Недавно мы писали о том, каким приемам мужского стиля можно научиться у бездомных, но сегодня решили копнуть еще глубже — рассказать о целой субкультуре бродяг. Речь идет о хобо, вероятно, первой субкультуре в истории, зародившейся еще в XIX веке, но в наше время почти забытой и мало кому известной.

Передвигаясь по дорогам США на поездах в поисках работы и лучшей жизни, хобо оставляли на стенах жителей домов условные обозначения, понятные только им — они помогали отличить добрых людей от злодеев, чтобы защитить членов своего сообщества от недобропорядочных граждан. Мы решили разобраться в том, чем занимались и как взаимодействовали хобо — в общем, ответить на вопрос, кто такие хобо, чье влияние во многом все еще ощущается в современной культуре.

 

Кто такие хобо

Сегодня эта субкультура почти забыта, а само слово «хобо» стало сходно по значению со словами «бомж» или «бродяга». Первоначально хобо — кочевые рабочие в США, которые перемещались по стране в начале XX века и на протяжении всей Великой депрессии. Они брались за любую работу, которая шла им в руки, и никогда не задерживались на одном месте слишком долго. Как правило, покинуть собственный дом их заставляла нехватка работы в регионе, где они жили прежде. Иными словами, настоящий хобо — на все руки мастер без определенного места жительства, путешественник, готовый ко всему, что преподнесет судьба, но никак не бездельник и уж тем более не нахлебник.

 

 
 

 

100 лет назад запрыгнуть в грузовой поезд и при этом остаться незамеченным было куда проще — и хобо этим активно пользовались.

 

 

 

Пожалуй, самое главное условие экономической модели жизни хобо — возможность бесплатно путешествовать на товарняках. Сейчас намного сложнее, чем 100 лет назад, запрыгнуть и спрыгнуть с вагона грузового поезда и при этом остаться незамеченным. Так что число таких любителей поездов значительно сократилось. Поэтому немудрено, что с развитием инфраструктуры железных дорог США субкультура хобо пришла в упадок.

Сейчас приблизительно 20 тысяч человек в США все еще предпочитают кочевой образ жизни хобо. Точное число хобо, по понятным причинам, узнать нельзя, как и вообще узнать о них хоть что-то подробнее. Большая часть современных хобо существует за гранью выживания. Но еще в середине прошлого века ситуация была совсем другой.

 

Секретный код хобо

Как у любой субкультуры, у хобо был свой внутренний кодекс, а еще — что особенно интересно — своя система обозначений, способная обеспечить сообществу выживание. Важно понимать, что хобо, несмотря на свой романтический образ, жили жизнью, полной тягот и опасностей. Чтобы хоть как-то помочь друг другу, они и изобрели свой собственный тайный язык, код, помогающий быстро разобраться в вопросах еды, воды и работы, а также ограждающий от лишних неприятностей. Этот код делал нелегкий путь хобо чуть менее извилистым.

Естественно, жители городов, куда хобо приезжали в поисках работы, недолюбливали этих бродяг, поэтому сообщения должны были быть понятными, но чтобы прочесть их могли только другие хобо — это обеспечивало секретность (к тому же, многие хобо были безграмотными). Множество придуманных ими элементов было совершенно невозможно прочесть человеку со стороны, даже если бы он обратил на них внимание. Например, волнистая линия в круге означала, что где-то рядом расположено здание суда или тюрьма. Весь язык состоял из простейших символов, которые только вместе приобретали смысл — поэтому расшифровать непосвященному человеку общее послание было весьма затруднительно.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 1.

 

Разнообразные символы хобо-кода были найдены нацарапанными или начертанными углем по всей стране близ железнодорожных путей и в других местах, где обретались хобо. Целью такого кода было не только помочь другим хобо найти искомое, но и поддерживать жизнеспособность подобного стиля жизни. Хобо предупреждали друг друга о районах или городах, где власти могли схватить и посадить в тюрьму.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 2.

Подобные вспомогательные записочки сообщали другим хобо о необходимости залечь на дно и стараться не вляпываться в неприятности, поскольку таким, как хобо, в этом крае были не рады.

С одной стороны, хобо-код можно было бы сравнить с условными знаками, принятыми у различных архаических сообществ или военных группировок — каких-нибудь диких племен или воинов, имитирующих звуки природы, сообщая друг другу об опасности нападения. С другой стороны, метки хобо — вполне актуальный прием, маркирующий современные способы коммуникации. В сущности, подобные механизмы оповещения близких по духу людей вполне соответствуют запросам современных городов.

 

 

Выдержки из морального кодекса хобо

  • Находясь в городе, уважай местный закон и представителей власти, всегда старайся быть джентльменом. 
  • Не пытайся воспользоваться тем, кто попал в щекотливую ситуацию, будь то местный житель или другие хобо. 
  • Берись за ту работу, которую никто не хочет выполнять. Поступая так, ты не только поможешь бизнесу, но и убедишь работодателя нанять тебя вновь, когда ты вернешься в город.
  • Уважай природу, не мусори там, где находишься.
  • Попав в место остановки других хобо, принимай участие в общественной жизни и помогай.
  • Старайся соблюдать гигиену и мойся при любом удобном случае.
  • Передвигаясь на поезде, будь осторожен, не рискуй и не создавай проблем с экипажем или железнодорожными смотрителями, действуйте так, как поступил бы член экипажа. 
  • Не создавай проблем в вокзальных депо, потому что другому хобо тоже может понадобиться пройти туда без лишних проблем.
  • Не позволяй другим хобо приставать к детям, ведите хулигана прямиком к властям, потому что подобные люди — настоящие отбросы любого общества.
  • Помогай всем сбежавшим детям, убеди их вернуться домой.
  • Помогай своему товарищу хобо, когда бы и где бы ему эта помощь не потребовалась — однажды помощь может потребоваться и тебе.

 

 

 Хобо в популярной культуре

Увлеченность романтическим образом хобо можно наблюдать в поп-культуре начиная уже с 1930-х — возможно, именно они укоренили в американской культуре любовь к дорогам и бесконечным путешествиям по своей стране. Однако очевидно и то, что их образ жизни был совершенно не выгоден государству, поскольку он позволял избегать налогов. Поэтому часто хобо изображали как беззаботного воришку.

В фильме 193о года «Аллилуйя, я лентяй» хобо предстает перед нами недалеким болваном, промышляющим мелким воровством. Похожим образом это происходит и в картине «Император севера» 1973 года.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 3.

«Император севера»,
1973 год

Впрочем, не всегда хобо изображали морительными тунеядцами. Джек Лондон, например, сам был хобо и часто описывал других хобо как страшных злодеев. Его персонажи часто крадут и лгут, избегают полиции и нарушают закон.

Но это все лишь исключения. Большинство представителей поп-культуры воспринимают хобо по меньшей мере как мистического пророка. 30 лет спустя после Великой депрессии Джек Керуак искусно описал жизнь в дороге. В одноименном романе Сол, главный герой Керуака, встречает хобо по имени Миссисипи Джин и его молодого помощника. Сол говорит: «Я так любил их. Они были полны благодарности и благородства. Они никогда меня ни о чем не просили, а я всегда сам протягивал руку помощи». Хобо в романах Керуака — всегда загадочные путешественники, более просвещенные, чем большинство из нас. Они, как правило, не имеют ничего общего с бесполезным бродягой, зато обладают манерами «джентльмена дороги».

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 4.

«На дороге»
Джек Керуак

Повесть Стейнбека «О мышах и людях» — другой пример американской классики, где описывается жизнь двух мигрировавших рабочих. Ленни, страдающий от легкой умственной отсталости, играет злого хобо, случайно убившего жену хозяина ранчо, на которого работает. Джордж берет закон в свои руки и представляется добрым и благородным хобо, милосердно убивающим Ленни прежде, чем владельцы других ранчо учинят правосудие. Оба этих человека иллюстрируют восприятие хобо обществом — все больше как бездельника и бродягу, едва ли вообще человека, меньше, чем горожанина.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 5.

«О мышах и людях»
Джон Стейнбек

А вот музыка хобо — богатая почва для культурного развития. Возможно, один из самых влиятельных авторов песен в американской истории, Вуди Гатри называл именно хобо основными вдохновителями и источником мудрости для своих песен. В песне «Dust Bowl Refugee» Гатри сформулировал дух хобо: «Да, мы бродяжничаем и странствуем по дороге, что стала домом для нас... Да, мы скитаемся и работаем на вашей земле... Неужто так и останусь я скитальцем пыльных бурь?» Неизвестное будущее хобо определяет их музыку и поэзию, лейтмотивом которых часто становится вопрос, каково это будущее. А вот другая песня Гатри, «Dust Can't Kill Me», транслирует более оптимистичный взгляд на образ жизни хобо: «Я пережил пыльную бурю, но это не принесло мне освобождения / Старый ветер мог сдуть с лица земли весь этот мир, но только не меня: меня ему не убить». Возможно, наиболее известная песня, написанная Вуди Гатри, — «God Blessed America», больше известная как «This Land Is Your Land», где есть строчка «Я пешком прошел ленту большой дороги... Я бродил и скитался, и шел по своим же следам... Эта земля создана для тебя и меня».

Жизнь хобо, очевидно, вдохновляла Гатри, и многие его песни посвящены именно этому человеку, шагающему по хайвеям Соединенных Штатов, и в итоге как бы приводят слушателя к мысли о том, что именно хобо принадлежит Америка, поскольку он исходил ее своими ногами.

Самая известная история о хобо у писателей, вдохновившихся их образом жизни (помимо уже упомянутого Керуака), является история Уильяма Берроуза.

Один из самых известных романов, «Джанки», Берроуз написал под влиянием историй Джека Блэка — писателя-хобо, автора книги You Can't Win. Берроуз остался под таким впечатлением от этого человека, что полностью скопировал стиль его письма.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 6.

«Джанки»
Уильям Берроуз

 

В современной культуре иногда тоже случаются камбеки того самого героического хобо, которого знали американские хайвеи прошлого века. Так, совершенно иначе воспринимается история героя канадского фильма Hobo with a Shotgun, переведенного на русский как «Бомж с дробовиком».

Перед нами не просто бездельник, слоняющийся в поисках бесплатной еды — мы видим сильного человека с золотыми руками, который не хочет работать на тех, кто слабее него самого.

 

Хобо: Краткая история субкультуры бродяг, вдохновившей битников и других американских писателей. Изображение № 7.

«Бомж с дробовиком»
2011 год

 

«Молодой бродяга с хорошим воображением быстро теряет социальные инстинкты, делающие жизнь чуть более переносимой для остальных людей. Всегда он слышит голоса, зовущие в ночи из тех отдаленных мест, где голубые воды окутывают неизведанные берега. Он слышит поющих птиц и как сверчки стрекочут свои манящие песни. Он видит луну, желтый призрак мертвой планеты, преследующей землю», — этот отрывок из романа Джима Талли «Попрошайки по жизни», пожалуй, описывает отношение художников к субкультуре хобо лучше всего.