В ближайшие месяцы на экраны выйдет сразу два ретрофильма про классическую эпоху гангстеров — «Охотники на гангстеров» и «Самый пьяный округ в мире». Сама по себе тема гангстерского кино в мужском мире занимает почетное место между научной фантастикой и спагетти-вестернами. Сегодня по заказу FURFUR наш новый контрибьютор и известный кинокритик Василий Миловидов решил проследить, что происходило с гангстерским кино с момента его появления и до наших дней, а также вспомнить несколько знаковых фильмов каждой эпохи.

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 1.

Эпоха сухого закона и Великая депрессия

Гангстерская романтика занимала кинематограф практически с самого его появления на свет, но расцвет криминального кино обязан в первую очередь реальным социальным потрясениям в Америке.

В начале двадцатых годов прошлого века в страну пришел сухой закон, а с ним и бутлегинг — вряд ли стоит удивляться, что организованная преступность тут же обрела в глазах масс крайне положительный ореол. Аль Капоне, Джон Диллинджер и их многочисленные коллеги быстро стали для обывателей не менее яркими звездами, чем те, что были на экранах кинотеатров. Массовый приход в кино самих бандитов был неизбежен. Все последующие клише жанра — томми-ганы, шляпы, пьянки и прочие приметы опасного, но яркого и привлекательного образа жизни криминалитета — появились именно в этот период и остались с нами до сих пор.

В тридцатые годы власти, правда, сухой закон отменили, но ввели кинематографический кодекс Хейса, помимо прочего запрещавший показывать бандитов в кино в выгодном свете. Они быстро превратились из спорных, но все-таки героев в психопатов или асоциальных элементов, которых ждет лишь тюрьма или пуля. Публике тем не менее было все равно — в стране началась Великая депрессия, и гангстеры все равно воспринимались робин гудами, воюющими с государством.

ПЯТЬ ФИЛЬМОВ ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 2.

 

«Подполье» (Underworld, 1927), Джозеф фон Штернберг

Один из первых заметных (и еще немых) фильмов с главным героем гангстером, роль которого исполнил Джордж Бэнкрофт — человек со странным, совсем не звездным лицом и выдающейся мимикой. Многое в этой картине Джозефа фон Штернберга зрители увидели на экранах впервые — криминальных успех, любовь, предательство и неизбежный крах, но впоследствии наблюдали еще не раз.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 3.

 

«Маленький Цезарь» (Little Caesar, 1930), Марвин ЛеРой

Одна из первых попыток Голливуда вольно перенести на экраны биографию самого именитого гангстера эпохи (пускай и под другим именем) — Аль Капоне. Занятно здесь то, что благодаря еще крайне свободным цензурным рамкам создатели выписали главного героя так, что многие усмотрели в его судьбе неожиданный факт: по версии «Маленького Цезаря», мужчины его интересовали больше женщин.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 4.

 

«Враг общества» (The Public Enemy, 1931), Уильям Уэллман

Еще одна вариация на тему жизни Аль Капоне, условную роль которого здесь сыграл Джеймс Кагни — одно из главных лиц гангстерского жанра тех лет. После его ролей, вдохновленных реальными бандитами, сами бандиты начали активно вдохновляться им самим.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 5.

 

«Лицо со шрамом» (Scarface, 1932), Говард Хоукс

Важнейший фильм Говарда Хоукса, спродюсированный другим Говардом — безумным богачом Хьюзом. История взлета и падения зарвавшегося бандита, который осмелился пойти против закона, конкурентов и подельников, стала одной из самых знаковых в истории жанра.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 6.

 

«Манхэттенская мелодрама» (Manhattan Melodrama, 1934), В.С. Ван Дайк

Более легкий и мелодраматичный (в главных ролях здесь гламурные звезды тех лет Кларк Гейбл и Мирна Лой) вариант гангстерского кино о том, как между двумя друзьями детства встает сперва женщина, а потом и закон: один из друзей — владелец нелегального казино, другой — юрист. В истории «Мелодрама» осталась еще и как последний фильм, увиденный легендарным грабителем банков и убийцей полицейских Джоном Диллинджером — на выходе из кинотеатра его подстрелили агенты ФБР.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 7.

От расцвета до заката

До пятидесятых годов жанр чистого гангстерского кино постепенно иссякал — травмы Второй мировой и последующий курс на оптимизм заставили кино обратиться к более традиционным положительным героям. Фильмы про бандитов, конечно же, продолжали выходить, но для публики в них было уже значительно меньше актуального и развлекательного. Намного чаще взгляд на преступность обращался с этой стороны закона.

В зените были нуары про детективов — пессимистично показывающие тяжесть борьбы с мировым злом и зачастую намного более мрачные, чем гангстерские фильмы предыдущих эпох. Другим пристанищем бандитов стали фильмы про мошенников или побеги из тюрем — кино всячески дистанцировало своего героя от реальных преступлений, совершаемых в мире.

В это же время закат настоящего гангстерского кино в Америке совпал с коротким его расцветом в других странах — в первую очередь во Франции.

ТРИ ФИЛЬМА ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 8.

 

«Белая горячка» (White Heat, 1949), Рауль Уолш 

Снятая уже под конец классического периода гангстерского кино, «Белая горячка» ознаменовала возвращение Джеймса Кагни, который на тот момент не снимался в фильмах жанра уже десять лет. В целом традиционной по сюжету (про крах главы банды) «Горячке» он сыграл трагическую, но крайне отталкивающую роль психопата с вечно детским лицом.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 9.

 

«Мужские разборки» (Rififi, 1955), Жюль Дассен

Французский фильм лишенного работы в Голливуде из-за своих симпатий к коммунизму режиссера Жюля Дассена про ограбление ювелирного магазина. Во многом именно «Разборки» положили традицию долгим, детальным и наполненным саспенсом сценам процесса проникновения и кражи.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 10.

 

«Самурай» (Le Samouraï, 1967), Жан-Пьер Мелвиль

Пожалуй, самый известный фильм французского мастера гангстерского кино Жан-Пьера Мельвиля с Аленом Делоном в роли наемного убийцы, живущего по японскому кодексу чести Бусидо и после неудачно провернутого убийства оказавшегося между полицией и мафией.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 11.

Итальянские эпосы и ретро

Силами сильнейшей группировки режиссеров итальянского происхождения американское гангстерское кино с семидесятых годов начало получать мощные дозы мафиозной эстетики. На место емких историй про мимолетные жизни криминальных элементов пришли эпичные саги со всем сопутствующим итальянским колоритом — культом семьи, непростой дружбой и сетями сложных взаимоотношений. Католичество добавило в этот коктейль чувство вины и постоянные мотивы искупления или, напротив, падения в пучины греха.

Вместе с тем со славных времен расцвета парней с автоматами Томпсона прошло достаточно времени, чтобы они вновь начали то и дело мелькать на глазах у публики — пускай и не в реальной жизни, а в ретродрамах и римейках старых лент.

ПЯТЬ ФИЛЬМОВ ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 12.

 

«Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967), Артур Пенн

Возможно, один самых знаковых гангстерских фильмов в стиле ретро, в котором режиссер Артур Пенн рассказал классическую историю про криминальную парочку языком современного (на тот момент) кино — с рваным монтажом, поражающими зрителя сценами насилия и самыми эффектными звездами тех лет: Уорреном Битти и Фэй Данауэй.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 13.

 

«Крестный отец» (The Godfather), Фрэнсис Форд Коппола

Один из лучших и наиболее известных американских фильмов всех времен, а также два его продолжения, казалось, сделали невозможное — обогатили уже изрядно закостеневший жанр ворохом новых элементов и клише. Коппола снял свой шедевр сорок лет назад, но куски «Крестного отца» мы видим тут и там до сих пор.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 14. 

 

«Долгая страстная пятница» (The Long Good Friday), Джон Маккензи

Британская вариация на гангстерскую тему, в которой одну из лучших своих ролей сыграл Боб Хоскинс — злобного, похожего на питбуля бандита, который добился всего и решил податься в политику и легальные сферы бизнеса, но в итоге понял, что от судьбы не уйдешь. 

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 15. 

 

«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1983), Серджио Леоне

Снятый знаменитым своими вестернами с Клинтом Иствудом итальянцем Серджио Леоне, этот эпик про взросление компании друзей и превращении их в мафиозных лидеров стал во многом квинтэссенцией итальянского стиля в гангстерском кино. 
А для Леоне, много лет мечтавшего снять этот фильм и даже отказавшийся ради этого от экранизации «Крестного отца», картина «Однажды в Америке» стала последней. 

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 16.

 

«Перекресток Миллера» (Miller's Crossing, 1990), Джоэль Коэн

История о вражде ирландской и итальянской группировок и один из первых фильмов братьев Коэнов, «Перекресток» почти лишен их фирменного абсурдистского стиля, но является одним из лучших примеров чистого гангстерского ретро.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 17.

От постмодернизма девяностых до наших дней

Девяностые известны своими попытками реанимировать криминальный жанр постмодернистскими элементами, ответственность за которые лежит в первую очередь на Квентине Тарантино. Сам он постепенно сдвинулся в совсем другие жанры, а немалое число подражателей в итоге увело стилистику совсем уж далеко от традиционного понимания гангстерского кино. Классический же стиль жанра теперь можно увидеть лишь в изредка предпринимаемых попытках Голливуда и американского телевидения вспомнить славные времена сухого закона.

ЧЕТЫРЕ ФИЛЬМА ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 18.

 

«Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1991), Квентин Тарантино

Возможно, лучший фильм будущего автора намного более влиятельного «Криминального чтива», «Бешенные псы» Тарантино помимо прочих сценарных изысков интересен еще и тем, что полностью подрывает устои фильма про ограбление — его тут попросту не показывают.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 19.

 

«Большой куш» (Snatch, 2000), Гай Ричи

Гай Ричи, заокеанский последователь Тарантино, сделал себе имя на серии черно-комедийных лент про британских маргиналов в вечном поиске наживы, и «Большой куш» среди них, пожалуй, наиболее гангстерская. По сути близкие, скорее, к авантюрным приключениям, его фильмы все же немного встряхнули стагнирующий жанр.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 20.

 

«Проклятый путь» (Road to Perdition, 2002), Сэм Мендес

Классический ретронуар про гангстеров и второй фильм Сэма Мэндеса («Красота по-американски», «Морпехи») с Томом Хэнксом в роли наемного убийцы, пошедшего против своих заказчиков ради спасения сына.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение № 21.

 

«Джонни Д» (Public enemies, 2009), Майкл Манн

Хроника последнего года жизни легендарного Джона Диллинджера от мастера умных криминальных лент Майкла Манна с Джонни Деппом в заглавной роли. С историей про одного из самых известных гангстеров Манн провернул примерно тот же трюк, что и в свое время Артур Пенн с «Бонни и Клайдом» — экранизировал исторический факт современными средствами и без излишней стилизации, чтобы по-настоящему погрузить зрителя в давно ушедшую эпоху.

 

Картина «Самый пьяный округ в мире» выйдет 11 октября, а премьера фильма «Охотники на гангстеров» состоится 10 января будущего года.