Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби — таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

 

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 1.

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов — культ вуду.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 2.

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях — Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии — церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма — лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 3.

  

 Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

  

Боги и маги

 

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 4.

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё — всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu — «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа — он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi — закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире — Ле Гвинее.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 5.

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, — змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 6.

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба — старик в соломенной шляпе и с палочкой.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 7.

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота — наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице. Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом — не христианским распятием, но перекрестком дорог. К слову, Барон Суббота — это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах. Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Жрецы

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла — вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 8.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 9.

Франсуа Дювалье

1907–1971

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию — воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают — преуспел.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 10.

Мария Лаво

1794–1881

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду — луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд. 

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно — любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил. В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию — сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию — все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 11.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 12.

Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю — шестую — занимают по-настоящему грозные маги.

 

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень — «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо — его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa — своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» — заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

  

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 13.

 Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова — полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы — области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

   

«Самое страшное — это глаза. И это вовсе не игра моего воображения. То были глаза мертвеца. Но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. К этому времени я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого разумения, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: «Великий Боже, что если весь этот ужас — правда...»

— Уильям Сибрук о своей встрече
с гаитянским зомби

  

Вуду в массовой культуре

 

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 14.

«Белый зомби» 

1932 год

Родоначальник жанра фильмов о зомби с неподражаемым Белой Лугоши в главной роли. Кассовые сборы составили около восьми миллионов долларов.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 15.

«Змея и радуга»

1988 год

Книга Уэйда Дэвиса «Змея и радуга», основанная на реальных исследованиях профессора медицины Перри Уинслоу, посвятившего большую часть жизни исследованию дурманящих препаратов, используемых в культе вуду.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 16.

«Ключ от всех дверей»

2005 год

Атмосферный фильм о супружеской чете колдунов, которые почти 100 лет крадут тела чужих людей, чтобы жить вечно. Никаких научных подтверждений существования подобных ритуалов на Гаити или в Луизиане нет, поэтому достоверность оставим на совести создателей фильма.

  

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 17.

Voodoo People

1994 год

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду. 

 

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 18.

Вуду на продажу

Вуду, как любое массовое явление, быстро обросло людьми, умеющими делать деньги. И если на Гаити местные жители опасаются торговать верованиями своих предков, в США торговцы не стесняются продавать атрибутику, культовые предметы и даже зелья для магических ритуалов вуду. Сегодня через eBay любой может приобрести себе не только куклу вуду, но и магические порошки и даже заклинания

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Изображение № 19.