Эволюционисты, экологи и математики нескольких крупных университетов США и Великобритании пришли к выводу, что древние государства развивались благодаря войнам. Для того чтобы сделать такое утверждение, исследователям вопроса пришлось построить математическую модель истории развития Евразии и Африки в период с 1500 года до н. э. до 1500 года н. э. Соответствующая статья была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые математически доказали пользу войн в древнем мире. Изображение № 1.

В основу модели легли географические карты двух упомянутых выше материков. Созданный атлас был разбит на квадратные клетки, каждая со стороной по 100 километров. В параметры ячейки внесли высоту региона над уровнем моря, тип географического топоса, а также путь развития народов в местности (собирательство, сельское хозяйство, охота).

В начале взятого исторического периода каждая клетка считалась нейтрально заселенной. Позже та или иная цивилизация получала военные технологии и ультрасоциальные нормы (уникальная мораль, отличающая одну культуру от другой), воплощением которых стали религия или государственная идеология. Для поддержания тех или иных норм странам требовались ресурсы, расположенные на соседних клетках. При столкновении государств победу одерживали страны с большим количеством занятых ячеек (большая площадь территорий) и более высоким качеством клеток (наличие ресурсов).

Созданную компьютерную модель проигрывали несколько раз и в итоге получили картину, очень похожую на известный нам ход развития истории — размеры империй увеличивались при появлении более совершенного оружия и при обретении новых ультрасоциальных норм.  

Модель, предложенная учеными, несколько напоминает геймплей популярной игры Civilization. В поздних версиях стратегии клетки с территориями переходят к игрокам в зависимости от их военной мощи и степени культурного развития. Разработчики Civilization создали мод Realism Invictus, в котором также учитывались религии и эпидемии, а во время битв дух противника можно было сломить устрашающим видом боевых слонов, пугающих лошадей неприятеля.