс
и модернизация.

  

Журнал «Юность»: Создатель Lurkmore Дмитрий Хомак ностальгирует по эпохе Winamp. Изображение № 3.

Можно, в принципе, долго перечислять версии, нововведения в них и кто из оригинальной команды куда и зачем ушел. Это, честно говоря, не очень интересно. Куда интереснее то, что Winamp, собственно, отвечал на вопрос «а что ваш компьютер вообще умеет, на фиг он нужен?» от людей, которые привыкли к бухгалтерским программам под DOS или не видели компьютера в глаза. «А ВОТ ТАК ОН УМЕЕТ», — можно было врубить адского рок-н-ролла, визуализатор и продемонстрировать разные скины. Скины — это вообще примета ранних 2000-х. Даже телефоны в ту далекую доайфонную эпоху выпускали со сменными лицевыми и задними панелями самых странных цветов.

В какой-то момент, между 2006 и 2008 годом, «Винамп» безнадежно устарел. Вернее, нет. Он не устарел. Он прекрасно работает как музыкальный плеер с плейлистом и визуализацией. Но сначала ему на смену пришел iTunes — неплохой магазин музыки и приложений, но совершенно ужасный плеер. Теперь и iTunes вытесняется приложениями типа Spotify или «Яндекс.Музыка». Winamp, конечно, жалко. Юность прошла с ним и в какой-то мере вокруг него. Но юность кончилась, чего уж теперь. И наша, и романтическая юность интернета. Музыку теперь не покупают на рынке, не покупают в интернете и даже не слишком из интернета тащат бесплатно. В мире подписки на потоковую музыку «Винампу» не нашлось места. И в этом есть немножко мрачной иронии для гиков, которые помнят, что именно Winamp и стриминговое приложение к нему, Shoutcast, помогло формату MP3 вытеснить с рынка конкурирующий формат VQF, который продвигала Yamaha. Он был неплох, но его совершенно нельзя было использовать для потокового воспроизведения.

  

Winamp, конечно, жалко. Юность прошла с ним и в какой-то мере вокруг него.