Один за другим в Москву приехали сразу два знаменитых мастера, работающих в стиле, напоминающем старые гравюры, — Лиам Спаркс и Папанатос. У обоих мы в свое время благополучно взяли интервью, а сейчас подумали, что неплохо было бы разобраться в их стиле подробнее.

 

С гравюрной татуировкой в последнее время происходит та же история, что и с блэкворком — этим термином любят называть все подряд, любую татуировку, выполненную одним только черным цветом. Строго говоря, гравюрный стиль подразумевает под собой определенную технику: тени в гравюре обязательно должны быть сделаны черточками. Тени не должны быть мягкими, а, наоборот, штриховка должна быть заметной глазу. Плюс в этом стиле не используется ни серый цвет, ни разбавление черного цвета водой. Гравюрный стиль может сочетать в себе элементы дотворка, залитые черным площади — но это уже будет не строгий стиль. Строгий стиль — это, грубо говоря, черный цвет, четкие контуры и линейная штриховка теней.

Что касается истории, проследить точные даты возникновения этого стиля не так-то просто: стиль начал оформляться как самостоятельный немногим больше десяти лет назад, а в качестве одного из приемов татуировки существовал, конечно же, намного раньше. За отправную точку современности можно взять дату основания главной студии этого направления — East River Tattoo — 2000 год. При этом особой популярности гравюрные татуировки достигли в последние три-пять лет. Что же касается влияния, на этот стиль оказало влияние ровно то же, что и на все остальные черные татуировки, — постмодернизм, тюремный жанр, соображения о прекрасном в графическом дизайне (поддержанные, в том числе и цитатами из Sang Bleu), а также классика: панковская тема мистера X и полотна Томаса Хупера. Гравюрной татуировкой любят заниматься дизайнеры и близкие к искусству татуировщики — и среди источников своего вдохновения они называют, например, работы Шиле, Брэдли и классические старинные гравюры.

  

С технической точки зрения, это довольно трудный стиль: элементы штриховки должны располагаться параллельно друг другу, но при этом лежать в случайном порядке и иметь разную длину. Штриховка округлых и более сложных форм — отдельная история, для которой не помешает вспомнить курс художественной школы.

  

 

 

Евгений Мэл

татуировщик

  

Этим стилем я стал заниматься не с самого начала — первое время метался между салонами и между стилями, потом один клиент попросил сделать что-то похожее на гравюру. Я сделал, мне понравилось, и дальше я стал развивать технику. С мастерами гравюрной татуировки тогда особо не был знаком — подсмотрел немного у одних, немного у других, и из каких-то приемов и элементов сложился уже мой собственный стиль. 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 1.

Я понимаю под гравюрной татуировкой работы в стиле Дюрера, в стиле графики XV века. В таких работах видна техника и приемы, подходящие к использованию в гравюрной татуировке. Гравюра — это, прежде всего, видимая или осязаемая текстура. Для создания градиента в такой стилистике приходилось идти на хитрости, так как гравюрная текстура состоит из четких графичных элементов. Также соблюдалась динамика линий и форм объектов, пример тому — растительный акант, на мой взгляд очень сложный элемент для исполнения именно в таком стиле. Еще мне нравится то, что в гравюрной стилистике иногда прослеживается какой-то своеобразный тонкий юмор, который мне очень дорог.

Многие мастера, которые работают не в гравюре, прямо слюной брызжут: «У вас все поплывет через пять лет, вы уродуете кожу, продаете радиоактивную добавку в чай». Это все, конечно, чепуха. У правильно построенной татуировки в стиле гравюры основная фишка — силуэт. Если силуэт узнаваем, то он никуда не поплывет, а тень так и останется тенью даже через 56 лет, просто текстуру тени будет сложнее разглядеть. Олдскул, кстати, тоже плывет, никто этого не отменял. 

 

 

 

Лучшие мастера
гравюрной татуировки

 

 

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 2.

Дюк Райли

Нью-Йорк

Главное имя в этом списке. Он занимается татуировкой с 1993 года — тогда во время учебы в дизайнерском колледже собрал машинку и набил рисунки всем своим друзьям в качестве арт-проекта. Потом он работал по всему миру, а в 2000-х годах обзавелся собственной студией — East River в Нью-Йорке, расположенной на старой Бруклинской пристани. Расположение студии выбрано не случайно: в работах Райли так или иначе появляется тема истории Нью-Йорка и его набережных. Что касается собственно стиля Дюка (да и стиля всей студии), он является классическим и показательным отражением старых гравюр без теней как таковых. Его работы выставлялись во многих музеях, в том числе и в Бруклинском. Смешнее всего о татуировщике рассказали в комментарии к видео на сайте juxtapoz.com: «Дюк Райли немного герой. Если бы мир катился ко всем чертям, я бы хотел находиться рядом с ним — он бы точно придумал, как вытащить нас оттуда».

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 3.

 

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 4.

Максим Буши

Лондон

Максим, строго говоря, не адепт гравюрного стиля — его работы довольно разные, то с мягкими тенями и дотворком, то практически с блэкворком. Гравюры он тем не менее тоже делает и немало поспособствовал их популярности, как, впрочем, и популярности других черных эстетских татуировок: с 2007 года Максим издает лучший на свете журнал о татуировках Sang Bleu. А мастерству татуировки он, кстати, учился в свое время у великой династии Лью.

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 5.

 

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 6.

Лиам Спаркс

Новый Орлеан

У Лиама Спаркса мы совсем недавно взяли интервью, и пересказывать его подробно здесь, наверное, не особенно нужно. Если кратко: бывший скульптор решил посвятить себя татуировке и довольно сильно повлиял на то, как сегодня выглядят черные татуировки в целом. Что касается вкусов и влияний, Лиам, пожалуй, представляет собой собирательный образ современного татуировщика в гравюрном стиле — любит Бердсли, Шиле и российскую тюремную татуировку. Если говорить о стиле, то разница с американскими коллегами довольно заметна: линии плотнее, штрихи шире, часто встречается дотворк и мягкие тени.

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 7.

 

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 8.

Сью Джейвен

Нью-Йорк

И последний в этой подборке представитель студии East River Tattoo — с женским взглядом на стиль: нежными птицами, девочками, цветами и рожью. Ее работы, точно также как и у основателя студии, выполнены практически без теней. Про нее можно добавить, что она добилась легализации татуировки в штате Массачусетс и открыла собственный салон в Бостоне, а уже потом перебралась на старую набережную в Нью-Йорке.

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 9.

 

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 10.

Папанатос

Амстердам

Про Папанатоса мы тоже писали. Он держит собственную студию в Голландии и говорит, что голландская гравюрная татуировка изящнее британской: в ней больше тонких линий и деталей. Эти линии, на его взгляд, и представляют главную сложность в татуировке: Папанатос — в прошлом графический дизайнер, а у дизайнеров свое представление о совершенных и сильных линиях, которое в татуировке не так-то просто воплотить.

 

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 11.

 

Алекс Бинни располагается не в этом списке, а, скорее, в своеобразном послесловии — знаменитый мастер, повлиявший на английскую тату-культуру, как никто другой, недавно решил устроить выставку, посвященную главным именам в современной татуировке. Он сделал портреты 32 своих друзей и коллег на гравюрной фабрике и отпечатал их с полученных гравюр. Так выглядит гравюра руками одного из самых важных татуировщиков современности, который, стоит заметить, гравюрным стилем никогда особенно и не увлекался. Среди 32 героев — Томас Томас, Дункан Х, Филипп Лью, Томас Хупер и Джондикс.

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 12.

Гид по гравюрному стилю татуировок. Изображение № 13.