Двадцатое апреля, помимо прочих занимательных исторических событий, считается международным днем стоунера. Придуманная калифорнийскими школьниками в семидесятых шутка о том, что 4:20 после полудня – это лучшее время для употребления каннабиса, в течение нескольких десятилетий переросла в важный ритуал, а потом перекинулась на календарные даты и превратилась в праздник. Основная география праздника – США и Канада, где за последние несколько лет активисты движения за легализацию марихуаны добились больших успехов, и чуть было не сделали культуру законной в Калифорнии, где за подобное развитие событий проголосовало 44% населения, показав, что вопрос легального статуса травки – это лишь вопрос времени. К этому факту и самой культуре употребления этого наркотика можно относиться по разному, однако ее влияние на умы творческих личностей разных эпох и государств переоценить непросто. Сегодня мы решили собрать обзор тех культурных артефактов, которые бы возможно и вовсе не существовали без марихуаны.
Музыка всегда была плотно связана с употреблением наркотиков, с травой же были связаны огромное число музыкантов от классиков-джазменов до молодых электронных продюсеров. Очевидцы говорят, что стоунер-фэну любая музыка пойдет на ура, поэтому список альбомов для такой вечеринки может быть бесконечным. Однако некоторые записи обладают вполне определенными свойствами — это тягучие, обычно не слишком быстрые, но всегда качающие песни с грувом, большим количеством реверберации и эха, глубоким басом и психоделическим настроем. Мы попробовали посмотреть немного глубже альбомов Ли Скретча Перри, Black Sabbath и Боба Марли и выбрать несколько пластинок, отвечающим этим качествам.
TRICKY
|
О пристрастии английского электронного музыканта Трики к травке ходят настоящие легенды, в одном из интервью он и вовсе назвал себя «служителем косяка». Многолетний опыт употребления марихуаны сделал его одним из главных параноиков английской музыки, а его музыку — настолько мрачной и гипнотической. На своем одновременно отрешенном дебюте «Maxinquaye» 1995 года Трики посмотрел на хип-хоп через призму даба, то есть соединил два основополагающих для стоунер-боя стиля. Слушайте также: DJ Shadow «Endtroducing | DJ Spooky «Songs of a Dead Dreamer» | Massive Attack & Mad Professor «No Protection» |
KYUSS
|
Этот альбом калифорнийской группы Kyuss часто называют первым альбомом стоунер-рока — такой же традиционный для укурков жанр, как даб. «Blues for the Red Sun» берет глубокими сочными риффами прямиком из главных записей Black Sabbath, психоделией пустынь и гипнотическим настроем. В будущем большая часть группы под предводительством гитариста Джоша Хомма образует Queens of the Stone Age и облегченный стоунер попадет в ротацию радиостанций и телеканалов. Слушайте также: Desert Sessions «Volume 5 & 6» | Fu Manchu «In Search of...» | Sleep «Dopesmoker» |
MONSTER RALLY «Coral»
|
Самая свежая пластинка этого списка — беслпатный альбом «Coral» от Monster Rally — является же самой легкомысленной и светлой записью: это звуковой ряд к той дреме, где вы уже подлетаете к Карибским островам. Закольцованные тропикалии и калипсо, шум океанских волн и крики птиц, вкупе с серфовыми гитарами помогут ненадолго создать атмосферу летнего отпуска, когда не хватает только приготовленного в кокосе коктейля и утомленных солнцем девушек. Слушайте также: Dunian «Dunian» | Com Truise «Cyanide Sisters» | Coyote Clean Up «Double Trouble Doo Doo Bubble» |
AUGUSTUS PABLO
|
В отличии от Ли Скрэтча Перри об имени Огустуса Пабло нельзя сказать «на слуху», при том, что сам он является одним из наиболее влиятельных даб-продюсеров Ямайки. Его фирменным стилем стала смесь местного даба и мелодий Ближнего Востока и Средней Азии, которые сам Пабло играл на мелодике. Записанный при участии самого Кинга Табби «King Tubby's Meets Rockers Uptown» позволил Пабло обратить на себя внимание музыкальных критиков. Произошло это в первую очередь благодаря заглавному треку, который авторы Allmusic назвали «лучшим примером когда либо записанной даб-песни». Слушайте также: Lee Scratch Perry «Meets Bullwackie in Satan's Dub» | Scientist «Rids the World of the Evil Curse of the Vampires» | African Head Charge «Voodoo of the Godsent» |
DR. DRE
|
Доктор Дре был настолько увлечен курением марихуаны, что без стеснения вынес это в заголовок своего первого альбома («chronic» называют траву высшего качества) и стилизовал обложку под упаковку популярных бумажек для самокруток Zig-Zag. На этом же альбоме засветился один из главных рэп-курилок девяностых Снуп Догги Догг, а пластинка стала, возможно, главной работой стиля джи-фанк, где наработки Джорджа Клинтона и фанковый качовый бас дополнялись эротичными синтезаторами, размеренным темпом и лирикой на тему беззаботной жизни молодого гангстера. Слушайте также: Snoop Doggy Dogg «Doggystyle» | Warren G «Regulate...G Funk Era» | 2Pac «All Eyez on Me» |
VA
|
Лейбл Finder Keepers Records специализируется на разного рода раритетах и выпускает пластинки от забытой психоделии стран третьего мира до саундтрека к какому-нибудь чешскому фильму середины семидесятых. Большую службу в этом нелегком деле сослужил калифорнийский вуду-продюсер и диджей Gaslamp Killer — тот еще любитель расширенного сознания. Он порезал и перемешал шесть десятков треков в одном альбоме, благодаря чему на свет появилась одна из самых космических работ нулевых, где разного рода экзотика проходит сквозь призму калифорнийского кислотного рока и хип-хопа. В будущем те же приемы Gaslamp Killer использовал при записи минусов для своего друга Gonjasufi. Слушайте также: Gonjasufi «A Sufi and a Killer» | Flying Lotus «Cosmogramma» | J Dilla «Donuts» |
13th FLOOR ELEVATORS
|
Группа The 13th Floor Elevators заслуженно считается синонимом южной психоделии конца шестидесятых; по иронии судьбы группа распалась после того, как вокалист Роки Эриксон был вынужден скрываться в психбольнице из-за обвинения в хранении марихуаны, не смотря на все, что происходило в 1969 году — времени расцвета американской психоделической культуры. Впоследствии многие поколения музыкантов от Spaceman 3 до Primal Scream и Queens of the Stone Age пытались возродить тот пустынный сюр группы и, в частности, дебютного альбома «The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators». Незнакомым с творчеством группы будет, также, интересно узнать, что визитной карточкой группы стал инструмент, под названием «электрический кувшин». Слушайте также: Love «Forever Changes» | Monks «Suspended Animation» | Spaceman 3 «Playing with Fire» |
CYPRESS HILL
|
Хип-хоп группа Cypress Hill стала одной из главных смычек марихуанны и музыки. Так, один из участников группы Би-Риал даже запустил собственный канал, где кроме всего прочего пошагово объясняет как закрутить косяк, используя гашиш вместо бумаги. Второй альбом группы «Black Sunday» дебютировал на первом месте чарта Billboard, что более чем не плохо для пластинки, начинающейся с песни «I Wanna Get High», а такие хиты, как «Hits from the Bong» и «Insane in the Brain» обеспечили «Black Sunday» статус классики. Слушайте также: Wu-Tang Clan «Enter the Wu-Tang» | Digable Planets «Reachin' (A New Refutation of Time and Space)» | De La Soul «De La Soul Is Dead» |
FOREST SWORDS «Dagger Paths»
|
«Dagger Path» это еще одна вариация на тему даба в современной музыке, но уже намешанная на тесте дроуна, гипногогии и лоу-фая. Пластинка может отпугнуть безмерно мрачным настроением, но не стоит доверять первому впечатлению: минимумом средств Forest Swords добивается настоящего цунами затягивающего гипнотического грува. Все это дополнено психоделическими гитарами и ритуальными барабанами, а учитывая, что всю музыку делает один человек, начинаешь понимать, почему редакторы Fact поставили миниальбом на первое место в списке лучших записей 2010 года. Слушайте также: Hype Williams «Find Out What Happens When People Stop Being Polite, and Start Gettin' Reel» | Actress «Splazsh» | oOoOO «oOoOO» |
SKREAM
|
Первый альбом Skream занимает в этом списке позицию дабстеп-пластинки, которая может пригодится всем, кому наскучил традиционный даб или психоделический рок. Дебютный «Skream» представляет собой, по сути, тот же даб, всегда близкий к английской музыкальной культуре, только пропущенный через взгляд бывшего фаната рейв-сцены. Тот же синкопированный бит, но уже с ганшотами и индустриальными ударными, та же страсть к эффектам реверберации, но уже по соседству с использованием восьмибитных семплов, тот же акцент на бас, но близкий скорее к гэриджу, чем к саундсистемам Ямайки. Очень качовая вещь и настоящий артефакт эпохи возрождения английской бас-культуры. Слушайте также: Benga «Diary of an Afro Warrior» | Kode9 and Spaceape «Memories of the Future» | |
ДВА ТОВАРИЩА
|
«Стоунер-фильм» — уже давно сложившийся жанр фильмов, основанный на культуре употребления марихуаны. Сюжет таких картин обычно строится на комедийной основе и крутится вокруг курения травки и безумных приключений главных героев. Впрочем, курение может и отсутствовать на экране, лишь бы оставались два остальных фактора. Первым общепризнанным стоунер-фильмом считаются «Укуренные», снятые комиками Чичем и Чонгом в 1973 году. Бородатые хиппи установили каноны для подобного кино и закрепили основную сюжетную линию «два обкуренных товарища отправляются…» — вместо троеточия можно вставить любую историю. |
А ТАКЖЕ:
|
|
|
КОСЯКОВОЕ БЕЗУМИЕ
|
Но по-настоящему первым стоунер-фильмов принято считать «Косяковое безумие», малобюджетную обучающую картину 1936 года, которую любили показывать в США на уроках по здоровому образу жизни. По сюжету фильма подростки курят марихуану, потом совращают и убивают друг друга. Нелепица и абсурд в отношении темы сейчас вызывает только смех, особенно у тех, кто предпочитают курения травку другими способам досуга. Последнее время так же появился не один десяток документальных картин о марихуане, но только уже более развлекательных как «Super High Me» или аналитических как «The Union». |
А ТАКЖЕ:
ВЗРОСЛЕНИЕ
|
Еще одним жанром в стоунер-кино можно выделить многочисленные фильмы о старшеклассниках и колледжах, где уже не два туповатых героя, а целая компания перосонажей пытается убить скуку различными способомами, в том числе и с с помощью марихуаны, а так же понять что-то важное о взрослой жизни. Два основных фильма этой категории веселые «Быстрые перемены в школе Риджмонт Хай» и более реалистичные «Под кайфом и в смятении». Оба фильма считаются обязательными к просмотру для молодых стоунеров. |
ПОКОЛЕНИЕ КЕВИНА СМИТА
|
В середине девяностых веселый бородатый очкарик Кевин Смит взорвал не только мир независимого кинематографа, но и стоунер-культуру. Режиссер безостановочно снимал фильмы про поколение неудачников, которые пользовались бешенной популярностью как у критиков, так и у зрителей. Герои Смита спокойно курили марихуану и дальше продолжали разбираться в своих бытовых проблемах. Впрочем, главными стоунерами в картинах Смита стали Джей и Молчаливый Боб, алтер-эго самого режиссера. Эти герои появлялись практически в каждом фильме и в итоге получили свою собственную историю «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». |
А ТАКЖЕ:
ЧЕРНЫЙ ЮМОР
|
Свое ответвление стоунер-фильмов начал производить и черный кинематограф. Хронологически первым стоунер-фильмом этого поджанра стал «Тернистый путь» 1973 года, не очень веселый и идеологически связанный с растафарианством и музыкой регги. Спустя тридцать лет вместо регги уже был хип-хоп, но марихуана осталась. Первым стоунер-рэпером в кино стал Айс Кьюб. Он написал сценарий и снялся в главной роли в «Пятнице», в которой, как обещал постер фильма, «многое может произойти между четвергом и субботой». В фильме все было так же как и у Чича с Чонгом только с поправкой на черный юмор. |
А ТАКЖЕ:
КУЛЬТОВОЕ КИНО
|
Культовый кинематограф так же не обошелся без стоунер-культуры. Один из главных фильмов конца шестидесятых «Беспечный ездок» считается классикой стоунер-фильмов, хотя бы потому что в картине чуть ли не впервые показано безобидное действие марихуаны. Но главным хитом североамериканских вечеринок стал «Большой Лебовски» Коэнов. В конце девяностых приключения Чувака стали неординарно культовым фильмом. В его честь проводились фестивали, выпускались десятки монографий и основывались религии. Экранизация «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» вышла в это же время. |
А ТАКЖЕ:
СТОУНЕР СЕРИАЛЫ
|
В какой-то момент стоунер-культура переметнулась на ТВ. В «Шоу семидесятых» марихуана стала неотъемлемой частью сценарий — а каждую серии герои курили в дружеском кругу, обсуждая последние новости. Но настоящей премьерой травки на ТВ стал сериал «Косяки», героиня которого сериала была дилером марихуаны. В Британии так же появился свой собственный сериал о мелком наркоторговце «Идеал». А в последнем комедийном сериале HBO «Смертельно скучающий» каждую вторую серию Шварцман и Галифинакис бегают с мешками, набитыми марихуаной. |
А ТАКЖЕ:
НЕЗАВИСИМЫЕ СТОУНЕРЫ
|
Стоунер-фильмы практически всегда были частью независимого кино, но именно в последнее время комедии с травкой появляются пачками на «Санденсе» и других фестивалях, представляя собой довольно разные интерпретации стоунер-кинематографа. Показательным примером будет инди-комедия начала двухтысячных «Суперполицейские», в которой совершенно по-особенному показаны канадские полицейские. Из более известных можно ометить Грэг Араки и его стоунер-фильм «Хохотушка», где непривычным образом главный герой – женщина. |
А ТАКЖЕ:
ПОКОЛЕНИЕ АПАТОУ
|
Последней большой тенденцией в современном стоунер-кино стало появление режиссерского и продюсерского таланта Джадда Апатоу, который придумал свой собственный жанр комедии, представил целую плеяду новых актеров и снял несколько уже классических стоунер-фильмов. Главным стал «Ананасовый экспресс». В комедии 2008 года Сет Роген и Джеймс Франко бегали под влиянием мощного одноименного сорта марихуаны и творили разные глупости. Со времен Чича и Чонга ничего не изменилось, разве что только время. |
А ТАКЖЕ:
Комментарии
Подписаться