Камуфляж по своей природе является естественным эволюционным процессом. Пигмент человеческой кожи — тоже камуфляж в широком смысле, который спасает людей от большого числа невидимых глазу процессов, происходящих каждую секунду. Однако, чтобы выжить самому незащищенному существу на Земле — человеку, ему пришлось залезть в чужую шкуру. А спустя века создать то, что сегодня мы называем камуфляж.

Камуфляж может не только помочь скрыть, но и отвлечь, рассредоточить внимание, когда это необходимо. Орган зрения человека не настолько совершенен, как у птицы; человек всегда хотел увидеть больше, при этом оставаясь незамеченным.

В начале XX века оптические приборы были не такими совершенными, как сейчас, война велась по другим правилам — кто первый заметил врага, тот первым и нанес удар. Искусство камуфляжа сродни визуальному обману, и кому, как не художникам, лучше прочих понимающим физику воздействия цвета, нужно было стать основоположниками этого обмана.

FURFUR обращает внимание на историю отношений художников и камуфляжа и разбирает наиболее интересные примеры.

 

Эббот Тайер и теория мимикрии

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпускает фундаментальный труд «Concealing Coloration in Animal Kingdom». Принципы, которые он описал, послужили основой для теории мимикрии. Детальное изучение каждого цвета в отдельности и его отношения с другими цветами, оттенки и восприятие цветов человеческим глазом, способы маскировки животных существ в естественной среде и уроки эволюции — все, что было написано и зарисовано Тайером, легло в основу теории мимикрии. Конечно, существовали и критики, которые не признавали попыток художника влезть в природный мир и с помощью красок объяснить его тайны.

Однако во время Второй мировой войны появился и весомый довод в его защиту — в тот момент уже каждый солдат носил камуфляж. А, как известно, армия всегда берет только наиболее практичное. 

 

Вортицизм и dazzle

Каждый день Первой мировой британский флот лишался до десятка военных и торговых судов. Немецкие торпеды подлодок нещадно топили суда, а Британская империя теряла свое боевое преимущество. Не было ни времени изобретать новые прототипы судов, ни достойного способа бороться с ними. Нельзя было полностью сделать судно невидимым, так как горизонт изменяется в цвете в зависимости от времени суток и количества света. Получался большой спектр естественных неудобств, которые не позволяли фигуре, в нашем случае судну, сливаться с фоном на море. Но даже если теоретически можно было бы добиться такого эффекта, существовала еще одна проблема — дым, который шел из труб во время движения судна.

В 1917 году маринист и иллюстратор Норман Вилкинсон и вортицист Эдвард Уодсворт решили проблему «невидимости» просто: они решили при помощи раскраски дефрагментировать сам силуэт судна. И пусть это не сделает его невидимым, зато сделает сложной мишенью для попадания. Для этого был разработан безумный и убийственный для глаза рисунок — dazzle camouflage.

Сама идея раскрасить военное судно столь вычурным образом была навеяна вортицизмом — малозаметным авангардистским ответвлением кубизма. Его основатели — основоположник абстракционизма и писатель Уиндем Льюис и его приятель, американский поэт Эзра Паунд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 1.

«Concealing Coloration 
in Animal Kingdom»,

Эббот Тайер

 

  

 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 2.

Камуфляж dazzle 

 

Появление понятия «вортицизм» также связывают с эпической поэмой Уильяма Блейка «Мильтон» и рядом высказываний итальянского футуриста Умберто Боччони, который был убежден, что «акт художественного творчества совершается в состоянии эмоционального водоворота». Вортицизм был местечковым, скоротечным и нишевым явлением. Его художники пережили футуризм, переварили его, перемололи и смешали с кубизмом в вихре новых идей и сами растворились в водовороте новых художественных явлений.

Льюис считал, что способ выразить сущность объекта, сцены и эмоции кроется в поиске логики и математики, в линиях и формах или словесных уравнениях. В манифесте вортицистов, вышедшем в журнале Blast в 1914 году, говорилось, что современного художника вдохновляют машины, механизмы, фабрики и новые просторные здания, мосты. То есть все, что преследовало взгляд человека и создавало декорации его реальности.

 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 3.

«Workshop», 
Уиндхем Льюис, 1915

 

Из записей нью-йоркского журналиста 1918 года: «Каждый ньюйоркец с раздражением наблюдал бесчисленное количество уходящих и приходящих судов, раскрашенных в столь экстравагантные формы и цвета, что они заставляли людей открывать глаза с восхищением».

Несмотря на то, что черный и белые цвета всегда считались простыми и оставались популярными в любое время, не стоит думать, что dazzle был только черно-белым; расцветка варьировалась от красного и зеленого до насыщенного оранжевого. Так, один из журналистов назвал флот «стаей уходящих в море пасхальных яиц». Ветераны флота пренебрежительно относились к этой раскраске, и вовсе сравнивая ее с вызывающим нарядом портовой путаны. Зато его качества положительно оценили сами моряки.

 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 4. 

Статья о камуфляже в журнале 
Everyday Engineering Magazine,
март 1919

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 5.

Суда, камуфлированные dazzle-узором

Доходило до того, что рисовали поддельную головную волну спереди судна, чтобы создать обманчивое ощущение, будто корабль движется быстрее. Поддельную головную волну рисовали и сзади судна — так у наводчика складывалось ощущение на грани с уверенностью, что судно движется вперед, когда оно на самом деле отдалялось. 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 6.

Девушки в dazzle-купальниках, 1919

Многие нюансы были выявлены во время полевых исследований и во время тестирования камуфляжа, которые проходили в мастерских: моряки тренировались на сотнях моделек, раскрашенных вручную художниками. Затем отбирали паттерн, который удачнее всего маскировал конкретное судно, и уже после этого наносили раскраску.

 

Энди Уорхол и woodland

В 1986 году Энди Уорхол создает автопортрет с использованием стандартного для американской армии камуфляжа woodland (менее известного под названием ERDL pattern). Таким образом он хотел сыграть на контрасте узнаваемой формы (то есть своей внешности) и абстрактной, скрывающей раскраски. 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 7.

Написанная за несколько месяцев до смерти картина стала одной из наиболее известных работ художника. Конечно, этот факт значительно сыграл на популярности именно этого вида камуфляжа. Если в начале века художники вдохновлялись природной структурой, эволюцией и мимикрией, то с этого момента они начинают использовать огромную базу камуфляжных пантонов, создавая однотипные реплики военных узоров. Отношения Уорхола с камо вылились в совместную линию модной одежды, выпущенной с дизайнером Стефеном Спроусом и раскрашенной в милитари-паттерны. Так woodland попал в мир высокой моды, а Уорхол создал способ применения этой раскраски, альтернативный милитаристскому. 

История woodland показывает, как узко мыслит индустрия моды, эксплуатируя наиболее распространенные и штампованные символы. Именно этот паттерн застолбил за собой отражение милитаризма и стал равным самому понятию «камуфляж». Так, если швейцарский бренд Victorinox делает перочинный нож, то он не погружается в вопрос камуфляжа собственной же страны, а наносит woodland-узор как наиболее понятный потребителю.

Таким образом, камуфляж обрел свой собственный штамп и клише.

 

Futura и Maharishi

В 1994 году англичанином Харди Блечманом был основан бренд Maharishi. Чтобы начать создавать действительно качественные образцы камуфляжных паттернов, нужно знать не просто расцветки камуфляжных рисунков и сферы их применения — необходимо погрузиться в природу явления настолько глубоко, насколько это можно себе позволить. И кто, если не Харди, может тут послужить примером.

Блечман много изучает военную форму разных стран, вдохновляется ее кроем, материалами и структурой и со временем становится одним из главных экспертов мира камуфляжа. Спустя десять лет, в 2004 году, это выльется в монументальный труд — подробную (почти тысяча страниц) энциклопедию камуфляжа «DPM: Disruptive Pattern Material». 

Точка зрения Блечмана, военная форма прямо основана на природной мимикрии, монотонном узоре и разнообразии кроя. Большое исследование Блечмана, которое и вылилось в собственно одежду, раскрывает большой спектр разнообразных камуфляжных паттернов, прямо отсылающих к их природной основе. На органическом подтексте основан, например, его паттерн Bonsai Forest Camo. 

 

 Головная волна — тонкая волна, которую поднимает носовая часть судна. Наиболее важный фактор при расчете траектории запуска торпеды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 8.

«Если уж нарушать закон, причина должна быть веской»: читайте, как FURFUR провел день с Futura

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 9.

Bonsai Forest Camo, Maharishi 

В 2001 году создатель Maharishi начинает совместную работу с нью-йоркским ветераном граффити Futura. В результате сотрудничество вылилось в отдельную линию одежды — Futura Heavy Industries (FHI).

Кроме футболок и уличных худи с нанесенными на нее «атомами» (одним из наиболее узнаваемых знаков американского художника), в рамках линии выходит одежда, раскрашенная в специальный камуфляж — fu splinter, разработанный Блечманом и Futura. Он основывался на польском камуфляже 1950-х годов, который, собственно, и носит название splinter, но при этом состоял из силуэта персонажа живописи художника — Пойнтмена (также прославленного группой UNKLE).

История отношений художников и камуфляжа. Изображение № 10.

В сочетании с технологичными материалами, например светоотражающим 3M Scotchlite, на выходе получались достаточно эффектные предметы. Таким образом, в начале нового века в одной точке совпали мода, военный мир и живопись.