2016 год выдался особенно тяжёлым: помимо десятков отошедших к праотцам знаменитостей, затянувшегося кризиса и слишком быстро наступившей зимы, больше всего эмоций вызывала политика: Дональд Трамп становится не только другом Канье Уэста и человеком года по версии Time, но и избранным президентом США, британское общество за ночь раскалывается напополам из-за рокового референдума по выходу из ЕС, слово года по версии Оксфордского словаря — «постправда».

Второй по популярности термин — alt-right. Так принято называть правых троллей, которые назло считающим себя прогрессивными миллениалам верят в конспирологические теории об 11 сентября и опасность мигрантов, представляя свои аргументы в форме мемов с лягушонком Пепе.

То, что у этого движения появится официальный саундтрек, казалось вопросом времени. И вот этот момент наступил: американский Buzzfeed опубликовал материал о фашвейве — созданном сетевыми ксенофобами музыкальном жанре, объединившем в себе ретрофутуризм и фашистскую идеологию, синтезаторные партии и семплы избранных речей Дональда Трампа. 

 

 

 

Как это звучит? Это звук скролла по страницам The Daily Stormer, звук отправки картинок с заключёнными Освенцима в Twitter, звук университетских принтеров, печатающих нацистскую пропаганду, звук старика, который втаскивает стороннику Black Lives Matter в лицо на митинге Трампа…

  

 

Новая фашистская волна: Как правые тролли заиграли синтвейв. Изображение № 1.

 

 Новая фашистская волна: Как правые тролли заиграли синтвейв. Изображение № 2.  

«Вот уже несколько лет, как мне всякие надоедливые педики написывают: „Англин, тупой ты ублюдок, каким хером политическое движение может существовать без официального саундтрека?“ — писал в августе Эндрю Англин, основатель правого маргинального медиа The Daily Stormer, представляя читателю фашвейв. — К моему сожалению, эти педики были правы».

«Музыка, которую ассоциировали с предыдущими белыми националистическими движениями, уже устарела. Никто бы не простил, если бы в храме Кека заиграл рок. Оказалось, что решение всё это время было у меня прямо перед глазами. Представляю самую белую музыку на свете — синтвейв. Как это звучит? Это звук скролла по страницам The Daily Stormer, звук отправки картинок с заключёнными Освенцима Юлии Йоффе в Twitter, звук десятков тысяч университетских принтеров, печатающих нацистскую пропаганду, звук старика, который втаскивает стороннику Black Lives Matter в лицо на митинге Трампа…»

С августа на The Daily Stormer появилась еженедельная рубрика с милым на первый взгляд названием Fashwave Fridays. По пятницам выкладывают плейлисты со Spotify и Bandcamp, сопровождающиеся стильными фотографиями будущего президента США в розовой кепке и телефоном-кирпичом, гифками из ретрофутуристических гонок, а также обработанными неоновыми фильтрами снимками с выступлений Адольфа Гитлера — другими словами, Tumblr-архивом сторонников высоких стен с колючей проволокой. 

Названия треков и псевдонимы музыкантов новой фашистской волны невольно напоминают эстетику витч-хауса — буквы разделяются пробелами, только символы вроде ∆ и ~ ожидаемо разбавляются 卐. Аудиовизуальная составляющая — наци-атрибутика встречает ностальгию по продуктам белой (но не националистической) поп-культуры 1980-х (творчеству Джона Карпентера, Tangerine Dream и Kraftwerk, восьмибитным аркадам) и современные стандарты SoundCloud и Tumblr. С музыкальной точки зрения фашвейв — это скорее эмбиент, нежели танцевальные боевики, так как в поиске «самой белой» музыки многие националисты сторонятся африканских ритмов, но считают себя слишком интеллектуальными для EDM-бочки.

 

«Названия треков и псевдонимы музыкантов новой фашистской волны невольно напоминают эстетику витч-хауса — буквы разделяются пробелами, только символы вроде ∆ и ~ ожидаемо разбавляются 卐»

Первым фашвейв-релизом принято считать «Galactic Lebensraum» DIY-музыканта (на Западе это также принято называть бэдрум-продюсер) C Y B E R N ∆ Z I, залитым на SoundCloud в ноябре 2015 года. Слов в песнях нет (как и во многих других фашвейв-бэнгерах — так проще избежать цензуры), само название цитирует план заселения арийцами Восточной Европы, музыкальная основа — классический синтвейв. Правда, цензура всё-таки настигла C Y B E R N ∆ Z I — вчера его удалили с SoundCloud («Лол, как можно забанить за инструментальную музыку?» — возмущался в твиттере музыкант). На тот момент у C Y B E R N ∆ Z I было три тысячи подписчиков, а его треки набрали до 300 тысяч прослушиваний. Главные хиты — «Right Wing Death Squads», «R Y ∆ N 卐 F V T V R E ~» и «Cyber Kampf».

Среди других представителей жанра выделяют StormСloak, Stereo Balilla, Genosavior и Xurios. Последний даже выступил в качестве музыкального гостя на конференции National Policy Institute — главного бастиона сторонников alt-right. Это тот самый форум, который закончился лесом вскинутых «от сердца к солнцу» рук и криками «Хайль Трамп!». На обложку альбома «Rise of the Alt-Right», вышедшего в октябре, Xurios поместил официальный логотип alt-right.  

И Xurios, и C Y B E R N ∆ Z I начали выкладывать свою музыку сразу после парижских терактов в конце прошлого года. То, что это послужило главным вдохновением, музыканты не скрывают: первый трек Xurios называется «Requiem for Paris», а C Y B E R N ∆ Z I рассказал о своих эмоциях после ноябрьских новостей искажённым до неузнаваемости голосом в интервью The Right Stuff’s Nationalist Public Radio. Предвыборная кампания Трампа, которая началась вскоре после террористических атак, снабдила музыкантов необходимым материалом на долгие годы вперёд: публичные призывы запретить всех мусульман в стране стали накладываться на синтезаторные партии в ещё более массовых масштабах.

На публикацию Buzzfeed уже отреагировало правое издание Infostormer: «Блог Buzzfeed, которым владеют евреи, выпустил статью о том, как фашвейв стал саундтреком alt-right… Сам факт того, что такие сайты пишут о таких вещах, подчёркивает, что alt-right и всё, с ним ассоциируемое, стремительно становятся трендовой контркультурой нашего времени».

Изображения: Flickr.com/photos/fei_company