Самый известный, самый дорогостоящий и самый загадочный уличный художник в мире, Бэнкси, с начала октября обосновался в колыбели граффити — Нью-Йорке. В США он приехал не просто так, а для реализации своего грандиозного проекта Better Out Than In, в рамках которого ежедневно в городе появляется одна новая работа Бэнкси. Сегодня FURFUR подводит предварительные итоги акции — как Нью-Йорк принимает Бэнкси, что говорят граффити-художники о новом игроке на их территории, куда смотрят власти и что все это значит. 

 

 

С чего все началось

В середине этого сентября после почти года бездействия Бэнкси через своего приятеля и агента Джо Брукса обратился в редакцию нью-йоркской газеты The Village Voice — предложил сделать интервью о его ближайших планах через электронную почту. На что американцы, конечно, тут же согласились. Собственно, вот что из этого получилось (правда, опубликовали The Village Voice этот текст только 9 октября).

Из материала понятно, что Бэнкси затеял беспрецендентного масштаба акцию, в рамках которой будет использовать Нью-Йорк как свою новую резиденцию и новый холст. Называется проект Better Out Than In — таким жаргонным выражением на родине художника поздравляют человека, отпустившего чересчур громкую отрыжку. Работы будут появляться каждый день, причем не только в привычном для Бэнкси стиле трафаретов, но и далеко за пределами граффити-культуры. К каждой работе художник прикладывает аудиогид — по словам самого Бэнкси, аудиогиды он придумал как шутку, а потом решил сделать их полноценной частью проекта. 

Сразу после старта этого шоу в него включился почти весь город: местные граффити-райтеры, недолюбливающие Бэнкси за использование трафаретов и вторжение на их территорию, закрашивают работы собственными тегами с потрясающей скоростью; жаждущие наживы гоняются за возможностью что-нибудь украсть и продать на аукционе (хотя это почти невозможно); власти негодуют по поводу вандализма; поклонники художника пытаются сберечь работы, а сам Бэнкси в это время выступает в качестве рефери, задающего правила игры — вывешивает новые работы на своем сайте и в Instagram, расположение которых всем вышеописанным группировкам только предстоит разгадать. 

  

«Я выбрал Нью-Йорк, потому что здесь больше пешеходов и большее количество потайных мест, где можно рисовать. Возможно, стоило поехать куда-то в более релевантное место, например Пекин или Москву, но там пицца не такая вкусная. План состоит в том, чтобы жить здесь в течение месяца, реагировать на вещи, которые происходят тут, искать достопримечательности и рисовать на них. Некоторые рисунки будут достаточно сложными, а некоторые будут представлять собой надпись на двери туалета».

 

 

Реакция властей

Городские власти, хоть и готовы признать творчество Бэнкси настоящим искусством, считают, что художник окончательно забыл свое место. «В некоторых местах искусство уместно, а в некоторых — нет. Если вы подбегаете к чужой собственности и просто портите ее, в моем понимании это не искусство», — высказался по этому поводу мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Но несмотря на это, нью-йоркская полиция сделала официальное заявление, что арест Бэнкси пока не входит в ее планы. Дело вовсе не в симпатии к личности художника или к его работам, просто пока в правоохранительные органы не поступало жалоб от владельцев домов, ставших холстом для Бэнкси. 

Бэнкси в Нью-Йорке: Как британский художник захватил столицу граффити. Изображение № 1.

 

Деанонимизация

Пребывание в Нью-Йорке связано для Бэнкси с повышенной опасностью утраты инкогнито. В сети уже появляются фотографии, на которых предположительно изображен британский художник.

Первого кандидата на роль Бэнкси сфотографировал некто Том МакКин, почитатель художника, разъезжающий за ним по миру. Около «садового грузовика» он приметил человека в кепке и забрызганном краской комбинезоне. На вопрос «Ты Бэнкси?» тот, разумеется, ответил: «Нет, чувак, я просто водитель грузовика».

Другой грузовик Бэнкси также стал предметом пристального внимания со стороны охотников на художника. Некий Джон Генри выложил в своем твиттере фотографии, на которых видно, как группа людей возится с грузовиком, наполненным плюшевыми животными. Как утверждает Генри, британский акцент был только у парня, который руководил процессом.

Бэнкси в Нью-Йорке: Как британский художник захватил столицу граффити. Изображение № 2.

  

Бэнкси в Нью-Йорке: Как британский художник захватил столицу граффити. Изображение № 3.

Однако, если верить ранее гулявшему по блогам «фото Бэнкси», сделанном пару лет назад на Ямайке, то на художника больше похож человек, стоящий слева.

 

Ретроспектива работ Бэнкси в Нью-Йорке

Как реагирует граффити-сообщество

Нью-йоркские гастроли загадочного артиста проходят далеко не так гладко, как хотелось бы ценителям его искусства, но, судя по всему, ровно так, как задумывал сам Бэнкси. Первую работу под названием The Street Is in Play, которая появилась на одной из стен на Манхэттене, закрасили на следующий же день. Подобная судьба постигла и некоторые другие граффити, то тут то там появляющиеся на стенах Большого яблока — их закрашивали или пытались закрасить. На специально созданном сайтe Steel Banksy NY можно посмотреть, где еще в Нью-Йорке остались его нетронутые вандалами работы.

Стив, член стрит-арт-группироваки TrustoCorp: «Бэнкси — бесспорно самый богатый и известный уличный художник в мире, его работы даже коллекционируют Брэд Питт и Анджелина Джоли. Он в высшем эшелоне как финансово, так и социально, но при этом он продолжает делать стрит-арт. И это, надо сказать, очень забавно, когда миллионер делает мятежное уличное искусство. Та же акция с продажей его работ в Центральном парке по 60 долларов — это еще подтверждение всей парадоксальности мира искусства, которую Бэнкси тонко подчеркивает».

Сегодня уже не разобрать, кто охотится за Бэнкси усерднее: восторженные поклонники, городские власти или коллеги-граффитчики, жаждущие прогнать британца со своей территории. Бэнкси успел позубоскалить над действиями последних, написав на двери гаража в Ист-Сайде «Это мой нью-йоркский акцент...» в стиле классических тегов маркером и приписав внизу аккуратным типографским шрифтом «... обычно же я пишу вот так». Эту работу тут же закрыли ответом — «SO WHAT». 

Сам Бэнкси не стал гнушаться грязных способов ведения игры, использовав чужие граффити как основу для своих новых работ, приписывая к настенным надписям странноватого содержания слово «Musical». Местные граффитчики отнеслись к визиту британца достаточно негативно. Некий художник по кличке STF закрасил изображение двух гейш, переходящих по арке, напоминающей круто выгнутый мостик. Злодея изловили почитатели творчества Бэнкси и избили, причем дважды.

 

Уничтоженные вандалами работы Бэнкси 

Бэнкси в Нью-Йорке: Как британский художник захватил столицу граффити. Изображение № 4.

Как реагируют местные жители 

Если одни стремятся уничтожить творения Бэнкси, другие, напротив, стараются сохранить их как от вандалов, так и от охотников за аукционными редкостями. Достаточно вспомнить, как в Великобритании выломали кусок стены с работой художника. Позже этот лот всплыл на одном из аукционов, уже в США.

Но некоторым охотникам все-таки удалось нажиться на работе британца, став по совместительству невольными участниками инсталляции. Троица простых парней из гетто оккупировала изображение бобра в Восточном Нью-Йорке, прикрыв его картонной перегородкой. Набежавшим со всех концов города ценителям художника эти парни прямолинейно сообщили, что за «посмотреть» придется выложить двадцатку. Если же кто-то попытается свернуть их лавочку, им «не составит труда уничтожить мазню какого-то англичашки, который приехал выпендриваться в их город». Посетители платили исправно.

 

Кроме охотников за наживой, приезд в Нью-Йорк Бэнкси обнажил еще и широкий круг его почитателей, охраняющих работы художника. В число последних, к слову, входят и домовладельцы, собственность которых расписал британец. Самое главное в этом нелегком деле — соблюсти баланс, когда работу смогут увидеть все желающие, но испортить ее будет проблематично. Идеальным вариантом поначалу оказался плексиглас, которым закрыли башни-близнецы, но продержался он не долго — через несколько дней стекло все-таки разбили. Другие способы, как, например, гаражные ворота, прикрученные к стене, которыми защитили двух гейш, свою функцию, конечно, выполняют, но внешний вид здания, явно, украсить не способны.

Волна ненависти, которую нью-йоркские граффитчики обрушили на работы Бэнкси, заставила простого парня Прерии Леви взять на себя заботу о творениях британского художника. Общество реставрации работ Бэнкси, которое организовал Перри, состоит из него одного. Каждый день он разъезжает по локациям, где отметился Бэнкси, и тщательно восстанавливает первоначальный вид трафаретов, подкрашивая и стирая появившиеся за ночь теги местных умельцев.

Бэнкси в Нью-Йорке: Как британский художник захватил столицу граффити. Изображение № 5.

Следить за работами самого Леви можно при помощи его аккаунта в Instagtam

Своеобразный ответ Бэнкси подготовил и на предсказуемую гонку за его работы с целью наживы — выставил на продажу свои самые известные принты на уличном развале. Каждый такой принт на любом аукционе мог бы уйти минимум за 30 тысяч долларов, но на улице они стоили всего 60. Впрочем, охотников приобрести подобное сокровища нашлось очень немного – за восемь часов лишь трое человек заинтересовались товаром. Остальные проходили мимо, полагая, что усталый дед в кепке торгует подделками, в спешке намалеванными в честь приезда художника в город. В спонтанном перформансе поучаствовали не только люди, но и животные: мопс одной из пришедших посмотреть на новое граффити дам невозмутимо помочился на изображение башен-близнецов, на одной из которых взрывом расцвел настоящий цветок, вставленный в щель стены.

Саша Дженкинс, автор известной книги Rite of Passage: «Очень многие граффитчики заведуют его успеху, потому что в конце концов он превратился в бренд, даже корпорацию. Они возмущены тем, что у него есть возможность делать все, что хочется. И их комьюнити не хочет ассоциировать себя с ним».

Остроумию Бэнкси и его точному пониманию психологии современного общества можно только позавидовать. В Нью-Йорке Бэнкси не ограничился прославившими его настенными трафаретами, устанавливая на улицах инсталляции и нанимая статистов. Фургон для перевозки животных, из кузова которого торчат блеющие, мычащие и крякающие головы плюшевых обитателей фермы; фибергласовый Рональд МакДоналд в позе диктатора, которому начищает кроваво-красные башмаки вполне реальный человек; грузовой фургон, в кузове которого скрывается «мобильный сад». Каждая новая акция только подчеркивает мысль, давно поселившуюся в профильных блогах — Бэнкси перерос рамки любого конкретного стиля и культуры граффити в частности, превратившись в художника, следить за которым интереснее, чем за кем-либо еще сегодня.