Сразу несколько громких голливудских премьер этого года («После нашей эры», «Обливион», «Элизиум») сняты в жанре научной фантастики — определенно, есть смысл говорить о некой тенденции в развитии жанра. Действительно ли научная фантастика триумфально возвращается на экраны кинотеатров, FURFUR попытался разобраться в этом материале.

 

Назад в будущее: Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров. Изображение № 1.

 

Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров

 

Самым простым решением было бы помпезно объявить о возрождении космического сай-фая, отчасти снятого по лекалам великих голливудских 1970-х, — как, собственно, многие и пытаются делать еще со времен выхода кинокартины «Луна 2112», самого проникновенного оммажа Кубрику из всех возможных. Аргументов, поддерживающих такую точку зрения, хватает: тут и триумфальное возрождение «Стартрека», еще лет семь назад ходившего в статусе магнита для костюмированных фриков, и ажиотаж геймерского сообщества в связи с выходом последней серии космической оперы Mass Effect, и, наконец, новый интерес к тем комиксовым супергероям, что действуют непосредственно в открытом космосе (от Тора до Зеленого Фонаря).

То, что подобные фильмы стали рассматривать в контексте классической научной фантастики, а не представлять, скажем, как экшены или драмы с некоторыми фантастическими элементами (что кинокомпании очень любили делать раньше), говорит лишь об общей тенденции, наблюдающейся сейчас практически во всех странах первого мира.

Назад в будущее: Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров. Изображение № 2.

 

Ряд увлечений, годами считавшихся «недостаточно крутыми», внезапно начали играть роль объединяющего фактора для очень большой группы людей. Перестали быть чем-то постыдным, неудобным — грубо говоря, обрели статус общего места. Иначе — «ботанские» развлечения теперь становятся достоянием тех, кто не имеет никакого понятия об уравнениях Максвелла. Фэнтези, monster fiction, альтернативная история — все эти жанры, давно захватившие чарты продаж романов, наконец, окончательно подчинили себе и визуальные виды массового искусства. Никакого заговора ни с одной, ни с другой стороны тут нет: прокатчики поняли, что апелляция к «поклонникам сай-фая» больше не равна работе на узкую прослойку людей, а фанаты не прикладывали специальных усилий для популяризации — так вышло.

Новый статус-кво позволяет нам иначе интерпретировать все вещи, происходившие в кино и на телевидении с начала тысячелетия и утверждать, что мы с вами уже некоторое время живем в новом золотом веке научной фантастики. Постмодернизм и его тотальная ирония приелись, так что теперь все показывают свои источники влияния лицом не для того, чтобы посмеяться над ними, а потому что это правда круто. А поскольку история научной фантастики насчитывает всего-то полтора века, то разложить эти источники влияния по полочкам оказывается куда легче, чем кажется. В итоге несложно обнаружить, что для каждого из периодов развития сай-фая удается найти свой фильм, вышедший за последнюю дюжину лет.

Назад в будущее: Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров. Изображение № 3.

 

Итак, начнем из самого прекрасного далека: Жюль Верн, певец заклепок и механизмов, главная фигура в развитии научной фантастики как отдельной области литературы. Казалось бы, наивность и идеализм француза должны идти вразрез с текущими настроениями в массовой культуре, но в итоге оказывается, что здесь есть место не только многочисленным наследникам и эпигонам Верна. Вышедшая пять лет назад диснеевская экранизация «Путешествия к центру земли» — довольно буквальная интерпретация текста писателя, хоть и с поправкой на сегодняшний день.

Уже при переходе от Верна к Уэллсу поиск корней становится еще проще. В прямых прочтениях великих романов англичанина недостатка нет — здесь речь как о перенесенных в сегодняшний день сюжетах («Война миров» Спилберга), так и о своеобразных интерпретациях викторианской эстетики автора («Машина времени», режиссером которой стал правнук Уэллса). Но влияние Уэллса простирается куда глубже: как один из родоначальников апокалиптического подхода к научной фантастике и ярый сторонник социального подхода к вопросу, он так или иначе ответственен за практически все сай-фай-фильмы последнего времени — от «Матрицы» до «Аватара».

Следующим форпостом экспансии научной фантастики стало описание инопланетных миров — и одним из первопроходцев на этом поле был Эдгар Райс Берроуз, более всего известный как отец Тарзана. Другим важным персонажем, придуманным Берроузом, был офицер Конфедератской армии Джон Картер. О его приключениях рассказывает одноименный диснеевский фильм прошлого года.

Ужасы Первой мировой повлияли и на авторов-фантастов: на пару десятилетий социальные антиутопии, предвосхищенные Уэллсом, стали чуть ли не главным поджанром в этой среде. Глупо даже перечислять все те фильмы, которых не было бы без джордж-оруэлловского «1984», но наиболее прямую линию к «1984» можно прочертить от «V значит Вендетта». Не исключено, что вы не думали об этом фильме как о научной фантастике — ну что ж, давайте задумаемся еще раз: экспериментальные лекарства, выращивание суперсолдат, футуристичные системы слежки — и что здесь не на месте?

Назад в будущее: Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров. Изображение № 4.

 

Расцвет классического сай-фая в литературе случился в послевоенные 1940-е и продолжался еще лет 20: собственно, именно с этим периодом (и с именами Азимова, Кларка и Брэдбери) научная фантастика ассоциируется в первую очередь. Покорение космоса, социальный прогрессизм, основанный на сциентистских представлениях, инженерия Вселенной — вот ровно по этому историческому периоду и скучают те люди, которые периодически ноют о том, что им не хватает в кино «настоящей фантастики».

До большого экрана эти книги добрались не сразу — именно поэтому отсчет золотого века фантастики в Голливуде обычно ведут с конца 1950-х. Но XXI век не отстает: экранизация «Я, Робот» с Уиллом Смитом в главной роли, несмотря на киберпанковый флер, в своей основе имеет как раз веру в прогресс и сосуществование людей и механизмов. Новые «Стартреки» с их неубиваемой мифологией новой эпохи Великих географических открытий тоже в первую очередь обязаны именно этой эре; сюда же следует отнести эстетику «Аватара».

В конце 1960-х — начале 1970-х позитивный взгляд и уравновешенность смыло напрочь, а на их месте оказались сомнения в структуре реальности и эксперименты с языком. Неувядающим символом этой эры остается Филип Дик — и это, мягко говоря, сильно ощущается и в кинематографе. За последние 12 лет на экраны вышло аж восемь адаптаций его рассказов и повестей (от «Особого мнения» до ремейка «Вспомнить все»).

Назад в будущее: Как научная фантастика возвращается на экраны кинотеатров. Изображение № 5.

 

Из увлечения антиутопиями и деконструкционного подхода вырос киберпанк с его фиксацией на цифровом и компьютерном, Восточной Азии и мультикультурализме в целом, информационном шуме и способах управления им. Собственно, ровно в этих терминах можно описать трилогию «Матрица», которую сам родоначальник жанра Уильям Гибсон называет «ультимативным артефактом киберпанка». Из фокусировки на одной лишь технологии и гиперболизации ее развития в 1990-х развились «дочки» киберпанка — стимпанк (паровые машины — «Хроники мутантов» и «Ходячий замок Хаула») и дизельпанк (техника 1930-х, тогдашние паровозы и дирижабли — «Небесный капитан и мир будущего»).

Дальше Голливуд и научно-фантастическая литература сливаются так плотно, что отделить развитие одного от другого становится все сложнее, но это и не столь страшно. Главное — помнить, что, когда вы смотрите «Войну миров Z», вы видите не только фильм про зомби, но и антиутопию о бесконтрольном распространении экспериментального вируса. Когда смотрите на Супермена в «Человеке из стали», то видите не только супергероя из комиксов, но и инопланетного гостя, владеющего технологией искусственного интеллекта и хитрой броней. Когда пойдете в кино на новые «Голодные игры», отвлекитесь от Дженнифер Лоуренс и обратите внимание на то, что вы смотрите перемещенную в далекое будущее постапокалиптическую утопию/антиутопию, включающую в себя описание подготовки солдат нового типа. Вот тут-то можно и перестать мечтать о «возрождении научной фантастики».