В Китае придумали порох, фарфор и системы воспитания духа. Благодаря индустриальному скачку — настоящему чуду китайская экономика стала одной из сильнейших в мире. А это может означать и будущий подъем культуры. Но что там происходит с музыкой и, в частности, с независимой сценой сейчас — не ясно. Отчасти из-за Великого китайского файервола, ограничивающего возможности саморекламы, отчасти из-за наших предубеждений по отношению к восточным строителям светлого будущего и поставщикам все еще дешевой рабочей силы. Мы решили все же заглянуть за стену и узнать, есть ли в Китае свои андеграунд, рейвы и независимые сцены.

Мейнстрим и андеграунд

Первоначально все-таки стоит определить, что следует считать андеграундом в многомиллионном китайском городе, например, в Шанхае, где живет 20 миллионов китайцев и полмиллиона иностранцев. 

 

 

 

80% музыки в ночных клубах Шанхая, Пекина или даже Гонконга составляют мэшапы, R&B и прочий ганнам-стайл.

 

 

 

Будем считать грубо: 80% музыки в ночных клубах Шанхая, Пекина или даже Гонконга составляют мэшапы, R&B и прочий ганнам-стайл. Поэтому и дип-тек, и хип-хоп, и даже минимал вполне можно считать подпольной электроникой.

Среднестатистический китаец любит быструю музыку со словами, рано ложится спать и вообще привык к иным видам отдыха: азартным играм и алкоголю. Из западной сцены знают все больше громкие имена вроде Леди Гаги. Ночные клубы не в почете — это скорее желание подражать европейским традициям и угождать европейским партнерам. Китайцы хорошие предприниматели, поэтому и работают они с тем, что гарантированно приносит деньги. Энтузиазм для молодежи, взрослые зарабатывают. Здравствуй, попса, веселье и яркие вспышки стробоскопа.

 

 

Лена Шага

Пекин

Многие диджеи не слишком парятся над подборками, и, если ходить в клубы постоянно, можно выучить не только весь репертуар, но и то, какой трек за каким следует.

 

 

В Пекине курсировать между тремя-четырьмя заведениями за ночь не принято, обычно идут в какой-то конкретный клуб. Девочки-модели любят элитные места, такие как Suzie Wong или Son of Glitch. В два-три часа ночи публика либо разъезжается по домам, либо расползается по чиллаутам. Есть исключения вроде клубов Lantern, Haze и Dada, где до пяти утра играет прогрессивная электроника на радость китайским клабберам и приезжим европейцам. Последние составляют каплю в многомиллионных китайских городах, поэтому считается, что чем больше последних в клубе, тем место престижней.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 1.

В Шанхае другая ситуация: здесь все начинается рано вечером в тесной дружеской тусовке, а ночью компания катается по разным вечеринкам — от коммерческих элитных заведений до подвальных мини-рейвов. Заканчивается все в известных афтепатийных местах, в некоторых из которых веселье продолжается до 12 часов дня.

«Шанхайский синдром», «азиатский Нью-Йорк» — все эти нынешние стандарты заставляют консерваторов двигаться в своих убеждениях и допускать иностранцев до сотрудничества с местными деятелями.

 

 

 

Паша Шубский

Шанхай

Именно на немногочисленных европейцах в том же Шанхае держится вся полуподпольная сцена — вечеринки и клубы, где играют техно и хаус класса Defected, французские темы вроде Breakbot и другой ненапряженный стафф. Если бы не они, все скатилось бы к радиопопсе. И все равно это скорее исключение
из правил.

 

 

 

Вечеринки в подполье

Китайский андеграунд — это подполье в прямом смысле этого слова. Пыльное и обшарпанное, построенное на голом энтузиазме. Это когда промокоманда копит личные деньги на привоз любимого музыканта, чтобы впоследствии заполнить небольшой бар друзьями и оставить приятные воспоминания лично для себя.

Если в Англии зарождавшаяся подпольная культура в результате переросла в ночные клубы, выстреливающие музыкальными открытиями, то в Китае сейчас вся электроника в подвалах. И это даже не начальный путь развития. Складывается впечатление, что из-за закрытости страны этот расклад сил останется таким навсегда.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 2.

Великий китайский файервол закрыл доступ к информации. Музыканты и промогруппы не могут получить широкую поддержку и огласку из-за сложившейся системы. Файервол блокирует доступ практически ко всем глобальным социальным сетям. Обойти систему можно, но это требует времени и денег, поэтому большая часть музыкантов и представителей промокоманд ограничивается присутствием на китайских аналогичных сервисах: Youku вместо YouTube, Weibo вместо Twitter. Еще один важный момент: китайцы — не создатели, они копируют то, что им нравится на западной сцене. Здесь нет своих открытий и более-менее внятной индустрии.

 

Представители сцены

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 3.

ACUPUNCTURE RECORDS

 

По словам создателей, это «первый и единственный китайский техно-лейбл». Вечеринки Acupuncture собирают до трех тысяч человек, но в основном события носят андеграундный характер.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 4.

 

 

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 5.

 

SYNDICATE

Старейшее пекинское драм-н-бейс-комьюнити из диджеев, эмси и промоутеров. Свои вечеринки объединение делает раз в месяц уже на протяжении девяти лет.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 6.

 

 

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 7.

 

YEN

Промогруппа, часть коммьюнити O2 Culture. Свои рейвы устраивают где угодно, только не в клубах: «Только так мы сможем контролировать все — от музыки до напитков».

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 8.

 

 

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 9.

 

THE M

Агентство, устраивающие туры европейских андеграунд-артистов. Благодаря им состоялись китайские выступления A Guy Called Gerald, Tiga и многих других.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 10.

Azari & III

 

 

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 11.

 

HUMDRUM

Гонконгские дип-техно-промоутеры и музыканты. Некоторые из них, кстати, успели выступить за границей Китая — например, в берлинском Tresor.

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 12.

 

Наркотики

В Китае за хранение и транспортировку предусмотрена высшая мера наказания. Иногда можно встретить новости о суровом наказании не только самих китайцев, но даже и наших соотечественников. Но многих это не останавливает: достать можно практически все. 

Подпольная Поднебесная: Клубы, вечеринки и наркотики Китая. Изображение № 13.

При этом андеграундное движение с дурью здесь почти не связано. Кто-то курит, кто-то нюхает, но все сугубо в личное удовольствие. Это всего лишь возможное дополнение для ночного времяпрепровождения. Ни больше, ни меньше.

 

 

Лена Шага

Пекин

Друзья, работавшие в клубах, рассказывали, что к ним регулярно подходят и осведомляются, продается ли у них что-нибудь особенное и сколько стоит. Некоторые были до того навязчивыми 
и невосприимчивыми к слову «нет», что приходилось просить охранников их угомонить.

 

 

Дима Тимохин

Шанхай

Ходит легенда, что группа африканских консульств получила от правительства квоты на свободную продажу на улицах, при условии что наркотики будут продаваться только иностранцам.

 

 

Наркотиками торгуют в основном негры, уйгуры или китайцы из северной провинции Синцзян, имеющие внешнее сходство с узбеками или таджиками. Торгуют прямо на улице у входов в заведения и просто в местах большого скопления людей. Громко предлагают марихуану и гашиш всем прохожим. По особой просьбе могут найти и что-нибудь более специфическое. Полиция как правило закрывает на это глаза.

 

 

Китай — это очень интересная страна с богатой культурной историей. Сюда несомненно стоит ехать за опытом. Это опыт с неповторимым привкусом зеленого чая, палочек для еды и этикеткой «Made in China»

— Денис Радомский, Шанхай

 

 

Ехать в Китай только за музыкальными открытиями не стоит: независимая культура находится лишь в стадии формирования, сцена еще не обзавелась своими яркими представителями и все больше копирует достижения Запада. Из-за информационного барьера и консерватизма самих жителей смешения культур не происходит, и Китай остается самобытной страной, в каком-то смысле ойкуменой с сохранившимися нравами и традициями.