«No trends» — 25 лет назад блэк-метал начался с этого. Сейчас футболки с Burzum давно носят не с тертой косухой и джинсовой безрукавкой, а с узкими джинсами и кедами Fred Perry. Сегодня блэк-метал актуален как никогда. В новом материале мы рассказываем об актуальных подстилях, новых направлениях блэк-метала — иначе говоря, срываем все покровы, вторя начинателям жанра. 

 

 

США

 

В Европе метал слушают сумрачные парни в косухах и шипах. В Америке косуха — дорогой атрибут, а металлисты сейчас больше похожи то ли на фермеров с юга, то ли на лесорубов с севера. У этих ребят все просто: если ты молод, то играешь либо в американский футбол, либо на гитаре. Музыка у них особая — грохочущий мрак, с козлами, углем и бульканьем в микрофон. Некоторые умудряются играть так год за годом уже лет 20.

Другой распространенный вариант — абстрактный гул и жужжание. Вышли парни в лес, легли на мох, в грибной круг, и все у них хорошо. Можно о таком стиле сказать, что это атмосферик или шугейз, но на самом деле это два риффа, когда-то сыгранные Burzum, которые американские парни продолжают переигрывать снова и снова. Считается, что первыми были Agalloch и Wolves in the Throne Room, после них это стали называть Cascadian Black Metal (по названию области между Скалистыми горами и Тихим океаном), и теперь так играет примерно половина американского поголовья блэк-метал-групп. 

 

 

В дополнение к этому экоанархизм, сложные мысли о североевропейском язычестве, любовь к природе, фотографии с оленями и мишками, татуированные дотворком рукава и клетчатые шерстяные рубашки.

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 1.

Deafheaven, Kamlaniye, Ash Borer, Fell Voices, Skagos

 

 

Ни от Agalloch, ни от WITTR нет новостей уже как года три, но даже без них последний год выдался урожайный. Deafheaven, Kamlaniye, Ash Borer, Fell Voices, Skagos — от каждой группы по альбому, все гудят, жужжат, растекаются мыслью по древу, расстилаются по жухлой траве, разлетаются птицами за горизонт, форелью за водопад. 

 

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 2.

  

Vestiges / Panopticon

Split LP

2013

  

Однажды вдохновившись музыкой Burzum, Остин из Кентукки прикупил электрогитару, накинул поверх фланелевой клетчатой рубашки джинсовку с нашитым кельтским орнаментом и принялся наигрывать блэк-метал. Получалось у него это так хорошо, что буквально за пару лет он вошел в число законодателей стиля, коим и является уже лет пять. Начиная с альбома прошлого года «Kentukki» в музыке Panopticon появилось одно важное новшество: длинные акустические моменты, сыгранные на банджо. Новый стиль проекта уже окрестили black metal/bluegrass. На треках, записанных для сплита Vestiges/Panopticon, направление продолжено и даже кажется, что акустические фрагменты занимают больше времени, чем раньше. Такими темпами через два альбома блэка не останется, американец начнет играть чистый кантри или блюграсс. Случится так или нет, будет видно, а пока получается душевно и проникновенно. Vestiges в целом очень даже хороши, хотя, надо признать, в них никакого отличия от любой из сотен других групп, играющих cascadian. 

 


 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 3.

  

When Bitter Spring Sleeps

Coven of the Wolves

2013

  

Другие центровые деятели современного американского блэк-метала — When Bitter Spring Sleeps. Издали пару альбомов и совместный релиз с тем же Panopticon. Всегда играли не совсем каноничный cascadian, разбавляя его фолком, но с альбомом «Coven of the Wolves» превзошли сами себя. Не исключено, кто-то дал им послушать пару кассет Bathory. Гитарное жужжание теперь перемежается с хеви-металом, эпичными виршами и патетичным чистым вокалом. Партии ударных вообще записывали в лесу. «Волчий ковен» по-прежнему атмосферен, но теперь гулкий как старый Darkthrone, эпичный как Falkenbach, минималистичный как Bathory. И не без посконного американского фольклора. Альбом пока есть только в цифровой версии, все сборы от него будут перечислены в фонд, занимающийся защитой дикой природы.

 

 

Канада

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 4.

  

Forteresse

Les Hivers De Notre

2008

  

Первое и главное, что нужно знать о Квебеке, так это об его особенности и отличии от остальной Канады. Как Украина не Россия, так и Квебек не Канада. Исключительность этой большой североамериканской Украины есть краеугольный камень культуры Квебека в целом и блэк-метала в частности. Здесь зародился романтический канадский блэк-метал, или métal noir Québécois.

Название закрепилось после выхода в свет в 2006 году первого альбома Forteresse, который и по сей день является иконой стиля и эталоном для последователей. Это более узкий жанр, чем тот же cascadian, хватит несколько пальцев, чтобы перечислить все группы жанра. Источником вдохновения для них послужили Burzum, Ildjarn и Blaze Birth Hall, что сделало звучание более суровым, сырым и жестким по сравнению с южными соседями. Поют канадцы про леса и села, зиму, тоску и патриотизм. Оттого, наверное, они близки и понятны русскому уху.

  

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 5.

Gris, Neige Éternelle, Sombres Forêts

 

Альбомов выходит мало, но зато каждый уж точно небезынтересен. В этом году отличились Neige Éternelle, Gris, Sombres Forêts. Последние два коллектива, пожалуй, недотягивают до уровня своих предыдущих работ: появилось больше отстраненности и расслабленности, а напор и ярость сменили грусть и тоска. Больше радуют новички Neige Éternelle со своим более прямолинейным, но гораздо более пронзительным и истовым одноименным дебютом.

 

Франция

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 6.

  

Sektemtum

Aut Caesar Aut Nihil

2013

  

Если речь зашла о Франции, достаточно упомянуть только четыре имени — Deathspell Omega, Mütiilation, Alcest и Peste Noire. Первые вышли в тираж с «Fas-Ite, Maledicti, in Ignem Aeternum». Фронтмен группы Mütiilation забросил дело еще раньше и теперь угорает в чаду кутежа с Sektemtum. Alcest утратили последние остатки блэк-металлического звучания, предпочтя ему абсолютно построковый зефир. Вся надежда только на Peste Noire.

Все начиналось лет 15 назад в классическом подвальном стиле — неумелый корпспэйнт, плохие фото со злыми лицами, скрюченными пальцами да игрушечным оружием, изможденные узники на обложках и название из сочинений Толкиена. Все изменилось в 2006 году, когда команда записала альбом «La Sanie des siècles — Panégyrique de la dégénérescence», ставший пластинкой десятилетия в блэк-метале и точно самым лучшим, что когда-либо случалось на локальной французской сцене.

 

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 7.

  

Peste Noire

Démonarque

2013

 

Дальше — больше: церковные хоралы и детские хоры, французский шансон, военные марши и кабацкие пляски, техно и кваканье лягушек. В буклетах группы длинные тексты про анархо-патриотизм, горячо-любимую французскую родину и даже стихи Поля Верлена. Альбом этого года, названный просто «Peste Noire», начинается как саундтрек к фильмам Тарантино, сыгранный на трембитах, бубнах и балалайках. Вокал снова воет, ноет, стенает, кричит, беснуется, курлычет, блекочет, квакает и кудахчет. На подпевках — известный любитель клетчатых рубашек швед из Woods of Infinity и гость с Украины Роман Саенко, которому для чтения стихов Тараса Шевченко выделен отдельный номер — «Ode». 

 

 

Швеция

 

Желающих поэкспериментировать в лесу с гитарой и дистрошном в Швеции тоже достаточно. Тут и разнообразный дрон, и индустриальный и скоростной экстремальный металл. Где у американцев для национального колорита записываются партии банджо, у шведов есть нюкельхарпа. Если у банджо звучание разухабистое, залихватское и давящей атмосферы из такого звука не добудешь, то в нюкельхарпе веселости нет и в помине. Звук у нее скрипучий протяжный и противный почти как у волынки, при этом достаточно статичный. Лучшие по этой части — Hamnskifte с часовым опусом «Födzlepijnan», черный как смоль дрон-метал.

 

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 8.

  

Hamnskifte

Födzlepijnan

2010

  

Если вы помните сырой, истерично-депрессивный и пронзительный гитарный звук ранних записей Burzum (The Crying Orc), то тогда вы понимаете, о чем идет речь. Размазанные в пространстве гитары, запредельно замедленная тяжесть и доставшаяся в наследство от Nortt замогильная безысходность и тоска.

Другая сторона данного альбома — это присущая почти всем без исключения шведским группам фолковая составляющая. Что бы ни играли шведы, без сильного фолкового влияния не обойтись; Hedningarna, Skrömta, Garmarna, Skogen, Lönndom и множество других — все отдают дань характерному шведскому народному акустическому звучанию и мелодиям, так похожим на наши, русские.

 

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 9.

  

Hädanfärd

Smutsiga Sinnen

2013

  

Если говорить о блэк-метале как таковом, без влияний, то стоит остановиться на альбоме Hädanfärd «Smutsiga Sinnen». Помимо этой пластинки, за год они наиграли и записали столько, сколько все значимые представители каскадиана вместе. И останавливаться не собираются. На троих у этих шведов еще десяток проектов: Acerbitas, Grav, Grifteskymfning, Helgedom, Svartrit, Vanskapt, Dödfödd, Grav, Kaos Sacramentum, Urkaos etc. и свой собственный лейбл Ancient Records. Опусы выходят только на виниле и кассетах, тиражи полностью разлетаются зачастую еще на стадии предзаказа. Мелодичная и, несмотря на нарочитую небрежность, очень технично сыгранная музыка дополняется текстами про темную сторону старошведского фольклора. Избушки с чертями и буреломом — главный мотив графического оформлении доброй половины релизов. Hädanfärd расслабленны, минорны, неагрессивны и местами даже диссонансны. Получается задорно. Детишки возвращаются с далекой лесной заимки, везут на санках труп дедушки и решили прокатиться с косогора, прямо на них же и с дедой.

 

 

7 героев современного блэк-метала и их последователи. Изображение № 10.