Мы продолжаем исследовать современный мир татуировок: похоже, скоро материала хватит на полноценную книгу. Сегодняшний материал стал бы еще одной его частью и посвящен одному из наиболее спорных стилей в татуировке. Если все стили, которые мы обсуждали ранее, опираются на ту или иную традицию — то есть имеют классические сюжеты, цвета и технику, то сегодня разговор пойдет о стиле, который противопоставляет себя традиции, — ар-брют. 

 

Что такое ар-брют

Сам термин «ар-брют» был взят из области современного искусства, где им принято обозначать аутсайдерское искусство, то есть искусство за пределами эстетических норм. В татуировке же под ар-брютом обычно понимают прежде всего экспериментальные направления, которые находятся за пределами мейнстрима.

Говорить об отличительных признаках стиля очень тяжело — во-первых, он еще очень молод, а во-вторых, объединяет работы, в которых довольно мало общего. Проще всего будет сравнить ар-брют с авангардом в искусстве — то есть это такая работа, которая не укладывается ни в одну из предыдущих традиций или соединяет в себе сразу несколько из них.

В татуировке же под ар-брютом обычно понимают экспериментальные направления за пределами мейнстрима.

Ар-брютом, как правило, занимаются художники и иллюстраторы, которым кажется ужасно скучным повторять в сотый раз драконов и ласточек — в результате этот стиль в наибольшей степени напоминает изобразительное искусство в своем более-менее современном состоянии. Поэтому для стиля очень важна уникальность каждой работы и спонтанность ее исполнения — рисунок, как правило, делается на теле сразу, без эскиза. При этом татуировка преподносится именно как авторское произведение искусства — в большинстве случаев клиент может повлиять только на общую идею и выбор основных цветов, а результат сможет увидеть только после того, как татуировка будет закончена. Эти правила — спонтанность, уникальность каждой работы, уход от традиций и отношение к татуировщику как к художнику — и характеризуют большинство работ в стиле ар-брют вне зависимости от того, содержат ли они реалистические элементы или выполнены примитивистски, напоминают ли они стрит-арт, учебные работы в школе изящных искусств или представляют собой какой-то совершенно непонятный трэш.

Ар-брют — в самом деле очень молодой стиль: его основоположник, французский татуировщик Ян Блэк, начал эксперименты в этом направлении в начале 1990-х. Полностью же Ян определился со стилем ближе к концу десятилетия и примерно тогда же нашел себе группу единомышленников — сначала во Франции, а потом и в соседней Бельгии. Долгое время ар-брют называли французским авангардом, поскольку он существовал только в границах франкоязычной Европы в том виде, в котором его придумал Ян Блэк, — наивные примитивисткие рисунки с чистыми линиями, которые могут быть более трэшевыми или же романтичными.

Одни и те же тату-мастера, путешествуя по разным странам, выполняют разные работы — во Франции больше любят блэкворк, в Чехии — цветной трэш, в Германии — минималистичные работы с личной историей.

В нулевых стиль стал развиваться в остальной Европе и получил множество интерпретаций — идентифицировать его стало тяжелее. Даже одни и те же тату-мастера, путешествуя по разным странам, выполняют разные работы — во Франции больше любят блэкворк, в Чехии — цветной трэш, в Германии — минималистичные работы с личной историей.

С тех пор как за последние годы европейские мастера стали активно путешествовать в Америку, а отцы-основатели и вовсе перебрались туда, ар-брют появился и там, но это достижение совсем недавнего времени. Что касается России, мастеров, которые бы занимались ар-брютом, у нас до неприличия мало, а из тех, кто специализируется в этом жанре, можно вспомнить только Александра Сенцова из Воронежа, который занимается трэш-полькой — одним из направлений ар-брют. 

 

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 1.

АЛЕКСАНДР СЕНЦОВ

тату-мастер

 

Стиль realistic trash polka — это реализм, зачастую стилизованный, с элементами графического дизайна. Основателями его является семейная пара из Германии — Волко Мерчски и Симони Пфафф.

На мой взгляд, это максимально выигрышное направление в татуировке, так как самый сложный по технике стиль реализм сочетается с, казалось бы, несочетаемым мусором, мазней и сумбурными надписями, открывая огромное поле для импровизации. Мы с моей девушкой Валерией полностью отдали себя этому направлению — ежедневно находимся в поиске и экспериментах.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 2.

 

 

К счастью, наши клиенты нам полностью доверяют — это дает простор для реализации наших задумок. Человек, приходящий к нам, делится с нами лишь идеей, которая становится основой будущего дизайна.

Каждый скетч мы рисуем вручную. Конечно же, это требует колоссальных временных затрат, которые в свою очередь окупаются удовольствием от творческого процесса.

Сегодня на российской тату-сцене существует несколько гениальных мастеров разных стилей, но ситуация с трэш-полькой, мягко говоря, плачевная. Многие пытаются сделать стиль модным, бездарно коверкают его, пытаются поставить на поток, делая обычную штамповку, а интернет переполнен дешевыми дизайнами, на скорую руку состряпанными в фотошопе. Пока трэш-полька в своем классическом варианте в России не совсем прижилась. Но, думаю, в ближайшем будущем все изменится.

 

 

Мастера

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 3.

 

Ян Блэк

Монреаль, Канада

  

Основатель стиля родился в семье художников, вслед за родителями отучился в художественной школе, а потом посчитал искусство слишком скучным, бросил школу и решил серьезно заняться татуировкой. В какой-то момент ему надоело рисовать китайские иероглифы и трайбл-узоры, и он стал рисовать то, что ему в самом деле нравилось — вещи в духе Пикассо, мультиков Превера и комиксов своего отца. В результате появился собственный стиль, слегка наивный и минималистичный, с чистыми и как будто бы случайными линиями.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 4.

Все рисунки он делает маркером сразу на коже и говорит, что никогда не делает один эскиз дважды, главная сложность примитивистской татуировки в том, что ты не имеешь права на ошибку. За татуировкой к нему приходят, как правило, люди от 30 до 40 — те, кто больше интересуется графическим дизайном, чем собственной татуировкой. За 20 лет работы во Франции Ян очень сильно повлиял на местную тату-культуру — вслед за ним многие начали делать авангардные и сумасшедшие вещи. Но, только почувствовав, что его собственный стиль стал мейнстримом, Блэк покинул страну и переехал в Канаду. Теперь он развивает авангардную татуировку и утверждает, что там больше свободы и более сговорчивые клиенты.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 5.

 

Нун

Труа, Франция

  

Нун оказался в татуировке довольно случайно — до 1997 года он работал в старой мясной лавке, принадлежащей его семье уже 200 лет, но остался без работы в 1997-м, когда началась эпидемия коровьего бешенства. Сегодня это один из самых известных татуировщиков в мире — Боб Бакстер включил его в свою сотню самых влиятельных людей в этой сфере.

Стиль Нуна — тот же французский аутентичный ар-брют, наивный и примитивистский, но чуть более стилизованный и многоцветный. Сам Нун считает себя скорее иллюстратором, чем татуировщиком — к нему приходят люди со своими историями и замыслами, а он уже придумывает изображение, в котором каждый фрагмент бы что-нибудь значил.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 6.

Его стиль возник под влиянием тюремных и цыганских татуировок, которые он видел в детстве — то есть тех татуировок, которые рассказывают простые истории с помощью минимальных технических средств и, как правило, одной линией — эта простота линейных татуировок и соблазнила его. При этом Нун не отрицает важности традиционных татуировок — на их основе была разработана новая традиция и техника, решены принципиальные вопросы о том, как наносить изображение на тело и как его в тело вписать. Каким бы прекрасным ни было искусство, оно обязательно должно транспонироваться в плоскость и дискурс татуировки, перед тем как наноситься на тело — иначе это не будет работать. А еще Нун считает, что в развитии татуировки мы только в самом начале пути, все еще очень сильно поменяется и, возможно, татуировка станет еще ближе к искусству.

 

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 7.

 

Лионель Фахи

Живор, Франция

  

До того как стать татуировщиком, Лионель играл в панк-группе Portobello Bones и примерно все это время дружил с Яном Блэком, жил с ним в бельгийских сквотах, слушал суровый панк и понемногу у него забивался. Поэтому неудивительно, что стиль Яна на него сильно повлиял — по словам самого Лионеля, они опираются на одну и ту же культуру, а вся разница в стилях происходит из того, что «у Яна нет четырех детей». Стиль Лионеля более спокойный, что заметно по углам и линиям в рисунке.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 8.

Как и Ян, Лионель работает в основном в черном цвете и утверждает, что любовь к черному ему привил опыт с графическим дизайном. В своих работах Лионель, как и остальные приверженцы ар-брюта, любит личные истории и поэзию; возможно, поэтому среди его клиентов так много женщин.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 9.

 

 

Ленад

Живор, Франция

  

Ленад — еще один французский татуировщик, который работает в стиле ар-брют. До того как начать карьеру татуировщика, Ленад получил художественное образование и по-прежнему много рисует, занимается граффити и стрит-артом. В его работах чувствуется поставленная рука художника, которому близка эстетика уличного искусства, и, несмотря на то, что его работы довольно разнообразны и варьируются от примитивизма к сложным рисункам, Ленада в большинстве случаев можно отличить по геометричному стилю, сильным линиям и хорошей графике.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 10.

Сейчас Ленад занимается всем, что ему нравится, и называет себя одновременно художником, иллюстратором, графическим дизайнером, татуировщиком и граффитчиком. Какое-то время он успел поработать в лучшей ар-брютовой студии в мире — La Boucherie Moderne в Брюсселе, а в последнее время обосновался во французском Лилле.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 11.

 

Джейд ТомлисонKев Джеймс

Тонон-ле-Бен, Франция

  

Кев Джеймс и Джейд Томлисон из Лондона занимаются скульптурой, уличным искусством и рисуют, а в перерывах между этими делами набивают татуировки. Дело у них построено так: к ним приезжает клиент и рассказывает свою историю, и к этой истории они рисуют иллюстрацию, которая впоследствии и станет татуировкой. 

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 12.

За каждой из татуировок из их портфолио, таким образом, обязательно стоит понятная история, которой ребята не стесняются делиться. Самая трогательная, пожалуй, про женщину с синдромом Аспергера, «которая прошла долгий путь и теперь готова оставить свое стремление быть как все, чтобы найти себя и свое место во Вселенной». В таком милом ключе и работают татуировщики-иллюстраторы, но. что касается согласования дизайна с клиентами, выступают решительно: «Вы рассказываете историю и выбираете место, а нам, пожалуйста, доверьте всю эстетику».

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 13.

 

Питер Ауриш

Берлин, Германия

  

Берлинский, в первую очередь, художник, а уже во вторую — татуировщик. Его работы могут понравиться даже тем, кто к татуировке относится довольно скептически — они напоминают наброски с хорошо подобранными цветами, выверенными линиями и абстрактными пятнами. С другой стороны, в случае Питера кажется, что его татуировка — это скорее изобразительное искусство, чем татуировка — он рисует своих лис и медведей так, как если бы рисовал их на плоском холсте, не заботясь о том, чтобы вписать их в геометрию тела, и признается, что не видит разницы между спицой и кистью.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 14.

При этом некоторые его рисунки и в самом деле мастерские — ироничные и отлично нарисованные, но, еще раз, это в первую очередь рисунки. Работает Питер в студии «Невада» Джонни вместе с Джессикой Мач, с которой разделяет любовь к природе, проводит экологические акции и иногда даже рисует татуировки. Как в старые добрые времена подпольной татуировки, узнать адрес тату-мастерской, где он работает, можно только по предварительной записи.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 15.

 

Лукаш Музил

 Прага, Чехия

  

Musa — очень молодой татуировщик, который в деле всего полтора года, но уже довольно известен своим, как говорят в студии, «абстрактно-акварельным» стилем — четкими линиями, которые могут пересекать площадь всего тела и цветными пятнами. Работы Музы часто сравнивают с работами Поллока — в обоих случаях можно увидеть небрежные, рваные линии, абстрактные пятна, которые могут носить как декоративный, так и глубоко символический характер.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 16.

Татуировки Муза кажутся не совсем татуировками, а скорее написанными кистью картинами на теле, очень хорошо вписанными в форму тела. Работы Музы, как и многих ар-брютовских художников, очень разные: одни более грубые, другие — более поэтичные. Студия, в которой работает Муза — Tribo, — самая важная тату-студия Чехии, которая дружит с Boucherie Moderne и Лионелем Фахи.

Другие мастера

 

Мэт Блэкмейл

Лондон, Англия

 

Один из самых сильных лондонских ар-брют-татуировщиков, который в своем стиле то больше, то меньше приближается к аутентичному ар-брюту, иногда пробует трэш-польку, а иногда бьет и в других жанрах — от дотворковых узоров до олдскула. Какой бы стиль он ни выбирал, его почерк можно узнать по сильному контрасту красного и черного, абстракции пятен и четких форм. Про самого Мэтта немногое известно — говорят, он не очень публичный человек, хотя и у него была своя минута славы — после того, как он сделал татуировку с Тейт Модерн.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 17.

 

Сай Уилсон

Париж, Франция

 

Сай родился в семье парижских художников, а татуировкой заинтересовался во время своего путешествия по миру, когда в Индии встретил японского тату-мастера и забил у него плечо. Так 16 лет назад началась его собственная история в тату-искусстве.

Его стиль можно охарактеризовать как графичный блэкворк, который может быть как грубым, так и деликатным, но обязательно опирается на геометрию тела. Каждое тело красиво, считает Сай и старается, чтобы его татуировки подчеркивали все изгибы и отметины на теле — шрамы, родинки и веснушки, и любит работать с людьми разных форм и цветов кожи. Сай очень интересно работает с клиентом — сначала встречается и обсуждает, потом рисует будущую татуировку маркером на теле и дает клиенту возможность пожить с ней немного, привыкнуть к тому, что появится у него на теле, и решить, насколько ему это близко.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 18.

Джефф Паламбо

 Гренобль, Франция

 

Французский татуировщик, которого также сформировала Boucherie Moderne. Джефф шутит, что так и не научился японскому стилю и реализму, так что ему пришлось придумать свой собственный стиль — который, как он сам говорит, представляет что-то среднее между поп-артом и стрит-артом, а это, кстати, его главные источники вдохновения вместе с Muppet Show's drummer. В результате получились цветные работы с типичными для стрит-арта темами, в которых уживаются 3D-элементы и персонажи старых мультфильмов. Джефф повлиял на многих татуировщиков, которые собрались во Франции, Бельгии и Монреале, да и на сам стиль в принципе. Больше всего ему нравится работать, когда клиенты предоставляют ему максимальную свободу, не ограничивая одним сюжетом, а позволяя совмещать разные идеи.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 19.

 

Пьет Ду Конго

 Рошфор, Бельгия

 

Бельгийский татуировщик в деле уже около пяти лет и, что большая редкость, все пять лет работает в стиле ар-брют. С самого начала Пьету повезло подружиться с ребятами из Boucherie Moderne, так что Ян, Джефф и Лионель не могли не повлиять на него. В татуировке ему нравится смешивать разные элементы, устраивая зрительный мэшап, который, как ему кажется, соответствует чистой энергии и кратким высказываниям и идеям панка.

Эстетика в привычном для татуировки понимании этого слова Пьета не интересует — больше ему, пожалуй, импонирует антиэстетика, то есть такая татуировка, которая не стремится выглядеть красиво и может даже производить впечатление плохой работы. Возможно, поэтому самая частая реакция на его работу, по словам самого татуировщика: «Мне нравится, но себе такую татуировку делать не стал бы». Сам Пьет относится к этому совершенно спокойно, понимая, что выбрал не тот стиль, который будет всем нравиться.

При этом Пьет подробно обсуждает эскиз со своими клиентами, даже просит их заранее подобрать картинки, которые им нравятся, а после того, как рисует набросок на теле клиента и подстраивает свой рисунок к его телу, делает подробный эскиз на кальке, в котором добавляет или убирает элементы, с которыми клиент согласен или не согласен. Чтобы завершить образ Пьета, можно добавить, что в свободное время от татуировки он рисует, занимается музыкой и гончарным делом.

Путеводитель по самому спорному и одновременно художественному жанру татуировок — ар-брюту. Изображение № 20.