Культура
«Если человек и так все понимает, зачем его бить?»: Репортаж со сборов Федерации рукопашного боя
Корреспондент FURFUR побывал на сборах Федерации рукопашного боя «Извор».
200 км от Москвы. Город Торжок. Музей-заповедник. Передо мной — круг из приблизительно двадцати человек. В нем стоит голый по пояс человек и объясняет боевое движение. Человека зовут Михаил Грудев, он глава Федерации русского рукопашного боя «Извор». Михаил сразу просит называть его на «ты» и Мишей, он среднего роста и крепкого сложения, однако не настолько, чтобы можно было признать за ним бойца первого класса. Миша говорит, что русским рукопашным боем занимались еще князья на Руси, а после устраивали народные потехи. «Всех, кто был в СМЕРШе, обучали системе этого боя. И, поскольку она была самая эффективная, она хранилась как государственная тайна, не распространялась как другие виды спорта. Ведь если выполнять боевую задачу, техника должна быть секретная», — расскажет мне позже Миша, сидя на ступеньках избы.
Сейчас передо мной спаррингуются примерно десять пар, причем обоих полов. «Девочки, разобрали мальчиков!» — командует Миша, и мощный с виду дядька в зеленых трениках получает женской рукой в боксерской перчатке под дых. Миша ставит девушке ноги: надо стать на полуноски, чтобы избежать падения на спину, — и отходит. Справа у церкви огромный мужик в тельняшке борется с невысоким, похожим на канадского боксера Артуро Гатти партнером. «Сейчас напишут, что здоровяк избивает маленького», — улыбается здоровяк. «Гатти» сцепляется с ним и уходит от удара. Оба смеются.
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОГО РУКОПАШНОГО БОЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
«Были такие товарищи раньше, которых назвали пластунами, — терпеливо рассказывает Миша. — Настоящего пластуна невозможно было взять в плен — ты его свяжешь, он мало того, что убежит, так еще и всю твою информацию выведает. Многие из них владели такими качествами, которые относили к разряду чуда. Например, на несколько часов могли задерживать дыхание под водой. Без трубочки и без всего. Еще они могли по-пластунски (от чего пошло слово «пластуны») ползти со скоростью легкого бега. Их подготовка была как раз безукоризненной — это и есть настоящий русский стиль. Поэтому в Великую Отечественную войну руководители диверсионных бригад набирались из пластунов. Они вырезали целые фашистские отряды без единого выстрела — при помощи ножа и лопатки».
«Давай-давай, не бойся! Да ты что напрягся так, просто упади! Смотри, я тебя сейчас уроню легонько». Вжжик — на мгновение мне кажется, что я наблюдаю за мальчишескими драками: объясняя, Миша «озвучивает» каждое свое движение: «Как я это сделал? А очень просто! Ноги поставь и плечи расслабь. Вот, вишь как!» — отработав удар с учеником, Миша отходит к следующей паре.
|
|
|
«Настоящий русский стиль — собирательный. Это те люди, которые не выпендривались, а брали то, что на их взгляд считалось максимально полезным. Наша основная задача, главные принципы — не лезть силой на силу, потому что не справишься. Как ты можешь остановить электричку? Отсюда принципы: слабым — на сильное, сильным — на слабое. Если человек на тебя прет, у тебя шансов никаких нет. Значит, надо ему дать слабину, чтобы он провалился и сам по инерции с собственным весом боролся. А сильным на слабое? Тебе человек дал пальчик — всю силу вкладывай в пальчик. Им можно и слона забрать», — рассказывает Миша.
В поле становится жарко, я развязываю кроссовки и вместе с группой борцов двигаюсь к реке Тверце. Миша стоит на берегу и показывает руками махи. Мужики входят в реку по шею и, повинуясь учителю, устраивают брызги в воде. «Мы начинали тренироваться в девяностые. У нас в Вышнем Волочке был один товарищ по фамилии Садовский. Дедушке 83 года, он был в составе СМЕРШа. Мы ему показывали, что мы умеем. Как-то раз он подошел и сказал: "Миша, без практики ты никто". А возможностей для практики в девяностые годы было предостаточно», — Миша говорит серьезно, не без строгости в голосе, по-доброму. На нижних ступеньках избы начинают собираться бойцы и внимательно слушают мастера.
|
|
|
После плавания мы идем обратно. Мужики рассаживаются за длинным деревянным столом и принимаются жевать колбасу. Миша ставит на газовую плиту воду в кастрюльке и со словами «Парни, налетай на тортик!». Мужики сурово ждут, пока Миша нарежет вафельный брикет. Молодой парень встает и надевает нательный крест поверх образа Богородицы. Закипает чай. Миша суетится и разливает кипяток по кружкам, с улыбкой приглашая меня присоединиться.
«Я как-то подсчитывал свои драки и насчитал 44 нокаута. Не на соревнованиях. Когда ты раскрепощен, когда ты свободен, у тебя есть определенное чувство — уверенность. Уверенность дает тебе чувство, что ты четко знаешь свои способности, свои возможности и четко знаешь, на сколько тебя хватит. Когда есть уверенность, ты ничего не боишься, у тебя все получается. Ты спокойно разговариваешь с неадекватными людьми, со злыми людьми. Потому что ты знаешь, на что ты способен и как ты это сделаешь», — у Миши спокойный располагающий голос, дружеские интонации, и мне охотно верится, что он может договориться с кем угодно без применения силы.
Мы идем на улицу разжигать костер для шашлыков. Миша предлагает разделить обязанности и сам берется за самые сложные задачи. «Все делается по разумению. Если человек и так все понимает, зачем его бить? Если ты умеешь драться, то не надо драться, конечно. Нормальное живое общение дороже. Вот человек неадекватен, потому что пьяный — это вино в нем говорит. Надо просто найти способ, чтобы его остановить, не дать продолжения злу, которое в нем заключено», — Миша на пару с тезкой берет армейскую пилу (тоненькая колючая проволока с ручками на концах) и валит дерево. Кто-то разжигает костер, остальные щурятся на огонь от дыма. «Главное — расслабиться и найти точку опоры», — повторяет Миша. Угли костра будут тлеть еще два часа.
Комментарии
Подписаться