В прошлом подобном материале мы рассказывали об отношении известных философов к женщинам и женственности — что думали великие мудрецы о противоположном поле. Сегодня же вопрос обратный — что есть настоящее мужество. 

 

Сократ

 

 Что философы говорили о мужестве. Изображение № 1.

Древняя Греция 

469-399 до н.э.

Основной труд:

отсутствует

О работах Сократа известно немного — он предпочитал разговаривать, а не записывать. В сочинениях современников Сократа описывают как босого старичка, разгуливавшего по улицам Афин и пристававшего с вопросами к прохожим. «Что такое красота, а что такое добро, а почему добро — это хорошо?» Прохожие думали, отвечали, и тут же напарывались на новый вопрос. Такие диалоги впоследствии назвали диалектикой, а Сократа — ее родоначальником. Говорили, что он мог часами сидеть на одном месте, размышляя о добродетели и истине. Между тем, до того, как стать босым старичком, Сократ успел поучаствовать в Пелопонесской войне, где сражался «достойно мужу».

Смерть Сократ встретил не менее достойно: он сам выпил чащу с ядом после обвинительного приговора суда. Философа назвали безбожником и развратителем молодежи. В суде Сократ пытался убедить присяжных в своей невиновности с помощью привычных ему размышлений, но слушать его никто не стал.

 

«Мужество есть стойкость души, сопряженная с разумностью, но не в смысле обладания умениями и навыками в каком-либо практическом деле, и даже не в смысле обладания познаниями, а в смысле мудрости, то есть ума, не противопоставляющего себя нравственному закону, а гармонически сочетающегося с ним»

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 2.

 

 

Аристотель

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 3.

Древняя Греция

384-322 до н.э.

Основной труд:

«Метафизика», «Физика»

Ученик Платона родился в семье врачей, которые привили ему интерес к биологии. Аристотель долго занимался изучением фауны и флоры и написал на эту тему несколько увесистых томов. Однако для всего мира он известен как воспитатель Александра Македонского и автор множества философских трудов. Современники описывали Аристотеля примерно так: это был маленький болтливый мужчина, обладавший тоненькими ножками и не менее тонким голосом, который любил красоваться дорогой одеждой и перстнями на руках. 

Аристотель считал, что мир состоит из некой инертной материи, несущей в себе потенциал стать формой. Форма и материя неразрывно связаны друг с другом: каждая вещь уже содержится в материи в виде возможности. Но только с помощью бога (первопричина движения, начало всех начал) эти изменения возможны.

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 4.

«Мужество – это обладание серединой в отношении к внушающему страх и придающему отвагу; мужественный избирает определенные действия и выдерживает что-то потому, что это прекрасно, или потому, что обратное позорно. Умирать, чтобы избавиться от бедности, влюбленности или какого-нибудь страдания, свойственно не мужественному, а, скорее, трусу, ведь это изнеженность – избегать тягот, и изнеженный принимает смерть не потому, что это хорошо, а потому, что это избавляет от зла».

 

Фома Аквинский

 

 Что философы говорили о мужестве. Изображение № 5.

Италия

1225-1274

Основной труд:

«Сумма теологии»

Наперекор желаниям своего отца, видевшего в Фоме аббата, будущий философ в возрасте 14 лет поступил в университет Неаполя, а позднее отправился путешествовать по свету. Рассерженный отец, узнав об этом, заточил Фому в башне замка. Говорят, в одну из одиноких ночей в комнату узника пришла прекрасная девушка, надеясь развлечь молодого графа. Но Фома, приняв её за демона искушения, прогнал «дух» огнем от факела и был очень доволен своей стойкостью. После двух лет заточения Фоме удалось сбежать и вернуться в университет, где он начинает преподавать теологию и писать философско-богословские труды.

Фома Аквинский в своих учениях опирался на рациональные методы познания мира и Бога, и написал целых пять логичных доказательств существования последнего. 

 

«Мужество — это сила духа, способная одолеть все то, что препятствует достижению наивысшего блага. Оно соединено с мудростью — добродетелью, которая представляет собой единство всех четырех главных добродетелей — мудрость, мужество, сдержанность и справедливость».

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 6.

 

Бенедикт Спиноза

 

 Что философы говорили о мужестве. Изображение № 7.

Голландия

1632-1677

Основной труд:

«Этика»

Родился в еврейской семье под именем Барух и до смерти отца получал религиозное образование у раввинов. Постепенно Спиноза отходит от учений еврейских философов и начинает увлекаться трудами Гоббса и Декарта. Еврейская община, видя его «неортодоксальность» взглядов, приговаривает Баруха к отлучению. Спиноза берет себе имя Бенедикт, начинает скитаться по окрестным поселениям, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Там же он, ограничивая себя во всем, посвящает себя размышлениям и философским трудам.

Спинозу причисляют к представителям рационализма и пантеизма. Первое говорит о том, что он полагался на доводы разума, нежели на чувства, «которые не учат никаким сущностям вещей». А в основе пантеизма лежит мысль о Боге (природе) как о единственной имеющейся в мире субстанции. У Бога, как пишет Спиноза, множество атрибутов, но человеку известны только два — протяжение и мышление, так как ни с чем другим человеку не приходилось еще сталкиваться.

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 8.

«Cлепая отвага и страх составляют аффекты, которые могут быть представлены одинаково сильными. Следовательно, потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха, то есть человек свободный с одинаковой силой духа избегает опасностей, как и старается преодолеть их. Следовательно, бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битва; иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение».

 

Джон Локк

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 9.

Англия

1632-1704

Основной труд:

«Опыт о человеческом разумении»

Родился в семье судейского чиновника, который придерживался достаточно свободных взглядов для того времени. Локк, во многом благодаря отцу, заработал репутацию атеиста и безбожника, за что в Оксфорде ему отказали в дипломе доктора. Тем не менее, ему удается устроиться семейным доктором к графу Шефтсберри. Это знакомство определило всю будущую жизнь молодого философа. Вместе с Шефтсберри Локк принимает участие в подготовке революции, но король Яков II Стюарт узнает об их планах, и Локк бежит в Голландию. Вернувшись через несколько лет на родину, Локк до конца жизни спокойно занимается научной деятельностью.

Локк стал первым философом, который перестал говорить о Боге, а точнее — о далекой загробной жизни. Он был практичным и крайне рациональным, поэтому все его научные труды — «земные». Так, Локк изучал возможности человеческого разума и пришел к выводу, что основной принцип нашего познания — это «tabula rasa», то есть с рождения наше сознание «чистое», и только с опытом мы «наполняемся» впечатлениями и знаниями. 

 

«Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остаётся непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало. Я не хочу этим сказать, что оно недоступно никакому страху вообще. Где опасность налицо, там не может не возникнуть чувство страха, если только мы не имеем дело с человеком тупоумным».

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 10.

 

 

Фридрих Ницше

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 11.

Германия

1844-1900

Основной труд:

«Так говорил Заратустра»

В 1870 году началась Франко-Прусская война, и Ницше, к тому моменту уже преподававший в университете, решил отправиться на фронт. Непосредственно участвовать в боях ему запретили, но позволили сопровождать вагоны с ранеными в качестве военного санитара. Там он заражается дифтеритом и дизентерией. С трудом выздоровев, Ницше решает возвратиться в Базель и продолжить преподавательскую деятельность, которая постоянно прерывалась всевозможными болезнями. Головные боли, частичная потеря зрения, бессонница — неполный список того, что мучило философа до самой смерти в 1900 году.

Ницше подверг сомнению идею морали, которая только смягчает человека на пути к его цели. Сверхчеловек — это культ сильной личности, одержимой волей к власти. Власть — единственное неподдельное желание любого человека, единственная цель его существования. Каждая его новая публикация вызывала скандал в интеллектуальных кругах. Однако идеи «бунтаря» после его смерти нашли место в работах Шпенглера, Хайдеггера, Ясперса и многих других знаменитых философов.

 

 

Что философы говорили о мужестве. Изображение № 12.

«Я различаю мужество перед лицами, мужество перед фактами и мужество перед листом бумаги. Кроме того, я различаю мужество при свидетелях и мужество без оных: мужество христианина и вообще верующего никогда не бывает без свидетелей — одно это роняет его в моих глазах. Наконец, я различаю мужество от темперамента и мужество из страха выказать страх».

  

Карл Густав Юнг

 

 Что философы говорили о мужестве. Изображение № 13.

Швейцария

1875-1961

Основной труд:

«Сознательное и бессознательное»

Несмотря на то, что отец Юнга был пастором, психоаналитик выбрал для себя путь деда и прадеда — докторов. Поступив в Базельский университет, Юнг занялся медициной, а после лекций с увлечением посещал спиритические сеансы, заинтригованный  вопросом галлюцинаций у медиумов. Закончив университет, Юнг проходит стажировку в клинике Цюриха, а после продолжает там работу уже в качестве врача. Параллельно с лечением пациентов Юнг публикует научные статьи и книги, а также преподает в нескольких университетах. 

Философия Юнга основана на так называемых архетипах. Архетипы – это идеи и символы, которые известны людям несколько тысяч лет. Многие поступки совершаются именно в соответствии с заложенными в нас «стандартами», которые выражаются, например, в позициях и взглядах. Социальные роли, образы в сновидениях, герои мифов и легенд — все это архетипы, выловленные в пласте коллективного бессознательного и прочно прикрепленные к нашему сознанию.

 Что философы говорили о мужестве. Изображение № 14.

«Требуется необычайное мужество или, что то же самое, непоколебимая вера, когда мы желаем следовать собственной совести. Мы послушны совести лишь до какого-то предела, заданного как раз извне нравственным кодексом. Тут начинаются ужасающие коллизии с долгом, разрешаемые по большей части согласно предписаниям кодекса. Лишь в редких случаях решения принимаются индивидуальным актом суждения. Там, где совесть не получает поддержки морального кодекса, она с легкостью впадает в пристрастия».