Как вы помните, несколько месяцев назад мы активно занимались составлением граффити-карт. Концентрация на этом процессе породила множество вопросов, которые раньше даже не приходили в голову. В частности, почему в Москве (да и в России в целом) так много классического граффити, но мало стрит-арта. Можно подумать, что люди так называемых творческих профессий, люди с активной жизненной позицией словно изъяты из города, будто он существует отдельно от них, все какая-то декорация.

На каждом углу люди требуют велодорожек и митболов, но все словно пытаются сделать это не своими руками. Прямого же взаимодействия с пространством города нет никакого — художники и гражданские активисты не выходят на улицу, чтобы вписать в архитектуру пространства накопившиеся вопросы, воплотить идеи, показать, что они здесь живут и творят. Люди не встречаются друг с другом глазами и не обращают внимания на пешеходные маршруты, как будто город существует только в местах общепита, парковых зонах и в виде съемного жилья.

Мы обратились к художникам и идеологам стрит-арта с вопросом, почему в Москве нет стрит-арта, и получили вполне понятные (и в большинстве случаев печальные) ответы. Подробнее об этом читайте в материале.

 

 

Андрей Adno

  

художник, граффити-райтер

 

Мы имеем дело с переходным периодом от некой аутентичности культуры в полную популяризацию. Другими словами, сегодня проще договориться сделать любую работу легально. В Штатах и Европе этой спонтанности стрит-арта очень давно нет. Нет гарантии, что тот же Kidult со своими выпадами в сторону брендов не спонсирован ими же. За бугром стрит-арт и граффити еще раньше стали выражаться в денежном эквиваленте.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение № 1.

Известные работы художника Kidult

В отдельный отрезок времени спонтанные куски могут появляться, но в перспективе — нет. Начав делать что-то, автор имеет два пути. Первый — это сделать один раз и забыть (многие этого даже не увидят, а значит, этого как бы и не было). Второй — делать «это» с некой периодичностью, и в перспективе «это» станет достоянием общественности. Вот тут общественность надругается над «этим» в меру своей развитости. Можно назвать «это» искусством, мейнстримом и прочим… А творчества в этом уже мало. Вот и получается, что истинное творчество — это искра в самом начале. Остальное — рутина и рыночные отношения.

 

 

Кирилл Frouone

  

художник, граффити-райтер

 

В России стрит-арта нет: обычные люди к этому не готовы. Потому что заработок художников не позволяет им делать масштабные работы на улице. Еще кто-то боится, не хочет идти на конфликт с обществом, которое на это все будет смотреть и не понимать. Вот ты попробуй нарисовать что-нибудь на стене, даже если ночью. Кто-нибудь к тебе по-любому пристанет — провести ночь в милиции не особенно круто. А они туда тебя отправят, даже не разобравшись, что ты делаешь: начало рисунка может выглядеть не очень здорово.

Кто-то ищет места, ходит рисовать на заброшенных зданиях, где никто не видит, чтобы просто порисовать. Но там мало кто из людей появляется — это рисунок для себя. А когда ты что-то делаешь для себя, этим иногда даже особенно не хочется с обществом делиться.

 

  

В России стрит-арта нет: обычные люди к этому
не готовы.

  

 

Если это паблик-арт, то нужно договариваться с чиновниками — и тут уже не идет разговора, кого именно звать и какой стиль искать. Они не хотят видеть стиль кого-то и не следят за улицей — им все равно. Им лишь бы заполнить это пространство и показать людям, что есть какое-то развитие. Потому что они не ищут художников, они ищут, какие заделать стены и как сделать это бюджетно и в сжатые сроки. Конечно, в таких условиях не будет никакого стрит-арта в России.

В России нет уважения к граффити и стрит-арту в принципе. Нет не только среди населения, но и среди других художников — какие-то молодые ребята могут прийти и сразу все закрасить, и будет еще больнее от этого. В Европе человек не будет рисовать поверх твоей работы: он отыщет на стене маленький незакрашенный кусочек и только там нарисует, не будет портить чужое. Для того чтобы что-то в этом поменять, надо воспитывать уважение и культуру, объяснять людям. В России, мне кажется, по большей части можно кулаком объяснять. Только так люди понимают.

 

 

Анна Нистратова

  

куратор, художник, граффити-райтер

 

У нас на улице рисовать опасно, и закрашивают работы очень быстро. Плюс, чтобы что-то сделать в городе, это надо делать очень быстро, так что это вопрос скорости и везения (менты могут натравить на тебя собак).

Сейчас начался процесс хоть какой-то легализации этого явления — настенных рисунков. Надо понимать, что у нас молодое общество во многих показателях и сферах культуры: уличное искусство, дизайн, гражданский активизм — это все совершенно новые явления для России. Мы в самом начале зарождения гражданского общества, о котором все говорят, и стрит-арт — всего лишь одна из его частей.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение № 3.

Арт-дуэт Blues расписал стену гаражного комплекса на ул. Красного Маяка, 22а, в рамках «Лучшего города Земли»

Ты в Берлине свободен рисовать на улицах, потому что в Берлине 60% населения составляют художники, и нет никаких проблем прийти и рисовать что угодно. У нас же всегда все, что связано со стенами, со всем, что долго длится, с общественными пространствами, связано одновременно и с чиновниками — их совершенно нельзя обойти в этой ситуации. Чиновники, люди с деньгами — у них есть такая возможность — становятся заказчиками искусства. Но поскольку они в этом совершенно не разбираются, то мы можем проводить соответствующие мероприятия. Например, сейчас идет большая стрит-арт-программа «Лучший город Земли». Можно посмотреть общее направление, общий уровень того, что общество хочет видеть. У вас сразу же отпадут вопросы, почему в Берлине или Брюсселе можно нарисовать мертвое животное на стене размером с дом, а в Москве этого не будет — потому что мы только что перестали на День города крутить песни Газманова.

 

  

Хотелось бы иметь понятную процедуру, когда ты просто заходишь на сайт мэрии Москвы, и там есть пункт «Хочу разрисовать стену».

  

 

С другой стороны, вот эта стрит-арт-программа, которая началась, она началась очень странно и мутно: все процессы совершенно непрозрачны. Для того чтобы свободно рисовать, нужно просто выработать вместе с департаментом культуры, с департаментом архитектуры и ЖКХ, с сообществом художников некую процедуру, которая будет понятна всем участникам этого процесса. И в том числе населению, которому, может быть, граффити не хватает: есть люди, которые говорят, что они живут в доме, где некрасивая стена и что вот было бы здорово ее облагородить. Просто хотелось бы иметь понятную процедуру, когда ты просто заходишь на сайт мэрии Москвы, и там есть пункт «Хочу разрисовать стену». Все, пожалуйста. Лично я писала по этому поводу программу. Но все, что происходит сейчас, в этом году, не имеет ничего даже близко похожего на эту процедуру. Существует какой-то пул людей, которые работают над этим фестивалем и вступают в коммуникацию с чиновниками, но я в их число не вхожу. Как все это происходит, одному богу известно. И вот и получается: несмотря на то, что делается очень большое дело, оно происходит очень хаотично и очень спонтанно.

 

 

Дмитрий Оскес

  

бывший граффити-райтер, создатель
и идеолог Faces & Laces

 

Очень своевременный вопрос. Дело в том, что у нас нет сформировавшейся культуры стрит-арта. То граффити-комьюнити, которое сейчас существует, очень замкнуто и уже много лет ходит по кругу. И мне кажется, что это особенность менталитета. Чтобы делать стрит-арт, в это нужно вкладывать очень много сил. Тот же самый теггинг — несколько лет назад его не было так много, потому что был другой мэр, и он тратил другие деньги на то, чтобы улицы выглядели чистыми. Сейчас этому уделяется меньше внимания. В целом, теггинг — это быстрый результат, а то, что касается стрит-арта, — это время, силы, определенный месседж и идея.

Зная менталитет наших людей, могу сказать: у нас еще не выросло поколения, которое может осмыслить происходящее, тенденции, выразить свои знание, позицию и взгляды, вложить в это средства, силы и, собственно, транслировать это на пространство города. Таких единицы. У нас есть стрит-арт-художники, которые четко попадают под эту категорию. Взять того же самого Кирилла Кто — это стопроцентный стрит-арт-художник. Он говорит на языке, который понятен большинству людей, любой человек, идущий по улице, может по крайней мере прочитать то, что написано.

 

  

Стрит-арт требует больше интеллектуальной работы.

  

 

Еще есть такой стереотип, что граффити и стрит-арт очень связаны. Это правда только в очень маленькой степени — но, по сути, это два совершенно разных направления. Такой сложился стереотип, что стрит-арт в Москве — это не очень круто. Статус стрит-арт-художника не такой высокий, как статус хардкор-граффити-бомбера, который делает нереально много кусков и ходит в метро каждую неделю. У нас ценности другие, и в топе — вот такой вот откровенный спорт и борьба за какие-то суперфактические результаты. Это трейн-райтинг, это жесткая нелегальная активность.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение № 4.

Работа Кирилла Кто

Не хочу никого обидеть, но стрит-арт требует больше интеллектуальной работы. Стрит-арт предполагает какую-то идею, а не просто какую-то красивую штуку. Какой-то определенный бэкграунд. И я считаю, что, может быть, еще не выросло то поколение, которое готово вкладывать свои средства и выражать свою позицию. Есть такое выражение «Street-art is gay». Типа, ты занимаешься стрит-артом — ну все, это гейская тема, несерьезная тема, низкоинтеллектуальная тема.

Стрит-арт для меня как определение тоже не совсем правильное. У меня самого сложное определение — визуальная субкультурная коммуникация. Стрит-артом могут заниматься люди без граффити-бэкграунда. Самое главное — это позиция. Ты, например, борешься за права определенной социальной группы и транслируешь ее ценности. Не обязательно для этого иметь граффити-бэкграунд. Или ты, например, просто впечатляешься архитектурными формами, тебя восхищает красота здания, и ты строишь какие-то свои объекты, вписываешь их в пространство так, что они круто с этой архитектурой гармонируют. Это тоже позиция, тут нужен определенный опыт. Это требует времени, денег, больших затрат.

Еще один момент. На Западе у многих художников есть свои мастерские. Аренда пространства довольно дешевая. Ты можешь там делать что угодно, сам печатать, заниматься шелкографией, вырезать из дерева, поставить какой-то станок. Все очень доступно. Теперь вернемся в Москву: у нас дорогая недвижимость (снять квартиру-то проблема) — естественно, это отбивает желание что-то делать. Не будешь же ты дома у себя открывать свое производство и выставляться на улице. Конечно же, есть такие психи, которые это делают. Но большинству это некомфортно.

 

  

Я не думаю, что нужно ждать появления стрит-арта.
Он появится очень естественно и в тот момент, когда об этом все забудут.

  

 

У меня есть очень хороший знакомый из Праги, One Point. Он был одним из главных активистов направления 3D-леттеринга. Это граффити, перенесенное в формат скульптуры, — берлинская культура, самые главные активисты там живут, и он один из представителей этой тусовки, только живет в Праге. Вот он клепал из гипса фигуры в виде букв (допустим, он сделал гипсовую скульптуру, которая изображала птицу, он ее красил в кучу цветов и просто расставлял по городу). Вот даже это требует сумасшедших затрат: надо вкладываться в гипс, чтобы у тебя была мастерская, ты должен обладать определенными навыками, у тебя должно быть время и так далее.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение № 5.

Работы One Point

У нас на что люди в Москве тратят время? На зарабатывание денег, в выходные — отдых, тусовки и так далее. У них нет времени, они погружены в другие проблемы и озадачены другими вещами. Просто нет стрит-арта.

Я не думаю, что нужно ждать появления стрит-арта. Он появится очень естественно и в тот момент, когда об этом все забудут. Это не искусственная, по сути, форма. Она должна появиться очень естественным путем. Рано или поздно мы увидим это, и это могут быть люди без художественного бэкграунда, пришедшие откуда-то из другой области. Это рано или поздно появится. И под стрит-артом можно подразумевать все что угодно, самое главное — это взаимодействие с городом и людьми, которые в городе живут. Стимулом может быть все что угодно — от политического события до культурной революции.

 

 

Дмитрий Аске

  

художник, один из основателей
проекта Code Red

 

Существует несколько причин, по которым уличное искусство в Москве не так развито, как в некоторых городах Европы и Америки. Во-первых, на Западе это художественное направление, выросшее из граффити, появилось раньше, поэтому там больше людей, занимающихся творчеством на улице. Конечно, у нас тоже есть уличные художники, но тем, кто вышел на достаточно высокий уровень, интереснее участвовать в масштабных проектах, а не просто так рисовать в городе. Что же касается молодых, то обычно им не хватает опыта и внутренней мотивации, чтобы представлять действительно интересные работы в городском пространстве.

Во-вторых, атмосфера столицы не очень располагает к этому в принципе. Работы, созданные на улицах, очень быстро закрашивают. Недавно я был в Валенсии: в городе огромное количество работ достаточно хорошего уровня, созданных граффити-райтерами и уличными художниками. Местные ребята говорят, что можно спокойно рисовать в самом центре города: на стенах вокруг снесенных домов и на других подобных поверхностях. Причем власти эти стены не перекрашивают. У нас такое сложно себе представить.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение № 7.

Работы Тимы Ради

Еще один фактор — лень. Я считаю, что при должном желании, таланте и наличии интересных идей сейчас можно за лето сделать в городе серию хороших работ, которая привлечет к художнику внимание общественности. И не так важно, чтобы они долго просуществовали на стенах города — ведь большинство зрителей увидят их в интернете. Кто-то, возможно, думает, что работа на улице — это трата времени, сил и денег, но на самом деле, пока интерес общества к уличному искусству не угас, этим нужно пользоваться. Прекрасный пример — Тимофей Радя из Екатеринбурга. Всего за два года он стал известнее всех российских уличных художников, которые занимались творчеством задолго до него. Секрет его успеха — в целеустремленности и продуманных проектах, которые находят живой отклик у зрителей.