На прошедшей в минувшем декабре выставке Non/Fiction состоялась презентация новой книжной ассоциации — «Альянса независимых книгоиздателей и книгораспространителей». В это некоммерческое партнерство объединились около двадцати российских независимых издательств: Ad Marginem, «Фаланстер», «ОГИ», «Текст», «Лимбус-Пресс» и многие другие, — и провозгласили своей целью, как заявляют сами главы «Альянса», «не спасать корпоративную книжную индустрию, которая сейчас пребывает в глубоком кризисе, а создать в России параллельное книжное пространство, где книга перестала бы быть только развлечением или товаром». 

FURFUR встретился с главами «Альянса» — Александром Ивановым и Михаилом Котоминым, руководством издательства Ad Marginem, — чтобы они посоветовали читателям FURFUR книги из своего ассортимента и подробнее рассказали о новом проекте. 

 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 1.

 

Когда возникла идея создать «Альянс»?

Александр: Малые издатели и книжные магазины существуют давно. А мы с Михаилом уже года три организовываем книжные ярмарки. Был придуман формат, в котором книги — это часть некоего атмосферного места, где люди встречаются, слушают музыку, где есть свой диджей, где проводятся лекции, обсуждения и так далее. Получилась не просто книжная ярмарка, а что-то вроде вечеринки, которую ты делаешь, в первую очередь, для себя. И оказалось, что когда ты делаешь это для себя, люди начинают включаться, атмосфера становится более гуманной, нежели на официальных форумах. Обсудив этот формат, мы вынесли его в Политехнический музей и провели параллельно с ярмаркой на ВВЦ свою, которая прошла под названием «Новая площадь». На ней было порядка сорока независимых представителей книжного мира. Принцип бесплатного участия сработал. Без спонсорства, конечно, не обошлось, но факт остается фактом. Все остались довольны. Безусловно, даже политическая ситуация такова, что ощутима потребность в новых горизонтальных связях, в объединении разных людей на разных площадках. 

Есть какая-то власть непонятная и неадекватная, а мы вроде как в параллельном мире. Причем нет никаких жестких критериев этого объединения — левый ты или правый, — есть интуитивное чувство того, что мы делаем книгу не для получения каких-то сверхприбылей, а для создания коммуникативной среды. Мы любим читать книги, мы любим издавать книги. Так и возникла идея альянса. Издательства «Лимбус», «Текст», «Самокат», книжные магазины «Фаланстер», «Циолковский» — это те, кто хочет настоящего дела, а не просто думает, что что-то происходит не так. И мы делаем не потому, что кто-то сверху сказал сделать вот так и так, а потому что все этого захотели и пришли обсуждать.

 

А какие-то промежуточные итоги уже можно подвести?

Александр: Пока что нет. Мы же только в декабре объявили о создании «Альянса».

Михаил: Итоги подведете вы, журналисты. Со своей стороны отмечу, что мы активно консолидируемся. Налаживаются крепкие связи с региональными издателями и книжными магазинами. Например, с пермским книжником «Пиотровский» и с издательством «Рубеж» из Владивостока. В этом и есть своеобразный промежуточный итог.

 

Получается, вы хотите охватить своими действиями всю страну. Со своими первоочередными задачами «Альянс» справляется?

Михаил: Одна из главных задач сегодня — анализ всей имеющейся информации и структурирование возрастающего потока инициатив. Этой информацией надо научиться по-новому оперировать. Для многих книга Дэна Брауна и книга, изданная Ad Marginem, находятся в одном пространстве большого аморфного книжного магазина. Вот и надо создать новый информационный периметр, провести картографирование.

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 2.

 

СОВРЕМЕННЫЙ КНИЖНЫЙ РЫНОК ПРОЦЕНТОВ НА 80 ЗАНЯТ КРУПНЫМИ ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ СЕТЯМИ, И РЕФОРМИРОВАТЬ ИХ НЕВОЗМОЖНО

 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 3.

Александр: Именно! Мы создаем такую новостную карту. Чтение, которое сейчас находится в кризисе, выживает за счет странных индивидуальных территорий для него. Еще десять лет назад можно было говорить о том, что Россия читает вот эту книгу или весь мир читает эту книгу. Сейчас возникает много мелких субкультур чтения, которые будут корреспондировать и объединяться на локальных полянах. Мы за множественность. Это большая ценность, ценность различий. Мы хотим создать структуру для поддержания многообразия. Не надо думать, что линейку книг задают крупные издательства типа АСТ или «Эксмо», есть же много вариантов.

 

Но «Альянс» создавался не против крупных издательств или кого-либо еще?

Александр: Да, но в нашем случае быть не против трудно. Потому что книжный рынок процентов на 80 занят крупными издательствами и традиционными книжными сетями. Реформировать их невозможно. Нужно создавать что-то рядом. Не в старых книжных пространствах, а в центрах современного искусства, в клубах, на таких площадках, где книгами раньше не занимались. Вот есть Парк Горького, есть центры джентрификации, как «Красный Октябрь». Книга там может выступить в синтезе с другими видами практик, быть элементом более сложной коммуникативной модели. Поэтому очень важна навигация, объясняющая модель: для чего и для кого каждая отдельная книга предназначена. Мы создадим карту независимого книжного мира и своеобразное меню чтения. При этом будут учитываться и хорошие книги крупных издательств.

 

Крупные книжные магазины, как «Библио-Глобус», не хотят идти вам навстречу?

Александр: Такие магазины, конечно, распространяют книги независимых издательств, но крупные издательства выдавливают их из ассортимента. Мы сотрудничаем с «Библио-Глобусом» и другими подобными: договариваемся о создании отдельных стендов и своих стикерах на книгах.

Михаил: Главная задача «Альянса» как раз в привлечении общества, в распространении идеи знака качества. Проблема сетевых магазинов не в экономической сфере — в доле, закрытости и прочем, а в вытаптывании читательской поляны. Есть, например, на улице Ленина в каком-нибудь поволжском городе магазин. И этот магазин начинает со временем продавать один и тот же набор книг. И читатель перестает приходить туда. Он либо перестает читать, либо скачивает нужное ему в интернете. Но с существованием «Озона» это уже не маркетинго-экономическая проблема, а проблема отсутствия информации. Вопрос не в том, как взять, а где взять. В идеале я вижу книжный магазин в формате шоу-рума, в котором можно заказать любую книгу, получить любую информацию. Вообще, независимое издательское дело достаточно сильное. Все детское книгоиздание изначально независимо, крупные издания их просто перепечатывают. Провинция держится на независимых, потому что читатель уже не хочет постоянно выбирать между Дэном Брауном и Донцовой.

 

А чем можно подогреть читательский интерес?

Михаил: Мы будем проводить ярмарки, в том числе выездные. Примером служат артхаусные кинофестивали. Просто должны быть созданы новые точки силы. Еще мы хотим взять на вооружение принцип «indie booksellers book prize». Когда любой продавец независимого магазина может выдвинуть книгу независимого издательства на получение премии. Абсолютно демократичный выбор. 

 

А вы не думаете, что процесс привлечения читателей в данном случае — это просто их увод от больших издательств к малым?

Александр: Мы просто хотим расширить круг читателей хорошей литературы и создать более дружескую атмосферу вокруг самого процесса чтения.

Михаил: Хотелось бы подчеркнуть, что книга не является отдельной экзотической зоной деятельности. Это обыкновенная часть нашей жизни. Показателен в этом смысле успех издательства «Текст» на нашей ярмарке. Они издают, грубо говоря, странную классику XX века. Припанкованные ребята прибегали и скупали их книги стопками, потому что «Текст» доступно объяснил, что он издает. Надо показать людям, что к книге не надо относиться с придыханием. И здесь, кстати, не имеет значения борьба с корпорациями. Это уже остаточное явление. Потому что они могли бы и не доводить ситуацию до того, что в провинции исчезает читатель. У корпораций не интеллектуальный подход к книге, они повернуты на денежном снобизме. Все эти списки топ-100 бестселлеров и прочее. Как такое может быть? Книга сугубо индивидуальна, не может быть сто книг, которые устраивают всех. Вообще, идея рейтингов некнижная по своей сути. Впрочем, корпорации могут существовать в пространствах открытого чтения. Нам они абсолютно не враги. Если мы чему-то их научим, это будет хорошо. 

 

Провинциальные издательства, сотрудничающие с «Альянсом», издают полностью свою линейку или стараются соответствовать каким-то стандартам?

Александр: Все действуют по-разному. Понятно, что основные центры издательского дела — Москва и Санкт-Петербург. Однако, нам самим еще предстоит узнать, что издают и что хотят издавать региональные партнеры. Мы движемся в сторону неизведанного. 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 4.

 

ПИСАТЕЛИ СЕЙЧАС НАХОДЯТСЯ В АНАБИОЗЕ. ЭТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СИЛЬНО УДАРЕНЫ РЫНКОМ. А НАМ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ НАШИМИ СОЮЗНИКАМИ

 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 5.

Михаил: К сожалению, в регионах не ценят того, что у них есть. Может быть, из-за привычки думать, что все новое и модное приходит из Москвы — такая централизованная система. А мы попытаемся объяснить им, что у них есть и что они могут получить.

Александр: Наша цель заключается в том, чтобы человек, желающий читать, не оставался один на один с океаном книжного выбора, а всегда мог рассчитывать на дружеский совет.

 

А как реагируют писатели на создание «Альянса»?

Александр: Они находятся в анабиозе. Это люди, которые сильно ударены рынком. Нам, естественно, хотелось бы, чтобы они, хотя бы молодые, были нашими союзниками. Правда, сейчас затруднен вывод молодых писателей в сферу публичного интереса. Все очень строго структурировано по форматам — жанровым, коммерческим и так далее. И вот многие кое-чего добившиеся писатели не понимают этого, потому что выкуплены большими корпорациями. Они пишут все хуже и хуже, а гонорары становятся все выше и выше. Надо напомнить им, что они не медиазвезды, а обычные люди. Животрепещущий пример — Акунин. Мало того, что он лезет в политику, так еще и дошел до того, что пишет под кучей псевдонимов. К нему простой вопрос: кто ты на самом деле?! А читателям при этом хочется сказать: бегите прочь от книг человека, который называет себя разными именами!

 

КНИГИ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЮТ ГЛАВЫ «АЛЬЯНСА»

 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 6.  

«Благоволительницы» 
Джонатан Литтелл

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 7.  

Эту книгу мы готовили целых три года. Гигантский том, на который было затрачено очень много сил. Судьба ее волнует особенно. В ней есть описания битвы за Сталинград, боевых действий на Украине. Затронута наша внутренняя история. «Благоволительницы» инспирированы самой русской литературой. Этот роман даже был написан от руки здесь, в Москве, на Чистопрудном бульваре. На Западе Великая Отечественная война представляется такой, какой была описана Отечественная война у Толстого — с ее Платонами Каратаевыми и безбрежной, покрытой снегом Россией.

То есть не было в образном ряде западного человека всей этой жестокости, как в советской традиции — с горящим снегом и Матросовым на амбразуре. А Литтеллу удалось объединить оба этих взгляда. При этом он приглашает к диалогу с русской стороной. Критики склонны воспринимать «Благоволительниц» как импортную историю. А она по существу глубоко русская. И даже с филологической точки зрения роман заслуживает пристального внимания: в нем задействована простая классическая форма с абсолютно трезвым содержанием. Это эпический роман, написанный динамичным интересным языком.

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 8.

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 9.  

«О революции» 
Ханна Арендт

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 10.

Очень важная и ясная книга ученицы Хайдеггера и Ясперса о главном понятии эпохи модерна. 

 
Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 11.  

«Падение Трои» 
Питер Акройд

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 12.

Исторический триллер современного британского классика. 

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 13.

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 14.  

«Вильнюс: город в Европе» 
Томас Венцлова



Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 15.

Яркое культурологическое и художественное исследование одного из самых загадочных городов Европы.

 
Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 16.  

«Нового времени не было: эссе по симметричной антропологии» 
Бруно Латур

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 17.

Первый русский перевод самого модного в мире французского социолога и антрополога. Книга о том, что никакого модерна и постмодерна не было. Настоящий взрыв мозга.

 

Интервью: Андрей Кановка

Создатели «Альянса независимых книгоиздателей» рекомендуют книги читателям FURFUR. Изображение № 18.