Согласно выражению неизвестного мудреца, все, что в детстве нас по большей части раздражает, с возрастом начинает казаться интересным. Нашивки как раз из той истории. В раннем подростковом периоде, когда и интерес к одежде и собственному внешнему виду только просыпается, нашивки на понравившейся джинсовой куртке кажутся абсурдными и детскими. Однако на деле область применения нашивок настолько широка, что многие бренды до сих пор обыгрывают применение тех или иных патчей из самых разных культур — от бойскаутов или панков до военных с путешественниками. 

 

Кто носил нашивки

Сегодня нашивка все так же выполняет свою миссию — служит важным символом, договаривая за своего владельца то, о чем не может сказать его одежда сама по себе. Пожалуй, тут можно вспомнить пилигримов — странствующих богомольцев, смыслом жизни которых было удалое преодоление немалых расстояний и посещение христианских святынь. Еще они завели обычай помещать на свои бесформенные плащи вышивку с изображением мест, которые посетили. В ХХ веке, как мы знаем, наступил закат христианства, а вот феномен путешественника-любителя, напротив, расцвел пышным цветом, так что традицию нашивания подобных отметок ждало большое будущее.

 

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 1.

  ВОЕННЫЕ

Практика вышивания символов издавна применялась и в военном деле — прежде всего для обозначения иерархических статусов среди солдат и офицеров. Если кому-то до сих пор неведомо значение слова «шеврон» — это как раз про то. Но если с шевронами все предельно понятно, то действительно любопытной стала другая система нашивок. Та, что обозначала роды и типы войск, а позднее — локальную принадлежность к тому или иному подразделению, полицейскому участку или пожарной службе.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 2.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 3.

АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ

В США к середине столетия сложилась богатейшая традиция нашивок — буквально у каждой полицейской службы имеется свой (а порой и не один) значок-нашивка, которыми заведено обмениваться после совместных операций или просто в знак уважения с коллегами из других городов, штатов и даже стран. Огромные коллекции хранятся в музеях полиции Нью-Йорка и Вашингтона, а набрав соответствующий запрос в своем браузере, можно надолго заглядеться на множество вышитых логотипов.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 4.

 

 У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 5.

СТУДЕНТЫ АМЕРИКАНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Само название университетских курток (varsity jackets) апеллирует к varsity letter — заглавной букве названия образовательного учреждения, которая нашивалась на грудь оформленной в цвета университета куртки. В принципе, система нашивок, используемых на таких куртках, была достаточно четко регламентирована: по окончании учебы на левый рукав нашивались две последние цифры даты выпуска. Некоторые студенты нашивали также свою фамилию или инициалы под той самой заглавной буквой. На правый бок нашивалась либо эмблема вуза/школы, либо символика спортивной команды, за которую играл студент. Впрочем, никто не запрещал обладателям университетских курток нашивать туда какие угодно эмблемы. Хоть кружка по керамике, если они на него действительно ходили.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 6.

 

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 7.

БАЙКЕРЫ

Самая многочисленная когорта — представители субкультур второй половины ХХ века. Разумеется, началось все с байкеров, которые разработали целую систему нашивок, регламентирующую лояльность различным мотоклубам и иерархию внутри них. Подробнее о байкерских нашивках можно почитать в нашем специальном материале.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 8.

 

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 9.

ПАНКИ

Патчи, шевроны, нашивки стали интегральной частью культуры и других врагов приличного общества — панков. Являясь живым олицетворением эстетики DIY, панковские нашивки помогали носителю обозначить свои музыкальные пристрастия и идентифицировать себя идеологически. Это было достаточно важно, ведь со временем появилось множество панковских движений с зачастую противоречащей друг другу идеологией. В связи с этим отображенные на нашивках смыслы могут отличаться кардинально — от свастик или христианских крестов до пресловутой анархистской «А», либеральных или/и sXe-лозунгов.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 10.

 

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 11.

МОДЫ И СКИНХЕДЫ

Увлечение нашивками затронуло и другие субкультуры Туманного Альбиона. Если отличить представителей одного панк-движения от другого представляется задачей непростой, то, говоря о скинхедах, тут вообще черт ногу сломит: попробуй объясни малосведущему, чем один лысый молодчик в тяжелых ботинках принципиально отличается от другого.

Конечно, в скинхед-культуре издавна существует своя система маркировки, например, красные шнурки или подтяжки. Но многие просто нашивали патчи, обозначающие их идеологические ценности, на свои куртки-бомберы и поло. Впрочем, того безобразия, которое позволяли себе панки, на одежде бритоголовых вы не увидите.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 12.

Праотцы скинхедов — моды — также любили иметь дело с нашивками. Ввиду особо высоких требований к утонченности внешнего вида, нашивки позволялось иметь только на одном предмете гардероба — парке. Каких-то серьезных дрязг и противостояний внутри субкультуры модов не наблюдалось, поэтому эти патчи использовались скорее как элементы совсем простых персонализаций — вроде эмблемы любимого футбольного клуба или города, в котором они жили. Среди так называемых скутербоев стандартной отметкой считался соответствующий патч с нехитрым посылом — скутер, парень на скутере, эмблема Lambretta или Vespa.

У кого учиться правильно использовать нашивки: Байкеры, скинхеды, солдаты и другие мастера. Изображение № 13.

 

Нашивки уместны на рюкзаках, военных, кожаных, охотничьих или джинсовых куртках, плотных рабочих рубашках и тех же университетских куртках. Носить их на штанах — удел ортодоксальных панков или подростков, себя ими воображающих (хотя по милости японских брендов и здесь бывают исключения). При этом любая «бланковая» джинсовая куртка, коими завалены секонд-хенды по всему миру, станет куда более интересной и персонифицированной вещью после того, как вы вручную нашьете на нее пару близких по духу патчей.

Конечно, в остальном нашивки — вопрос исключительно вашего вкуса и чувства меры, но десяток патчей чаще всего будет выглядеть глупо и напоминать о матерых бойскаутах. Еще одна не очень хорошая, и даже опасная идея — пришивать на любимую кожанку мотоциклетную нашивку, не имея представления о том, что она означает. 

Онлайн-магазинов, занимающихся продажей всевозможных нашивок, шевронов и патчей, на самом деле огромное количество. Причем только собственным ассортиментом выбор потенциального покупателя здесь не ограничивается — многие компании предлагают нашивки на заказ по вашему эскизу.

Другое дело, что главное обаяние нашивок кроется в аутентичном дизайне, отсылающем к какому-то другому времени и нездешним традициям, а значит и искать нужно прежде всего винтажные и редкие модели. Главный помощник в этом вопросе — конечно же, eBay, на котором можно найти практически все вышеперечисленные нашивки от патчей полицейских штата Техас до винтажных скаутских.