Распространено мнение, что джаз — дело скучное и пахнет нафталином. Огромное число течений, стилей, школ может отпугнуть любого. А ведь такая хитрая музыка может значительно расширить музыкальный кругозор человека и дать возможность понимать более сложную и тонкую музыку. Да и такие, на первый взгляд, простые жанры, как хип-хоп или техно, смогут открыться с новой стороны, когда станут не отдельными островками, а звеньями одной цепочки.

Сегодня можно заметить возрождение интереса к этому жанру. Пусть для массового признания эти знаки пока мало заметны, но их число растет: трио BADBADNOTGOOD начало с джазовых каверов на хип-хоп-хиты, а теперь записывается с Wu-Tang Clan; год назад под фри-джаз зачитывал тексты сегодня уже главный рэп-дебютант года Кендрик Ламар; аргентинский вундеркинд танцевальной музыки Николас Жаар сравнивает с джазом всю современную электронную сцену, да и ни одна рецензия на Flying Lotus не обходится без обсуждений на эту тему.

Чтобы начать понимать этот, казалось бы, сложный жанр, нужно не так уж много: пара наушников и «точка входа» — первая джазовая запись в жизни, которая неожиданно захватывает, дает возможность «зацепиться», понять стиль и приводит к новым альбомам. Для каждого такая точка входа своя. По просьбе FURFUR Александр Роголев подобрал шесть образов современного человека и джазовые записи, которые могут стать для каждого из них точкой входа в стиль.




Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 1.

ДЖАЗ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ

для модников

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 2.

СВИНГ

для любителей танцев

 




Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 3.

ФЬЮЖН

для техногиков

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 4.

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 5.

БИБОП/ХАРДБОП

для протестующих

 




Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 6.

МОДАЛЬНЫЙ ДЖАЗ

для тех, кто в поиске

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 7.

НОВЫЙ ДЖАЗ

для парней с улицы

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 8.

 

 

Западный берег США — место для Голливуда, звезд, богатых тусовщиков, прикрывающих лысину купюрами. Именно среди них стал популярен стиль джаза, появившийся в 1950-х, — «дорогой», «белый» стиль, возникший в результате проникновения джаза в высшие слои общества. Его так и назвали — джазом Западного побережья.

Тогда джаз уже перестал считаться музыкой времен сухого закона и только для танцев «цветных». Теперь богатые модники и респектабельные господа в костюмах ценой десятка саксофонов полюбили бывать в джазовых клубах, чтобы слушать интеллектуальную музыку. 

Это наиболее спокойный стиль джаза. Он про то, что волнует победителей по жизни и интеллектуалов. И тем, и другим торопиться некуда.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 9.Односолодовый виски

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 10.Дорогая
сигара

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 11.Мягкое
кресло

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 12.Dave Brubek
«Timeout»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 13.Chet Baker
«Chet»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 14.Gerry Mulligan
«Walkin’ Shoes»

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 15.

 

 

Когда-то не было ни видеоигр, ни «инстаграма». Тогда — тридцатые-сороковые года прошлого века — главным развлечением молодежи были танцы. В США этот период истории был весьма непростым — Великая депрессия, Вторая мировая война. Но для джаза это была золотая эпоха, особенно для его танцевальной части, называемой «свинг».

Тогда, единственный раз в истории, джаз стал поп-музыкой. В те годы США танцевали под свинг, а угасать эта лихорадка стала лишь с массовым распространением телевизора. 

Если вы танцуете в каком-нибудь стиле — не проходите мимо.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 16.Хорошая физическая форма

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 17.Лакированные туфли

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 18.Партнер для танцев

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 19.Count Basie
«
The Complete Decca Recordings»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 20.Benny Goodman
«Sing, Sing, Sing»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 21.Chick Webb
«Stompin’ at the Savoy»

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 22.

 

 

Изначально джаз был акустической музыкой, хотя и игрался на чем угодно — от старого военного корнета до табуретки и стиральной доски. Но со временем стиль стал весьма консервативным в выборе инструментов. Даже в 1970-х, несмотря на гигантский прогресс, джаз чаще исполнялся на саксофоне-ударных-контрабасе-фортепьяно. Даже электрогитара в джазе казалась некоторым допущением.

В определенный момент не замечать достижения прогресса стало уже невозможно, и джазмены обратили внимание на электронные достижения. Одним из пионеров был пианист Херби Хэнкок, использовавший синтезатор.

Электроника расширила звуковую палитру джаза, внесла свежие оттенки. Новые ритмы соединили джаз с роком и танцевальной музыкой. Получился фьюжн, который объединил джаз прошлого с джазом будущего.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 23.Коктейль неонового цвета

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 24.Ретрофутуристич-
ная обстановка

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 25.Фигурка из хрома

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 26.Herbie Hancock
«Head Hunters»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 27.Weather Report
«Birdlаnd»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 28.Medeski, Martin and Wood
«Uninvisible» 

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 29.

 

 

Джаз придумали самые непослушные люди на свете, да и впоследствии процент хулиганья среди джазменов был пугающе высоким. Но именно эти люди, нарушающие спокойствие обывателя, заставляли людей смотреть на простые вещи по-другому. Бунтарь с нахальным выражением лица — таким долгое время был образ джазмена в глазах окружающих.

В 1940-х свинг окончательно превратился в коммерческую жвачку для танцующих ног. И самые отчаянные из джазменов решились реанимировать протестное настроение в жанре. По тем временам их «бибоп» звучал просто оскорбительно, словно панк-рок того времени. Но за несколько лет эти неугомонные музыканты поменяли джаз полностью, вернув ему первоначальные злость, радость и тоску.

В 1960-е чаша терпения граждан США переполнилась, а социальное напряжение накалилось добела. И лучшие джазовые музыканты выплеснули эти эмоции в ноты, тяжелые, наполненные тоской и желанием видеть свет в конце тоннеля. Такой джаз стали называть хардбопом.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 30.Протестное настроение

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 31.Билет в Марокко

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 32.Наркотики

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 33.Сharlie Parker
«Salt Peanuts»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 34.Fats Navarro
«Blues in Bebop»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 35.Charles Mingus
«Fables of Faubus»

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 36.

 

 

Настоящее искусство — всегда поиск. Джазовые музыканты всегда испытывали тягу к поиску нового и переосмыслению уже существующего. В 1960-х годах часть джазменов обратила взгляд внутрь себя. Им хотелось простоты, красоты и спокойствия, когда их собственная жизнь была сопряжена с постоянным риском. Майлс Дэвис первым сформировал концепцию нового стиля. Собрав вокруг себя наиболее талантливых музыкантов того времени, он записал один из главных альбомов джаза — «Kind of Blue».

Новый стиль назвали модальным джазом. Название стиля имеет прямое отношение к музыкальной терминологии. Но главное — во внутренней сосредоточенности и энергии, которая скупо прорывается за пределы музыки.

Эта музыка лучше всего подходит для поиска ответов на вечные вопросы. Для ее восприятия лучше приглушить свет, избегать шумной компании и крепких алкогольных напитков.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 37.Желание получить ответы

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 38.Приглушенный свет

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 39.Быть наедине с собой

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 40.Miles Davis
«Kind of Blue»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 41.John Coltrane
«
My Favorite Things»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 42.Thelonious Monk
«Alone in San Francisco»

 

 

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 43.

 

 

Новый джаз — отчасти условное понятие. В конце прошлого века появилось новое поколение джазовых музыкантов, которые прошли все школы и изучили все манеры джазового исполнения. Они могут все — от раннего нью-орлеанского стиля до фри-джаза и фьюжна, но росли они при этом и под влиянием более современной музыки. К их джазу нужно подходить осторожно. Тут, как и в большом городе: за углом грабитель, под ногами открытые люки, а из окон высоток может упасть на голову цветочный горшок. Под него можно танцевать хип-хоп, кататься на доске и вести свою обычную жизнь среди бетонных стен.

 

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 44.Балахон

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 45. Город джунглей вокруг

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 46.iPod classic

 

ЧТО СЛУШАТЬ

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 47.RH Factor
«Hard Groove»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 48.Joshua Redman
«Elastic»

 

Начальная школа: Как подобраться к джазу — самому запутанному музыкальному жанру. Изображение № 49.James Carter
«
At the Crossroads»

 

 

Текст: Александр Роголев