В этой еженедельной рубрике мы собираем музыку, которая одним своим существованием вступает в конфликт с принятым положением вещей и ломает шаблоны. Раз в неделю с нас плейлист — его мы будем выкладывать здесь и в специальном паблике «Очень плохая музыка», на который советуем срочно подписаться. Для этого выпуска мы снова позвали ребят из Sadwave, которые составили для читателей FURFUR историю датского панка до появления его новой волны.

Максим Динкевич, редактор Sadwave: Ранее в рубрике «Очень плохая музыка» уже рассказывалось о современном датском панке, под которым понимается прежде всего группа Iceage и дружественные ей проекты. Сомневаться в том, что эта тусовка действительно адекватно отражает тенденции, царящие на копенгагенской DIY-сцене, не приходится, забавно другое — практически ни один из этих представителей актуального датского панка панк в общем-то не играет. Можно долго рассуждать об эволюции этого понятия из четырех букв и о том, как сегодня звучит и выглядит его передовое крыло, однако факт остаётся фактом: ещё каких-то пять-семь лет назад в датском панке не было ни синтезаторов, ни показного оккультизма, ни многозначительных поз и малозначительных, но лихо закрученных фраз, а был, собственно, рок. Мы не берёмся утверждать, что Iceage со товарищи лучше или хуже своих предшественников, а просто расскажем о том, откуда растут ноги у датского панк-рока и что именно ещё совсем недавно скрывалось за этим словосочетанием.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

SODS

Образовались в 1977 году в Копенгагене, считаются первой датской панк-группой. Впрочем, чисто и классически панковским был только первый альбом группы «Minutes to Go» 1979 года; на нём музыканты пели про немецких террористов из RAF, суицид, полицию и родной город — вкратце: всё плохо и никого не жалко. Песня «Copenhagen» представляет собой мрачный регги в духе клэшевской «Guns of Brixton», вышедшей, кстати, в том же 1979-м. Уже на следующем альбоме SODS ударились в постпанк и другие эксперименты в области готики, переименовались в Sort Sol («Чёрное солнце» — наиболее часто встречающееся именно в Дании явление, когда большая стая птиц закрывает собой солнце) и худо-бедно дожили до сегодняшнего дня, выпустив в общей сложности десять альбомов и бесчисленное количество синглов и EP.

Electric Deads

Одна из первых датских хардкор-групп, записавшая всего три коротеньких EP в 1982–1983 годах, которые, однако, в значительной степени сформировали характерное для копенгагенского панка звучание — хлёсткие, отрывистые и гораздо более мелодичные, чем, скажем, у американских групп того времени, песни-кричалки со звонким женским вокалом (последнее особенно важно). Electric Deads пели по-английски и вошли на знаковый сборник «Welcome to 1984», выпущенный, собственно, в 1984 году главным панк-журналом планеты Maximum Rocknroll из США. Песню «Fish in a Pool» из этой компиляции предлагаем вашему вниманию. У Electric Deads есть официальная Facebook-страничка, где любители старого скандинавского панка найдут много интересного.

Gorilla Angreb

Вероятно, одни из самых известных продолжателей дела Electric Deads и SODS конца 1990-х — середины нулевых, разве что, в отличие от своих англоязычных предшественников, «Нашествие гориллы» пели на родном датском. Группа играла простенький минорный панк-77 с женским вокалом, где, однако, нет ни одного ненужного аккорда или лишней ноты. Впоследствии именно такой звук будет считаться типичным не только для датского, но и для всего скандинавского панк-рока (не учитывая хардкор, конечно). Команда дожила до 2007 года, породив кучу схожих по звучанию команд (Amdi Petersens Armé, No Hope for the Kids, Lokum, Los Retardos, Skarpretter), каждая из которых жила недолго, но ярко — все эти группы однозначно рекомендуются к ознакомлению.

No Hope for the Kids

Пожалуй, наиболее душевный сайд-проект некоторых участников Gorilla Angreb. Cформировавшаяся в недрах главного копенгагенского сквота Ungdomshuset группа играла ещё более пасмурный и угрюмый панк-рок, чем GA, с явной оглядкой на Wipers и малоизвестных британцев Newtown Neurotics, чьё название говорит само за себя. No Hope for the Kids просуществовали всего три года и распались в 2007-м, оставив после себя один альбом и две EP с великолепными поп-хитами. Сегодня в похожем стиле играют американцы Autistic Youth.

 

Очень плохая музыка: История настоящего датского панк-рока. Изображение № 1.

 

 

The Assassinators

Эта группа стояла несколько в стороне от команд из тусовки Gorilla Angreb, хотя и выступала со многими проектами этих упёртых фанатов панка-77 на одних концертах. В отличие от старших товарищей из GA, образовавшиеся в 2006 году The Assasinators играли ультраскоростной и распевный анархопанк (с некоторым влиянием хеви-метала), ориентируясь не столько на соотечественников, сколько на люксембуржцев Petrograd, британцев Dirt и американцев Signal Lost. Свой единственный полноформатный альбом «Sigt Efter Hjertet» группа выпустила в том числе в Белоруссии, а с недавних пор все записи The Assassinators доступны на Bandcamp анархического лейбла Alerta Antifascista Records (хотя всю музыку этого DIY-значка можно утянуть бесплатно, владельцы лейбла просят заплатить хотя бы 0,5 евро за каждое скачивание, чтобы оплатить комиссию, которую берут платёжные интернет-сервисы). После 2011 года следы участников группы теряются, известно лишь, что басист The Assassinators Корми переехал в Австралию, где вошёл в состав весьма успешной по меркам андеграунда мельбурнской краст-группы Krömosom.

Nuclear Death Terror

Представители более радикального анархического крыла датского панка по сравнению с The Assassinators. Уже название группы говорит о том, что пленных брать они не намерены — Nuclear Death Terror рубили сокрушительный краст с грозным рыком и воплями (о том, как проходили концерты NDT и похожих по духу команд в Копенгагене конца нулевых, можно прочесть в материале Sadwave о датском подполье). Судя по Bandcamp группы, где, кстати, вся её дискография лежит в свободном доступе, откатав в 2011 году тур по Японии, Австралии и Юго-Восточной Азии, «террористы» в полном составе перебрались на Зелёный континент. Ну что ж, удачи им на новом месте.

Love Potion

Оголтелые хардкорщики, которые громыхнули в конце нулевых так, что мало не показалось никому. Никакой особой политической позиции Love Potion не транслировали; их инструментами были ненависть, отмороженность и ещё раз ненависть. О том, что творилось в головах этих злыдней, а также как часто у них тырили велосипеды, можно прочитать в архивном интервью на Sadwave.

Hjertestop

Пропагандировавшие больной юмор копенгагенские провокаторы из Hjertestop прославились, в частности, тем, что во время концертов вокалист группы с помощью шприца брал у себя кровь из вены и разбрызгивал её по залу, вереща, что у него СПИД. Впрочем, музыкально «Остановка сердца» тоже выделялись — их жёсткий, напористый и саркастичный панк-рок звучал не в пример живее творчества многих копенгагенских DIY-активистов. К сожалению, и эта команда просуществовала недолго, оставив после себя единственный полноформатный альбом с не оставляющим никаких вопросов названием «Vi Ses I Helvede» («Увидимся в аду»).

Night Fever

Продравшись сквозь тоскливые 1970-е, суровые 1980-е, никакие 1990-е и бурные 2000-е, представляем вам единственную актуальную группу в нашем списке (не считая, конечно, по-прежнему активных пенсионеров из Sort Sol). Впрочем, вооружённые бейсбольными битами и нередко выступающие в гриме для пущего устрашения музыканты Night Fever своим сбивающим с ног рок-н-ролльным хардкором, такое ощущение, отдуваются за всех павших в бою товарищей по сцене, причём делают это настолько мощно, что сегодня их можно увидеть как в составе DIY-солянки в каком-нибудь сквоте, так и на одной сцене со Slipknot в рамках главного рок-фестиваля города Copenhell. Если у Iceage со товарищи и есть конкуренты в плане влияния на неокрепшие умы молодёжи, то это, безусловно, Night Fever.

Lack

Собравшиеся в 1998 году копенгагенцы Lack не похожи ни на одну группу из этого обзора (не считая того факта, что участники коллектива — ярые анархисты), поэтому мы поместили их в конец списка. Тем не менее без этой команды рассказ об интересных копенгагенских коллективах никак нельзя считать исчерпывающим. Начав с хаотичного крикливого хардкора в духе Refused, Lack, к удивлению своих слушателей, выпустили в 2005 году альбом «Be There Pulse», который отличался от предыдущего материала команды примерно как ранний Black Flag от позднего, если вы понимаете, о чём мы. Группа заиграла не лишённый отчаяния, но при этом совершенно доступный инди-рок с удивительно изобретательными мелодиями, которым и сегодня трудно подобрать аналоги. Вокалист группы Томас Бурё странным, но цепляющим с первого звука высоким голосом рассказывал о язвах современного капиталистического общества не в пример более поэтичным языком, чем его вооружённые гитарами агрессивные соотечественники. На третьем и последнем альбоме «Saturate Every Atom» 2008 года, записывать который датчанами помогал участник Shellac Боб Уэстон, группа довела изобретённый ими стиль до совершенства и развалилась, кажется, исключительно потому, что ничего лучше в этом направлении уже было не сделать. Собственно, распаду коллектива посвящен великолепный клип на песню «Bombing the Moon», которую мы включили в наш микс.