Некоторое время назад мы озадачились вопросом создать карту граффити Москвы, чтобы интересующиеся уличным искусством могли посетить эти места, как если бы это был туристический маршрут по городу. Несмотря на то, что мы консультировались с московскими райтерами, разбор темы получился все равно недостаточно полным, в чем нас поспешили уличить разные уважаемые в этой культуре люди. Мы нашли в себе силы признать свою ошибку и исправиться: в этом материале FURFUR вы прочтете о других значимых точках столицы, где можно было наблюдать интересные граффити-работы. А комментаторами на этот раз стали уличные художники Кирилл Кто, Костя Zmogk, Glück и Сергей Товарищ Сердце.

 

 

Здание Винзавода

4-й Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 1.

Проект «Стена» на Винзаводе начался в 2010 году. С тех пор рисунки на заводском кирпичном заднике менялись с большой периодичностью, один значительней другого, вписанные не только и не столько в архитектурное пространство, сколько в актуальный социальный контекст. Сегодня вся стена выкрашена в черный, а посредине нее, над рядами припаркованных автомобилей, возвышается «183.» — в память о погибшем художнике Паше 183.

Что касается знаменитого «Лоскутного одеяла» у моста в Сыромятническом, на подходе к Винзаводу, он почти без потерь существует уже немногим больше полугода. Впрочем, как меня уверяет Сергей — бродяга, дизайнер и разнорабочий, рисовавший с Кириллом Кто, — некоторые части «одеяла» местные власти все же закрасили, посчитав, что они не имеют никакой художественной ценности. 

 

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 2.

Читайте первую часть материала: «Стена славы: Граффити-карта Москвы»

 

Стена у ТЦ «Экстрим»

Смольная, 63б

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 3.

Когда появился торговый центр «Экстрим», он сразу стал местом своеобразного паломничества: в 2003-м это было чуть ли не единственное популярное среди обычных городских жителей место, где можно было наблюдать сразу много интересных кусков (в отличие от halls of fame на Пушкинской, Чистых и Арбате, находящихся все же во дворах, а не в таком публичном месте). Сегодня, если не полениться и доехать на 138-й маршрутке от станции метро «Речной вокзал» до ТЦ, можно обойти его здание с торца и увидеть несколько интересных работ.

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 4.

КОСТЯ ZMOGK

 

На «Речном» в 2003 году прошел фестиваль Realization. В Москву первый раз приехали Can2, Atom и другие художники, — в частности, известная команда из Минска  True Stilo. Под роспись были отданы все стены вокруг ТЦ «Экстрим». Через год на том же месте прошел первый в России этап фестиваля write4gold. Работы с того события продержались до 2011 года. За исключением работы знаменитой немецкой команды Maclaim. Их работа очень быстро покрылась множеством тегов, а впоследствии и баннерами. Именно тогда произошла «смена декораций» и появились новые работы многих райтеров, которые можно видеть и по сей день. К слову, работу Руслана Mors'a (True Stilo, Минск) и Кости Sindik'a, сделанную в 2003 году, можно видеть и в наши дни.

 

 

 

 

Ж/д станция «Белокаменная»

Яузская аллея, 8

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 5.

Добраться сюда непросто: несмотря на то, что это платформа железнодорожной станции Курского направления, поезда всегда проходят мимо. Однако от «Улицы Подбельского» отходит 75-й автобус, который может домчать вас в эту часть города. Мы приехали сюда на авто вместе с Кириллом Кто и Glück. Здесь на протяжении последних 12 лет на развалинах приземистых кирпичных зданий рисуют граффити.

Переступая через рельсы, мы втроем двигаемся в сторону этих развалин, минуя бетонный забор, традиционно исписанный всевозможными воззваниями, признаниями в любви и заверениями, что тот или иной почивший с миром музыкант жив. На стенах практически нет серых мест и пустых пространств — даже сейчас огромный кусок заканчивает случайно встреченный нами райтер. Значительная часть пространств сделана Пашей 183 — многие знаменитые работы, выполненные в черном, находятся именно здесь, в частности полинявшая уже от времени «Аленка» (от этого имеющая довольно жуткий вид); приподнятое покрывало, из-под которого глядит на нас автор; ребенок, которому рука из телевизора протягивает терновый венок.

 

 

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 6.

КИРИЛЛ КТО

 

Люди, жители города, которым не адресованы послания на стенах, вынуждены на них смотреть. А здесь, за городской чертой, на заброшенной станции, художники рисовали для себя и того небольшого количества зрителей, которые не поленятся сюда прийти. В городе из ста зрителей, которые видят послание, только пять понимают, о чем идет речь. Плюс hall of fame уже не исправишь. Они деградировали и в общесоциальном смысле — благодаря близкому расположению помоек, благодаря тому, что все эти рисовальщики мусорят, гадят. Деградировали, потому что в эстетическом плане между ними нет никакой соревновательности: люди не делают содержательно или формально сложных посланий.

Кроме того, ряд исследователей отмечают, что граффити-райтинг не является самым интересным внутри субкультурных коммуникаций, а вот социальное граффити (вроде надписей про любовь к группе «Алиса» и тому подобное. — Прим. ред.) интересно — послания политического толка, социального толка, внутренних переживаний автора, каких-то его сексуальных перверсий.

  

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 7.

GLüCK

 

Здесь раньше вагоны разгружали, это Московская кольцевая железная дорога. И это вот работает: сзади нас бани, впереди — товарные станции. Место совершенно беспалевное, здесь нет мусоров, оно никому не нужно. В этих зданиях раньше были склады, они заброшены, и находятся большие стены для рисования. Удобное место расположения.

 

 

  

«Из ста зрителей, которые видят городское граффити, только пять человек понимают,
о чем идет речь».

  

Дворы Паши 183 в районе Преображенской площади

Знаменская улица, 5, Хромова, 7/1

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 8.

Перед приземистой постройкой электрощита, доверху расписанного Пашей 183, прямо на сырой земле сидит бомж и только усиливает своим присутствием и без того довольно лобовую иллюстрацию консюмеризма. Это — последняя работа Паши. Мы переходим дорогу и двигаемся к другому электрощиту, где возвышается Пашина «Родина». При некотором усердии отыскать его куски не сложно, а иные работы предвосхищают посвящения ему. Именно здесь находится знаменитый «Падший ангел», а также его работа под названием «Спички кончаются».

 

 

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 9.

КИРИЛЛ КТО

 

«Агонистически пашет патриотизм, усиливавшийся после...» Он поехал в Париж и был очень вдохновлен Парижем, но потом все равно начал говорить, что люди везде говно и надо защищать родину, потому что нас там разлагают и разрушают.

У нее (работы «Родина». — Прим. ред.) очень известная история создания, уже где-то я писал об этом. Он мне позвонил, дескать, пойдем порисуем. Я говорю, не хочу, Паш, я болею. Он настоял. Мы с ним там встретились, и он еще час терпеливо меня ждал на улице, пока я со всеми перездоровался, пока я сходил в кафе и со всеми переговорил — мне было даже немножко перед ним стыдно. Потом мы приехали сюда, он рисовал, а я дико замерз и грел ноги на его генераторе. Приехали менты. Обращаются ко мне, я стою метрах в 15-ти от Паши, они его не видят. Они видят, что какой-то человек стоит как цапля, босиком — одну ногу поставил на генератор и говорит: нет, не буду обуваться. «Выключай свою шарманку и друга своего зови». Я говорю: «Шарманка не моя, друг занят, обуваться я не буду, я грею ноги». Они, конечно, от такой наглости опешили. «Пусть он сюда идет!» — «Дорисует, подойдет». В общем, через несколько минут Паша подошел. Они все это время стояли и ждали, не понимая: мало того, что человек что-то делает, он еще и не подчиняется требованиям. Он объяснил им, про что работа, показал. Потом оказалось, что он оформлял отделение, в котором они работали, они позвонили своему главному, а они не имеют права, когда есть вызов, не приехать, иначе у них нарушение.

Когда он делал свою «Родину», я ему сказал: «Паша, я не могу браться за такие громкие слова, у меня слишком большая степень иронии и постмодернистичности, чтобы за них браться». Он хотел найти витрину затеганную и вымыть там слово «Родина». И ее мы не сделали.

 

  

«Я говорю: “Шарманка не моя, друг занят, обуваться не буду, я грею ноги”. Менты, конечно, от такой наглости опешили».

  

Паблик-арт на Бабушкинской

Между Изумрудной улицей и Янтарным проездом

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 10.

Эти места впервые вижу не только я, но и Кирилл: приблизительное направление мы отыскиваем по карте, а проходящий мимо мальчишка показывает, в какой стороне расположены «разрисованные дома». Уже издалека нам видна боковая стена пятиэтажного дома, и на ней во всю высоту растянулся здоровый рисунок. Таких перед нами 12 многоэтажек, разрисованных шесть лет назад. Среди создателей — команда «310», голландец Kwasten met de Gasten, Zucklub и т. п. Почти все куски обращены внутрь двора — на Изумрудный проезд смотрит лишь стена, расписанная художниками Вовой Nootk и Алексеем Luka. Местное население, представленное редкими старушками, молодыми мамами и разновозрастной гопотой, безразлично проходит мимо построек. 

 

 

 

Куски на Сретенке

Между улицами Сретенка и Трубная

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 11.

Нет какого-то определенного места, где в этом районе были бы собраны все или несколько интересных работ сразу. Здесь прежде были послания Кирилла, сегодня от них остались только воспоминания и фотографии. Самые интересные куски — Мэтта Мура (верхние четыре работы в мозаике) — отыскиваются в полутемных арках. А плакат художницы Ольги Кабиной оказывается почти полностью содран с ворот, на которые был наклеен.

 

 

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 12.

КИРИЛЛ КТО

 

Улице надо самое лучшее отдавать, а в хатку, в нору, в галерею отдавать остатки. Вот это как раз тот случай — это эскизы, которые Оля делала для своей танцевальной студии, на основе которых потом делалась пленка. Она просто потом их вот так вот заклеила. Получилось хорошо, несмотря на то что это издержки работы по ее основной профессии.

Что в рамках фестиваля «Сретенка дизайн week» было сделано — три фасада, один из которых сделали «310». Грустное мероприятие — у них либо не хватает усердия, либо возможностей, либо инструмента, чтобы свои работы сохранить надолго. Поэтому часто это было временными объектами на бульваре. Там было два фасада, по-моему, это торцевые стены общежитий, сделаны две работы фасадных. Zucklub и достопамятные Nootk и Luka — у них работы были хорошие, но провисели меньше года. Потом они были закрашены, потому что, не рискуя выделять для паблик-арта какие-то более долговременные объекты, им были выделены те стены, которые и так находятся в плане реконструкции. И сейчас на этой стене, никак не рефлексируя о том, что предыдущий слой был утрачен, находится ужасная, в псевдореалистичном стиле обманка, созданная, традиционно, по эскизу кого-то из членов Союза художников.

А вторая ситуация еще более печальная, потому что, когда приезжал Мэтт Мур, ему должны были выделить фасад на Трубникова, 5. Это глухой фасад доходного дома, но, как обычно, они не смогли найти денег на Мура, и он оформлял стоянку на Цветном бульваре. То есть его достаточно позитивные, по геометрии похожие на калейдоскоп работы спрятали. Сделали две арки.

 

 

  

«Сретенка — район антропологической катастрофы, там нет никаких заведений, только офисы.
Туда никто не ходит, там всего два или три бара
на весь район». 

  

Дворы на «Чкаловской»

Между Земляным Валом и Лялиным переулком

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 13.

Прогуляться по дворам «Чкаловской» с Товарищем Сердце мне предложил Кирилл, чтобы мне стало понятней про атмосферу этого места. Два года назад Товарищ Сердце жил в районе «Чкаловской» и «разбросал» по окрестным зданиям рисованные табуретки, предлагая любому желающему отыскать все 12. В игру вступил Кирилл, живший в то время неподалеку — в мастерской на Винзаводе, — и в последующие полгода они оставляли на стенах послания, адресованные друг другу и всем, кто хотел бы их прочесть. Сейчас на стене не осталось ни одной табуретки, но некоторая навигация Кирилла и Товарища Сердце осталась невредимой. В поисках этих посланий мы и бродим по дворам между Садовым кольцом и Китай-городом.

 

 

Стена славы: Новая граффити-карта Москвы. Изображение № 14.

ТОВАРИЩ СЕРДЦЕ

 

 

У нас не было раньше разделения между комнатой и районом, в которых мы живем. Мы все время проводили на улице, душ принимали на улице: во дворах был кран, на помойке мы нашли шланги от душа и принимали душ на улице во дворах здесь. Материалы, которые мы использовали, брали на улице и там же их складировали. Еду и одежду находили на помойках. Не было никакого деления, мол, это вот дом, а вот это улица. Все одно было.

Это продолжалось больше чем полгода, приблизительно два лета назад. Была реставрация домов и фасадов, и рабочие оставляли краску и материалы на таких видных местах, будто просили ими воспользоваться. Так лежало просто, как еще к ним можно было относиться — лежало без присмотра; единственное, мы договорились с Кириллом сразу, что не будем брать всякие страховочные ремни, с которыми работают на высоте. А так, валики и краска — это расходный материал, мы считаем, что они делятся с нами, как мы с ними.

Когда Кирилл здесь рисовал, к нему как-то раз подошел охранник и спросил: «Кто вам разрешил рисовать?» Кирилл говорит: «Кто разрешил». Охранник говорит: «Зачем вы пишете?» Кирилл говорит: «“Зачем” — писал». Охранник говорит: «Что вы придуриваетесь? Что вы делаете здесь?» Кирилл говорит: «Я у вас хочу спросить, что вы делаете здесь. Я уже два года здесь хожу, и у вас забор измазюкан какими-то иероглифами непонятными, и вы ничего не предпринимаете. Это место должно выглядеть хорошо». Охранник сказал, мол, а, ну ладно — и ушел.

Вот одна из Кирилловских инсталляций. Остаюсь самим собой — никто и звать никак.

 

  

«Кирилл отсчитал ровно 15 метров, обвел прямоугольным пунктиром чужое граффити
и написал “15 метров славы”».