Сейчас уже все привыкли к тому, что для создания нереального мира режиссер прибегает к помощи мастеров по CG — это такие ребята, которые рисуют нам сумасшедшие закаты, взрывы и вообще все, чего не было на самом деле. Но еще 20 лет назад подобное было невозможно, и долгие годы вместо домов горели крошечные макеты, а страшные монстры были размером с игрушку. Однако в 1993 году на экраны вышел блокбастер Стивена Спилберга «Парк Юрского периода», и для этого фильма было придумано кое-что совершенно особенное. А именно: все динозавры были выполнены в натуральную величину и представляли собой особые механизмы. Подробнее о процессе создания Ти-Рекса для «Парка Юрского периода» — в этом материале FURFUR.

 

 

 

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 1.

Стэн Уилсон

гуру визуальных эффектов

 

Осуществление проекта по созданию и оживлению страшного монстра Юрского периода было поручено Стэну Уилсону, к тому времени уже прославившемуся своей феноменальной работой над кэмероновскими «Чужими», «Терминатором-2» и бертоновским «Бэтменом». Коллаборация с Кэмероном принесла Уилсону аж трех «Оскаров», а, забегая вперед, создание визуальных эффектов для «Парка» подарило ему четвертый. Стэн ушел из жизни в 2008-м, но технологии, изобретенные его командой, надолго прославили их создателей, закрепив за ними славу новаторов. Но обо всем по порядку.

Перед тем как смастерить доисторического хищника в полный размер, команда Уилсона изготовила маленькие эскизы, на которых они рассматривали архитектурные конструкции. Сразу после этого парни принялись за масштабирование — чтобы можно было сделать Ти-Рекса в натуральную величину. Рисунок распечатали на принтере, а после увеличили, чтобы уже подробно расписать внутреннее строение. На основе этого рисунка они сделали скульптуру — такой опыт имелся и ранее, но с маленькими фигурками. После этого все те же самые действия команда Уилсона проиграла в обратном порядке — чтобы создать матрицу для дальнейшего построения механической структуры.

 

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 2.

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 3.

До того как в обиход мастеров визуальных эффектов ввели CAD, систему автоматизированного проектирования, все делалось вручную — при помощи так называемых подготовительных скетчей. Самый первый макет Ти-Рекса нарисовал Боб Гурр, на тот момент работавший инженером в студии Уолта Диснея. Кроме того, создатели монстра изготовили одноножную версию динозавра. Весь этот трудоемкий и скрупулезный подготовительный процесс они осуществляли с целью прощупать почву — понять, насколько реально осуществить оригинальный дизайн Боба Гурра.

Стэн Уилсон изначально планировал создать Ти-Рекса по типу огромной легковесной марионетки, своего рода куклы бунраку. Что, в свою очередь, предполагало наличие кукловода, управляющего марионеткой при помощи ниток. То есть движения доисторического монстра пришлось бы регулировать при помощи ниток и человеческих рук. Эту идею всячески пытался оспорить дизайнер Эван Брэинард, поскольку считал, что невозможно будет загрунтовать пол в объеме, достаточном, чтобы заставить эту машину двигаться так быстро, как этого хотят конструкторы. В общем, этот вариант был совершенно непрактичным, и пришлось выдумывать что-то другое.

Еще один вариант — возможность использования электрических двигателей. Однако на тот момент не существовало электрических моторов, которые были бы способны заставить двигаться такую махину достаточно быстро. Да и мощностей таких не было, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Как раз поэтому инженеры и задумались о гидравлике. 

 

 

Стэн Уилсон планировал создать Ти-Рекса по типу огромной легковесной марионетки. Что, в свою очередь, предполагало наличие кукловода, управляющего ею при помощи ниток.

 

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 4.

На чертежах оригинальная модель ноги Ти-Рекса казалась даже слишком подвижной. У него была вращающаяся икра с вмонтированным двойным подшипником. В области колена и в области стопы все тоже двигалось, было в наличии трехосевое двигательное бедро, существовала даже поддержка ступни, и пальцы ног соединялись по типу страусиных, так что они разворачивались, когда ступня была на земле. А при движении вперед пальцы сжимались обратно, чтобы совершить шаг. В итоге для первых тестов инженеры сделали модель из латуни — чтобы посмотреть, как работает живой механизм.

В тот момент нужно было учесть сразу комплекс возможных проблем — была даже создана специальная группа, которая обрабатывала и шлифовала все острые части деталей, которые могли бы повредить будущую кожу динозавра.

Не утихали споры о материалах конструкции, долгое время члены группы не могли выбрать между сталью, алюминием, даже сплавами из стекловолокна и углеродного волокна. Так продолжалось бы и дальше, если бы они не обратились к Армандо Гонсалесу, в тот момент выполнявшему работу сварщика. Он сказал, что в случае поломки алюминий нельзя будет восстановить, а если сломается стальная деталь, все легко можно будет запаять, не нарушая съемочный процесс. И решение было тут же принято в пользу стали.

 

 

Была даже создана специальная группа, которая обрабатывала и шлифовала все острые части деталей, которые могли бы повредить будущую кожу динозавра.

 

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 5.

Дальше была придумана двигательная баз. Она позволяла Ти-Рексу совершать довольно широкие движения: наклоняться из стороны в сторону, вставать, запрокидывать голову. Гидравлические цилиндры двигательной базы разрабатывала компания, ранее разработавшая двигательную основу и для симулятора истребителя F-16. До этого момента они ни разу не делали проводку к реальному устройству, поскольку раньше это просто было приложение для джойстика. Парни из студии Стэна Уилсона спроектировали способности такого приложения в реальность и продемонстрировали разработчикам его работу. Все, кто находился тогда в здании, встали в огромную очередь, чтобы испробовать девайс, и, разумеется, пришли в неописуемый восторг.

Весь процесс контролировал и регулировал Стэн Уилсон, в прямом смысле приложив руку ко всем деталям и их разработке. Оживлял саму скульптуру мастер по гидравлике Ллойд Бол. Чтобы поднять эту огромную штуку с пола, он со своей командой пришел и начал резать бетон. Фут за футом они поднимали его, одновременно запаивая якоря в пол на глубину пять футов, чтобы пол мог выдержать двигательную основу, вес персонажа и его предполагаемые движения.

Создатели Ти-Рекса считают, что до этого момента настолько же смелых и амбициозных проектов в области декораций просто не было. Когда он был закончен, даже без кожи можно было понять, на что персонаж смотрит, что именно он делает, как и о чем думает. Как-то раз в мастерскую зашел Спилберг и стал спрашивать: «А оно может делать вот так? А вот так?» И Стэн давал ему «порулить». Спилберг пытался двигать динозавра максимально неестественно, но все выходило идеально.

 

 

 Все, кто находился тогда в здании, встали в огромную очередь, чтобы испробовать девайс, и, разумеется, пришли в неописуемый восторг.

 

Как создавали тираннозавра для «Парка Юрского периода». Изображение № 6.

В высоту Ти-Рекс достигает 7,5 метра, так что разработчикам даже пришлось поднять потолок, чтобы эта махина не пробила его своей головой. Двигательная основа у Ти-Рекса, кстати, тоже должна быть прочной, потому что четыре тонны веса — это серьезно.

Собирать тираннозавра решили сразу полностью, потому что в процессе съемок ни у кого не будет времени что-либо менять. Вообще, можно представить, какая мощь кипит внутри этого механического монстра: клапаны в его теле гонят по тоненьким узким трубкам 60 галлонов гидравлической жидкости в минуту.

Один из дизайнеров-механиков Брэинард считает день, когда Ти-Рекс был закончен, одним из ключевых в своей карьере. «Обычно те люди, которые занимаются всякими техническими штуками в кино, остаются в тени. Но теперь все стало по-другому. Это был единственный раз, когда дети попросили у меня автограф. Важнейшее событие в индустрии, я считаю. Рад, что я к нему причастен», — говорит Брэинард.

Получившийся Ти-Рекс ни разу не покидал пространства мастерской, но надо сказать, что и внутри какой-либо мастерской не было прежде ничего, что могло бы сравниться с ним по мощности и правдоподобию. Люди, которым был дан заказ сделать гидравлику для тираннозавра, услышав требования по скорости и мощности, глядели на механиков и крутили у виска. Поистине все это казалось неосуществимым. Никогда прежде в истории киноиндустрии не создавалась ничего подобного. Это была настоящая революция.

 

 

«Это был единственный раз, когда дети попросили у меня автограф. Важнейшее событие в индустрии, я считаю. Рад, что я к нему причастен».