Все мы привыкли к тому, что метал — а тем более его экстремальные разновидности (дэт, блэк и прочее) — играют суровые мужики из Европы и Америки. Но эта тяжелая музыка пустила свои корни в таких культурах, которые принято считать закрытыми для любого влияния извне. FURFUR попробовал разобраться, как развивается метал в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и Монголия, и нашел пять самых интересных проявлений.

Консервативные общества, характерные для развивающихся стран Ближнего Востока, как правило, достаточно закрыты — как для выхода из них, так и для любых влияний извне. Но глобализация делает свое дело, занося семена чуждых культур на пропитанную вековыми традициями почву, где они прорастают весьма причудливым образом.

Тяжелая музыка всегда была способом выразить протест. Блэк-металлисты протестовали против христианских догматов и напускного гуманизма в Европе; дэтстеры и грайндкорщики пытались встряхнуть тихую и размеренную жизнь европейского и американского обывателя живописанием медицинских патологий и мучительных смертей; трэш-метал воспевал войны и насилие. Частично тяжелый метал в западных странах выступает своеобразным аналогом фильмов ужасов, позволяющим испытать страх и трепет, при этом оставаясь в безопасности.

Тем удивительнее видеть появление экстремальных жанров метала в странах, жизнь в которых и так пронизана репрессиями, ограничениями и насилием, а за любую критику официальной религии или государственного строя можно лишиться жизни. У метала, который играют в неочевидных для этого направления странах, есть и другая, более позитивная сторона. Интересно наблюдать за тем, как этот, казалось бы, сугубо западный стиль музыки впитывает в себя корневую культуру страны, в которую он попадает. Дэт-метал о подвигах Арджуны, ближневосточные мелодии, сыгранные в блэк-метал-манере — все это как минимум очень интересно.

  

Тяжелый метал в западных странах выступает своеобраз-ным аналогом фильмов ужасов, позволяющим испытать страх
и трепет, оставаясь в безопасности.

  

 

 

Шайтан-метал

تدنيس, Janaza, مسجد الشيطان, False Allah, Seed of Iblis

 

Блэк-метал, крепко пустивший корни в западной музыкальной культуре, традиционно ассоциируется у обывателя с оголтелым сатанизмом и противостоянием христианству. Перенесенный на арабскую почву, блэк-метал ополчился против ислама. Конечно, фраза «блэк-метал из Объединенных Арабских Эмиратов или Ирака» звучит немного диковато, но такое явление имеет место быть. Мало того, существует некая полуподпольная организация музыкантов, носящая незамысловатое но довольно точно отражающее суть название Арабский антиисламский легион.

 

 

Seeds Of Iblis «Islamophobia»

 

Tadnees «Nuke Mecca»

 

В Легион входят такие коллективы как تدنيس (Tadnees или «Осквернение») из Саудовской Аравии, иракский женский one-man band Janaza, مسجد الشيطان («Мечеть Шайтана») из Ливана и False Allah из Бахрейна, и супергруппы Seed of Iblis («Семя Иблиса»), состоящая из участников Janaza и Tadnees.

По звучанию это довольно заурядный черный метал, маркирующийся в профильных медиа как true raw black metal, но условия, в которых арабские металлисты вынуждены существовать, накладывают свой отпечаток на эту музыку. В Саудовской Аравии, например, металлическая музыка запрещена вообще. Да и в любой исламской стране за любую религиозную критику можно не просто схлопотать срок, но и в прямом смысле лишиться жизни.

 

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 1.

 Мефисто

Al Namrood

«Появление большого количества метал-групп объясняется потребностью создания чего-либо нового. Большинство местных групп страдают от политической системы, 
все нуждаются в экспозиции, особенно эмоциональной. Наилучший способ противопоставить себя этому бессмысленному обществу — это метал».

 

Играть шайтан-метал — занятие весьма и весьма опасное. Поэтому артисты этого жанра находятся в глубочайшем подполье, а все фотографии якобы участников этих банд являются фейком. Слишком много несостыковок в биографиях этих коллективов, слишком откровенная и в чем-то довольно неумная анти-религиозная позиция заставляет задуматься о том, что весь Анти-исламский Арабский Легион не более чем чья-то фальсифкация, запущенная кем-то в сети. Хотя обратного пока не доказали.

Свои анти-исламские банды есть и в других арабских странах. Например, ливанские Dhaamar или бахрейнские Dhul-Qarnayn, Narjahanam и Kusoof. У лидера последних были проблемы с законом из-за того, что он играет «музыку шайтана». Когда об этом стало известно коллегам-музыкантам, добрые ребята из Al Namrood поспешили сообщить всему миру, что парня повесили. Как выяснилось позднее, все обошлось.

 

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 2.

Эриду

Kusoof

«Правительство клеймит всю тяжелую музыку ярлыком сатанизма. В основном сатанизм здесь — то, что большинство недалеких людей создало в своих умах, и он существует только в их голове. Мы узнали о тяжелой музыке из интернета и довольно поздно».

 

Но на самом деле, в большинстве арабских стран прямого запрета на метал нет, но и представлена эта музыка там слабо. Исключением являются разве что довольно светские Ливан и Египет, где коллективов, играющих тяжелую музыку, пруд пруди. Но наш интерес лежит в области запретов, а потому отправимся в страну, где играть метал — уголовное преступление — в Иран.

 

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 3.

Les anges de Satan

Марокко, 2007

По мотивам громкого процесса 2003 года, когда в Марокко судили металлистов за «сатанинскую музыку», был снят художественный фильм «Ангелы сатаны». Впрочем, там история закончилась достаточно благополучно: обвиняемых либо оправдали, либо приговорили к незначительным срокам, выпустив прямо в зале суда. 

 

 

 

 

Иран

Aras, 1000 Funerals, Kahtmayan, Sorg Innkallelse

Несмотря на запреты и довольно развитую сеть доносчиков, экстремальная музыкальная сцена здесь развита очень и очень неплохо по сравнению с арабскими странами. О том, что иранская интеллигенция проводит подпольные вечеринки с алкоголем и запрещенной западной музыкой, известно давно. Днем это благообразные члены общества, не выделяющиеся из толпы практически ничем, по вечерам же картина меняется кардинально: девушки снимают платки и наносят макияж, парни же вооружаются бокалом виски и включают что-нибудь потяжелее.

На металлистов в Иране ведется самая настоящая охота. В новостях периодически всплывает информация об очередных арестованных «сатанистах-металлистах». При этом местная пресса красочно описывает их жуткие шабаши: там, мол, пьют кровь под скрежещущие звуки музыки шайтана.

 

 

SORG INNKALLELSE / EKOVE EFRITS «INCESSANT WINDS OF DESPAIR»

 

Подобная двойная жизнь неразрывно связана со стрессом, видимо, поэтому в Иране преобладают депрессивные формы метала: меланхоличный, густо замешанный с эмбиентом блэк-группы Aras, медленный похоронный дум 1000 Funerals, печальные прогрессивщики Kahtmayan. Многие иранские коллективы не гнушаются использовать в своих треках традиционные персидские инструменты и мелодии, при этом оставаясь непохожими на представителей ориентал-метала.

Есть, впрочем, и вполне традиционно звучащие дэт-, трэш- и прогрессив-коллективы, но особенного колорита в их музыке практически не ощущается — зато колоритно выглядят сами представители такой сцены. В большинстве случаев это участники широко распространившихся националистических группировок — местные скинхеды тоже выступают против Ислама, но еще и считают себя настоящими и единственными потомками арийцев, о чем, собственно, чаще всего и поют.

 

 

 

 

Ориентал-метал

Orphaned Land, Salem, Al-Namrood, Melechesh

Попав на Ближний Восток, экстремальный метал разнообразил свое звучание традиционными музыкальными инструментами и мелодиями. Протестные веяния, без которых тяжелую музыку представить сложно, здесь проявились в том, что источником для вдохновения многих местных музыкантов выступает история Древней Месопотамии, богатая жуткими пустынными демонами и таинственными ритуалами вавилонских жрецов.

 

 

Orphaned Land «All Is One»

 

Salem «Ha'ayara Bo'eret»

 

 Отцами жанра принято считать израильские ансамбли Orphaned Land и Salem (не путать с витч-хаус-коллективом). Но для нашего исследования интересны другие ребята — сформированный в 2008 году проект Al-Namrood, который щедро приправил ближневосточными мелодиями злющий блэк-метал, посвященный древней истории региона. Все бы ничего, но коллектив базируется в Саудовской Аравии, что автоматически ставит его участников в ранг потенциальных смертников.

Свои проблемы есть у металлистов и в относительно свободном Израиле. Одни из основателей ориентал-метала, группа Salem, попала под критику людей из парламента за кавер-версию песни Slayer «Angel of Death», где ведется повествование от имени доктора Менгеле из Освенцима. Но, по мнению парней из группы, рассказывать о холокосте лучше, чем молчать о нем.

Из-за этого, собственно, в свое время у группы произошла перепалка со всеми любимым Варгом Викернесом (Burzum). История незатейлива: израильские ребята, вдохновлявшиеся ранней норвежской блэк-метал-сценой, отправили Варгу свое демо «Миллионы убитых». Викернесу на тот момент было 19 лет, и он был на пике своей антисоциальной деятельности. Варг послушал их кассету и написал в ответном письме, что музыка, мол, хороша, но лирика, повествующая об ужасах холокоста, мягко говоря, не очень.

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 4.

Группа Salem

«Очень плохо, что Гитлер не завершил работу, которую он начал, но, может быть, Саддаму удастся покончить с вами!» — написал в ответ нетолерантный Варг.

Ребята из Salem расстроились, но потом собрались с духом, написали норвежскому музыканту ответ, состоящий практически из одного мата, и благополучно забыли о неприятном инциденте. Но Варг ничего не забыл. Через несколько месяцев на пороге лидера Salem появился полицейский, задавший музыканту всего один вопрос: «Кто ненавидит вас в Норвегии?» Как выяснилось, из далекой северной страны израильским металлистам пришла посылка с бомбой. 

В Израиле есть и свои по-настоящему культовые блэкари — группа Melechesh. Парни были вынуждены перебраться кто куда, потому что в Израиле исполнение «месопотамского метала», который играют Melechesh, — занятие не самое безопасное.

Поэтому сегодня группа, основанная в Иерусалиме армянином-ассирийцем, ассирийцем, голландцем и украинцем, перебазировалась кто куда: лидер группы и басист осели в Нидерландах, второй гитарист живет во Франции, а барабанщик — небезызвестный Проскриптор из Absu — в Техасе.

  

«Очень плохо, что Гитлер
не завершил работу, которую
он начал, но, может быть, Саддаму удастся покончить
с вами!» — написал в ответ нетолерантный Варг.

  

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 5.

Мелехеш Ашмеди

Melechesh

«Откуда ни возьмись появляется кучка странных чуваков, которые прилюдно посылают на хрен всех, говоря, что их религия — это полное дерьмо. Реакцию легко себе вообразить. На нас немедленно ополчились все, толпами, в том числе и полиция. От такой наглости они просто остервенели». 

 

 

 

Степной метал

 

Ayasiin Salhi, Ornaments of Agony, Tengger Cavalry, Voodoo Kungfu

В самой Монголии тяжелых групп достаточно мало, а тех, кто проявляет хоть какую-нибудь национальную самобытность в музыке, и того меньше. Первопроходцами монгольского метала можно по праву назвать группу Ayasiin Salhi, которая вполне успешно существует с 1984 года, сменив за это время стиль с незатейливого хеви на мощный «дэзняк» старой школы. Тексты, как водится, про монгольскую историю и былое величие империи Чингисхана. 

 

 

Ayasiin salhi «Bleeding heads»

 

Tengger Cavalry «War Horse»

 

VOODOO KUNGFU «RAINING BLOOD»

 

Из особо интересных тут стоит отметить тяжелейшую экспериментальную формацию Ornaments of Agony, которая кладет тексты песен про великую Монголию и буддийскую веру на достаточно странную, но мощную музыку. Если же душа жаждет настоящего «степного метала», придется отправиться в соседний Китай, где успешно действует группа Tengger Cavalry, которая не только мешает эпичный метал с монгольскими народными мотивами, но и наряду с экстремальным вокалом вплетает в песни горловое пение.

Еще одни китайские граждане, которые если не напрямую воспевают монгольские степи, но уж точно ими вдохновляется, — Voodoo Kungfu. Эта группа обильно приправляет тяжелые риффы монгольским горловым пением и национальными музыкальными инструментами. Достаточно экспериментальные и тяжелые, они не забывают привнести в музыку народных мотивов, что выгодно отличает их от собратьев по цеху, копирующих западное звучание. Одни только каверы на слэйеровскую «Raining Blood» и песню Eurythmics «Sweet Dreams» в их исполнении дорогого стоят.

 

 

 

 

Ведический метал

Rudra

Пока западные металлисты черпали вдохновение из «Старшей Эдды» и европейского фольклора, индусы решили не отказываться от своего культурного наследия, тем более такого богатого. Так появился ведический метал, который показал, что классическая южноиндийская музыка звучит завораживающе, даже если ее играть на примоченных гитарах, а сказания об эпических битвах из «Махабхараты» гораздо мощнее, если исполняются гроулингом.

 

 

Rudra «Now Therefore»

 

Основателями жанра стали сингапурские индусы Rudra, которые первые догадались не просто копировать звучание и тематику западной тяжелой музыки, но поставили метал на службу своим богам. Злющие дэт-метал-риффы, лирика на санскрите, распевание мантр и традиционные музыкальные инструменты — главные составляющие их музыки.

При этом ветераны жанра, которые вот уже 20 лет возносят молитвы своим богам через экстремальный метал, не стоят на месте. По словам лидера группы Катира, в планах коллектива ввести в свои живые выступления традиционные индийские танцы.

 

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 6.

КАТИР

Rudra

«У нас было желание не быть похожими на уже существующие группы. Поэтому мы обратили внимание на ту среду, в которой росли, на тамильские классические песни, на кино и решили, что из этого может что-то получиться. Даже в нашем первом демо уже можно услышать некоторые элементы классической индийской музыки. Тогда, видимо, мы просто решили посмотреть, что из этого выйдет, а хорошие продажи и положительные отзывы о нашем дебютном альбоме только доказали, что мы на правильном пути».

 

 

 

 

Африканский метал

Wrust, Before Crush, Vale of Amonition, Crackdust

«Тяжелая музыка из Африки». Это словосочетание кому-то может показаться нелепым, но экстремальный метал на черном континенте производят пусть не в промышленных, но в довольно приличных масштабах.

ЮАР, где метал-банд довольно много, мы принимать в расчет не будем — культура там давно по большей части европейская. А вот тяжелая сцена Анголы, Ботсваны и других стран Африки в этом отношении представляют большой интерес.

 

 

Wrust «Why Me»

 

Before Crush «A bruxa»

 

Vale Of Amonition «Rebirth Through Fire»

 

Crackdust «Deranged Psychopath»

 

Играть метал в африканских странах начали сравнительно недавно, в начале 2000-х. Исключением стала разве что Ботсвана, где еще в 1970-х играли хард-рок. Видимо, поэтому у местных металлистов успел выработаться не похожий ни на кого стиль в одежде. 

Первое, что бросается в глаза, — популярность дэт-метала. Никакого блэка, щепотка дума и трэша, но в основном беспощадный и бескомпромиссный «дэзняк». Хотя, наверное, никакая другая музыка к тому, что окружает музыкантов, не подойдет: ветхие лачуги, тотальная нищета, голод, болезни и беспросветная безысходность.

 

 

 

Как экстремальный метал приживается в консервативных странах: 5 примеров жанра. Изображение № 7.

Джереми Зидо

Death Metal Angola

Об ангольских дэт-металлистах и хардкорщиках в ближайшее время выйдет документальный фильм Death Metal Angola.

«Отношение к такой музыке в Анголе очень и очень негативное. Считается, что метал связан с наркотиками. Но в последнее время дела идут все лучше: даже Министерство культуры начало потихоньку признавать нас. Люди начинают понимать, что рок-музыка совсем другая, чем казалось раньше. И сегодня все больше и больше людей спрашивают: „Где будет новый концерт?“»

 

Стоит отдать должное местным металлистам и в плане изобретательности: они не пытаются копировать западные образцы — в их музыке довольно легко услышать именно африканские гармонии и мелодии. Причем звучит это гораздо органичнее, чем вкрапления горлового пения у монголов или мантр в ведическом метале.

Звук у африканских банд, как правило, достаточно специфический не только и не столько из-за плохой аппаратуры, сколько из-за странноватой манеры игры, необычной для привыкшего к обычному металу слушателю. Но и эта особенность только подчеркивает, что африканский метал идет своим путем, не особо оглядываясь на белых музыкантов.