В последние зимние выходные на арене орландского развлекательного центра «Эмвей-центр» прошло одно из главных регулярных событий НБА — Матч всех звезд. За шестьдесят лет существования это мероприятие фактически вышло из разряда спортивных и превратилось в поп-культурное месиво из конкурса на лучший данк, выступлений популярных звезд и комиков. О том, как прошел последний на сей день Матч всех звезд НБА, рассказывает Олег Соболев, известный журналист и наш новый регулярный обозреватель североамериканского спортивного мира.
В американском спорте вряд ли можно найти настолько, в сущности, малозначительное именно со спортивной точки зрения событие, которое подается с большей помпезностью и громоздкостью, чем игра всех звезд НБА. Причина этому одна: последнее десятилетие лучшая баскетбольная лига в мире не может понять, кому продавать свой главный выставочный матч сезона — преданным баскетбольным джанки, которые будут смотреть любой баскетбол и в любых количествах, или людям, от спорта более-менее далеких, — и на всякий случай продает его двум основным целевым аудиториям сразу.
За удовлетворение потребностей фанатов спорта отвечает невероятная насыщенность мероприятия. Еще в восьмидесятых НБА растянула относительно скромный однодневный ивент на два дня, доверху набив его разнообразными конкурсами вроде соревнований на лучший данк или на точность трехочковых бросков, в девяностых добавила в расписание игру новичков и второгодок лиги, а в нулевых и вовсе пустилась во все тяжкие. Теперь то, что когда-то называлось матчем всех звезд, называется уик-энд всех звезд, занимает аж три дня и включает в себя совсем уж невообразимые вещи. Так, например, ко всем известным предыдущим индивидуальным конкурсам восемь лет назад добавилось нечто очень странное под названием Shooting Stars Competition. В этом абсолютно фантасмагорическом действии участвуют сформированные по географическому принципу трио, состоящие из действующего игрока НБА, ветерана лиги на пенсии и женщины-баскетболистки, а правила его слишком абсурдны, чтобы удостоиться описания. Для особенно хардкорных поклонников самой популярной игры на паркете НБА уже давно сочинила Celebrity All-Star Game — натурально игру знаменитостей, где известные и не очень рэперы, актеры, певцы и разнообразные бывшие спортсмены разыгрывают двухчасовую клоунаду, искусно маскирующуюся под плохой баскетбол.
|
ЭТИХ И БЕЗ ТОГО НЕСЧАСТНЫХ ЮНОШЕЙ ЗАСТАВЛЯЮТ БРОСАТЬ ТРЕХОЧКОВЫЕ НА ВРЕМЯ, ПРИДУМЫВАТЬ ВЫПЕНДРЕЖНЫЕ ДАНКИ, И БЫСТРЕНЬКО, ПОКА ОНИ ЕЩЕ НЕ УСПЕЛИ ВЫДОХНУТЬСЯ, ПРОВОДЯТ С ЛУЧШИМИ ИЗ НИХ МАТЧ ВСЕХ ЗВЕЗД |
|
Отдельным издевательством выглядит целый сектор событий, посвященных Ди-Лиге — подшефному НБА турниру, любимому детищу лиги последнего десятилетия и, одновременно, прекрасному образцу спортивного концлагеря. В Ди-Лиге напрасно мечтающие попасть в НБА (или просто не умеющие в жизни ничего другого, кроме игры в баскетбол) молодые люди за копейки играют в насквозь проветриваемых сквозняками спортивных залах незаметных провинциальных городов, о которых вы никогда не слышали, вроде Су-Фолс, штат Южная Дакота, или Идальго, штат Техас. Этих и без того несчастных юношей тоже заставляют бросать трехочковые на время, придумывать выпендрежные данки, и быстренько, пока они еще не успели выдохнуться, проводят с лучшими из них матч всех звезд — все это, впрочем, никто никогда не смотрит.
Упомянутой выше игрой знаменитостей изящное и в то же время несколько бесстыдное стремление уик-энда всех звезд НБА быть как можно ближе к общечеловеческой массовой культуре, безусловно, не ограничивается. В этом году, например, устроители уик-энда втиснули собственно в сам Матч всех звезд целых четыре музыкальных выступления: сначала посетителям и телезрителям матча всех звезд пришлось перетерпеть рэпера Фло Риду и отвратительную группу Gym Class Heroes, потом жару задала главная боевая баба хип-хопа Никки Минаж, а затем, уже в большом перерыве, в своем любимом жанре безмерных понтов втроем выступили Пит Буль, Крис Браун и Не-Йо. Было на чем отвести душу и любителям селебрити-споттинга: среди тех, кто скупил места в VIP-ложах или у паркета, обнаружилась примерно половина чернокожих американских звезд, от Лил Уэйна до преподобного Джесси Джексона. Вообще, бесспорно самые запоминающиеся моменты всего уик-энда касались спорта весьма опосредованно — это два триумфальных камео комика Кевина Харта, сначала выдавшего мастер-класс пародии на игрока НБА в игре знаменитостей, а потом выступившего в роли почтальона в конкурсе по броскам сверху.
Сам же матч всех звезд в этом году тоже относился к спорту постольку-поскольку — это скорее была грандиозная, образцово-показательная демонстрация атлетических способностей на грани возможного, чем соревнование. Никакой дикой рубки, переходящей в овертайм, как, например, на Матче всех звезд 2003 года, не случилось; в ход пошел не баскетбол даже, а акробатизм. Леброн Джеймс с легкостью выдавал сумасшедшие данки, Крис Пол несколько раз выдал передачи, пролетевшие по необъяснимым науке траекториям, внезапно поймавший кураж Дерон Уильямс забил героический трехочковый бросок и т. д., и т. п. Никто, как водится, не уделял ровно никакого внимания защите — и на этом фоне случайный, но довольно жесткий фол Дуэйна Уэйда на Коби Брайанте, приведший к перелому носа последнего, выглядел приветом из другого мира. Этот фол вообще стал, по ощущениям, самым обсуждаемым моментом матча — и, кажется, если бы его не случилось, через несколько лет игру всех звезд НБА 2012 года не нашлось бы поводов вспоминать вообще.
Впрочем, на этом празднике гротеска и самолюбования случилась одна невероятно трогательная вещь, без упоминания которой никуда. Среди участников конкурса трехочковых бросков был защитник команды Михаила Прохорова «Нью-Джерси Нетс» Энтони Морроу — не самый известный, но и не самый плохой в мире баскетболист, как раз на трехочковых и специализирующийся. Как только его имя было объявлено к выходу на площадку, Морроу, сидевший до этого на скамейке в тренировочном костюме, разделся до своей основной формы — вот только форма на нем была чужая. Морроу надел майку Дражена Петровича, великого хорватского защитника восьмидесятых-девяностых, одним из первых европейцев приехавшего в НБА. Петрович, который в Европе однажды набрал 112 очков в одной игре и считался одним им лучших специалистов по трехочковым в мире (Чарльз Баркли, комментировавший конкурс трехочковых, приметив на Морроу майку хорвата, и вовсе сказал, что Петрович был «лучшим снайпером, которого он в жизни видел»), мог бы стать настоящей звездой в Америке, но трагически разбился на машине в двадцать восемь лет. Я не знаю, что заставило Морроу вспомнить позабытого по нынешним меркам хорватского игрока, но его простой и эффектный жест оказался чуть ли не единственным проявлением человечности в уик-энд всех звезд.
Комментарии
Подписаться