Уже на этой неделе в Москве пройдёт фестиваль молодой российской гитарной музыки «Матьземля», организованный ребятами из сообщества Motherland. Выступят «4 позиции Бруно», «Утро», «Буерак» и другие. Сегодня на страницах FURFUR один из создателей фестиваля София Беженуца рассказывает о мрачных русских песнях, которые легли в основу мероприятия, и представляет плейлист. 

«На первый взгляд, довольно странно объединять все эти треки в один плейлист, однако, как и в случае с фестивалем, никакого жанрового подобия не преследуется; это русская музыка, и зиждется она на самых мрачных и тяжёлых помыслах и чувствах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

1

PLOHO — «КРЕСТЫ»

Хорошая песня флагманов «новой сибирской волны». Не знаю, насколько справедливо всерьёз называть Ploho голосом поколения, но то, что перестроечная эстетика с её панельными многоэтажками, полузапрещёнными концертами в ДК и чувством необустроенности подсознательно близка нынешнему молодому слушателю, неоспоримо.

2

«ВАЛЬС» — «СОБАЧЬИ ГОДЫ»

Одна их самых первых песен ростовчан «Вальс», недавно закорешившихся с Оливером Аккерманном из A Place to Bury Strangers и теперь играющих шугейз на пляжные темы. Во времена «Собачьих годов» всё было по-другому: гнетуще, гулко, грубо, монотонно — в общем, в лучших традициях постпанка. 

3

JARS — «НЕСКОНЧАЕМЫЙ КАЙФ»

Злой, зубодробительный постхардкор от Антона Образины со товарищи.

4

«УТРО» —
«КАК ЖЕ Я БЫЛ СЛАБ В ТЕ ДНИ»

«Как же я был слаб в те дни» вышла на первом альбоме группы «Утро», которому можно без сомнения присвоить культовый статус. Совершенно прекрасная песня, пронизанная мистическим мироощущением и предчувствием беды. 

5

«ЧЁРНАЯ РЕЧКА» — «ДОМ»

Песни кировской «Чёрной речки» отличаются намеренной немногословностью и аскетизмом, что, впрочем, не мешает музыкантам вложить в них максимум внутреннего излома и неизбывной тоски. 

6

«БУЕРАК» —
«Я ХОЧУ БЫТЬ ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ»

«Я хочу быть душевнобольным» — история несколько другая, в отличие от остальных песен «Буерака»: иронии здесь ни на каплю, только отчаянье и холод, а с тюремной темой композицию объединяет разве лишь то, что идеолог эгофутуризма Константин Олимпов, на стихи которого, собственно, и написана песня, в 1930-х годах дважды отсидел за антисоветскую деятельность. 

7

«ЧИТАЙ БУКВАРЬ» — «БЕРРОУЗ»

Крайне угрюмый маргинальный рэп из Подмосковья с берроузовским потоком образов и идей. 

8

«ИЛ» — «ЗЕЛЬЕ»

По-настоящему тяжёлая и зловещая композиция московских сладж-металлистов «Ил». Полнейший мрак.

9

GRAVE DISGRACE —
THE MYSTERY OF THE DEAD REVIVE

Могильный дум-метал с титанической поступью и грязным зыбучим звуком. 

10

«4 ПОЗИЦИИ БРУНО» — «ВЕСНА»

Певцы маргинальной эстетики «4 позиции Бруно» живописуют мир, в котором не существует человека без червоточины. «Весна» — это одна из частных историй безумия, жуткая и нелицеприятная, которая вызывает ассоциации с детством, выпавшим на 1990-е, бытовой чернухой и алкоголизмом вокруг как неотъемлемой части тогдашней повседневности. 

 

 

Изображения: кадры из фильма «Иваново Детство», «Википедия» 12, «Утро»