Движение за права мужчин существует уже более 50 лет, за полвека оно прошло путь от полной лояльности к феминизму до радикального патриархального фундаментализма и идеологии «красной таблетки». Современные борцы за права мужчин увлекаются, скорее, ресентиментом и конспирологией, обвиняя фантомный матриархат во всех своих бедах, вместо выявления и решения конкретных социальных проблем. Как следствие, большая часть борьбы адептов движения происходит в интернет-войнах с феминистками. Но в последнее время ситуация начала меняться: в сети стали появляться и высказываться мужчины с адекватными взглядами на проблемы, присущие их гендеру, и, что ещё более важно, они перестали видеть в феминизме своего врага.

Текст: Дарья Кушнир

MensLib: Мужские активисты, переставшие демонизировать феминизм

. Изображение № 1.

 

Сообщество MensLib на Reddit — это сборник текстов и ссылок на темы, показывающих токсичное влияние патриархата на мужчин. Здесь обсуждение победы Трампа в президентских выборах соседствует с тредом про мужские секс-игрушки и жуткой историей парня, подвергшегося насилию в подростковом возрасте. В описании сообщества заявлена его главная цель — изучение и решение проблем мужчин. Но, в отличие от борцов за мужские права, MensLib ищет решение этих проблем адекватными способами. Вы точно не найдёте здесь правил пикапа и сексуального доминирования всех сортов или статей вроде «Либеральная Стена Ненависти: феминизм всего лишь катализатор», в которой автор обвиняет всех и вся в ненависти к угнетаемым белым гетеросексуальным мужчинам. Комьюнити стремится отойти от поиска виноватых и начать решать проблемы через обсуждение гендерной роли мужчин, взаимную поддержку и повышение информированности аудитории. Сообщество признаёт, что проблемы часто зависят от расовой принадлежности, сексуальной ориентации, инвалидности, социально-экономического статуса мужчин. Это возвращает MensLib к теории интерсекциональности, о которой активисты движения за мужские права не вспоминали с далёких 70-х.

Некоторые проблемы, с которыми борется MensLib, пионеры движения за мужские права сформулировали ещё полвека назад. Прежде всего, существует основополагающий вопрос о маскулинности и мужественности. Представления социума о том, как должен выглядеть мужчина, что он должен и не должен делать, какие обязанности выполнять, совершенно не вписываются в современный мир и безнадёжно устарели, но всё ещё повсеместно тиражируются. В XXI веке мужчина может стать лицом бренда декоративной косметики. Но какой первый комментарий вы увидите под подобной новостью? В лучшем случае: «faggot». В обсуждении этой новости на форуме MensLib совсем другой тон — все радуются, что мужчина может пользоваться косметикой, ведь это прогресс в разрушении устаревших представлений о мужском и женском, к тому же, многие мужчины не прочь замазать круги под глазами консилером.

На мужчинах висит социальный ярлык добытчика, им не положено зарабатывать меньше, чем жена, не работать, заниматься детьми и домашними делами считается чем-то крайне унизительным. MensLib старается разрушить закостенелый конструкт и публикует тексты об отцовстве, о равных отношениях и демократическом браке, в котором ни один из партнёров не главенствует над другим, о возможности мужчины отказаться от работы в пользу ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. В сообществе мужчины советуют друг другу книги по воспитанию детей, рассказывают про свой опыт отцовства, обсуждают ошибки, которые они совершают, и рассказывают о том, как окружающие, порой даже близкие родственники, не понимают их «немужского» поведения. 

Один из вопросов, действительно важных для MensLib — это разрыв в уровне образования. Мальчики отстают в учёбе, начиная с начальной школы вплоть до окончания колледжа и университета, где разница в успехах довольно большая, а затем, в аспирантуре, где разрыв в результатах уже просто гигантский. Существует много теорий относительно того, почему это происходит, и обсуждение их идёт полным ходом. Например, один из постоянных членов сообщества приводит социологическое исследование, которое показывает, что некоторые учительницы в школах ставят девочкам оценки выше, чем мальчикам за одинаковые заслуги. Это можно объяснить укоренившимся в обществе «доброжелательным» сексизмом: представлением о том, что женщины менее компетентны, чем мужчины и поэтому нуждаются в большей помощи, или убеждением, что мужские недостатки — это результат внутренних факторов, в то время как женские — внешних. 

Мужчины, как правило, крайне редко обращаются за помощью в некоммерческие организации, и самих организаций, оказывающих им психологическую помощь, значительно меньше. При этом многим из них она необходима: по данным на 2014 год, 76% суицидов совершили мужчины, да и в целом уровень мужских самоубийств растёт с каждым годом. Так что тема психического здоровья мужчин, депрессии, отношений и социализации актуальна как никогда. В вопросах физического здоровья также не всё гладко: мужчины реже, чем женщины, обращаются к врачам, когда заболевают, но даже когда обращаются, то склонны замалчивать проблемы, что также отчасти объясняется существующим концептом маскулинности. 

 

«Если активистки женского движения говорят о недостатке женщин на рынке труда, особенно в руководящих должностях, то обратная сторона этой проблемы — это давление на мужчин, которые обязаны работать, материально содержать семью, а не воспитывать детей и заниматься домашними делами»

 

Отрицать существование проблем, специфичных для мужского гендера, конечно, нельзя, но в интернете редко увидишь, чтобы их обсуждали спокойно с приведением релевантных аргументов и в уважительной к оппонентам манере. Эскалация конфликта в сети возможна и в комментариях под фото с котёнком, что уж говорить о гендерных вопросах. MensLib поощряет конструктивную критику, но она не должна переходить грань и превращаться в масштабные баталии, так что команде сообщества приходится регулярно чистить посты. Коммьюнити MensLib выглядят максимально стерильным, особенно на фоне MRA (Men’s Rights Activists): здесь не увидишь комментариев вроде «а вот поэтому феминистки говно», они нарушают правила сообщества, призывающие не обобщать целые группы людей по одному признаку. Если вы хотите критиковать конкретную политику, за которую выступает определённое сообщество, то вы свободно можете это делать. 

Интересно, что примерно треть членов MensLib — женщины, а недавний демографический опрос показал, что около 70% членов сообщества придерживаются феминистских взглядов. Сам создатель MensLib, Мэттью Ходжес, не стесняется признавать профеменисткую направленность сообщества. Серьёзно заниматься проблемами мужчин он начал после наблюдений за гендерными интернет-войнами, в которых мужской активизм репрезентует себя крайне неприглядно. Еще учась в средней школе маленького городка штата Канзас, Ходжес увидел, насколько токсичен патриархальный концепт маскулинности, особенно для его друзей-гомосексуалов, потом стал изучать экологическое право в Университете Орегоны, занялся экоактивизмом, но пару лет назад волна гендерных кибер-баталий накрыла его с головой. Решение создать комьюнити на Reddit стало для Ходжеса попыткой выйти за рамки патриархального дискурса борцов за права мужчин.   

Само словосочетание «права мужчин» подразумевает, что мужские проблемы связаны с отсутствием правовых и политических прав, а это означает, что мужской гендер структурно находится в невыгодном положении и угнетается широкими слоями общества. Ходжес полностью не согласен с такой позицией. Исходя из его убеждений, для решения специфических для мужского гендера проблем необходимо признать: многие из них породило патриархальное общество. Так, в интервью Vox Ходжес уверяет, что гендерные проблемы почти всегда являются сторонами одной монеты: «Если активистки женского движения говорят о недостатке женщин на рынке труда, особенно в руководящих должностях, то обратная сторона этой проблемы — это давление на мужчин, которые, согласно стереотипам, обязаны работать, материально содержать семью, а не воспитывать детей и заниматься домашними делами». 

Ходжес рассматривает феминизм как движение за гендерное равенство. Феминизм анализирует гендерные роли и деконструирует их, если они нездоровы, что также относится к решению мужских проблем, как и многих женских. «Обычно борцы за права мужчин считают феминизм ругательным словом, — объясняет Ходжес. — Они любят рассматривать его как однородное движение. Вы только скажете: „Я считаю, что в феминизме много хорошего“, — так вам сразу пришлют копию «Манифеста Общества полного уничтожения мужчин» и начнуть кричать, что феминистки считают всех мужчин насильниками и свиньями. Это просто не так. Если оскорблять всех, кто может идентифицировать себя как феминистка или профеминист, то они, конечно, никогда не начнут воспринимать ваши проблемы всерьёз».

При этом Ходжес не слишком негативно отзывается и о MRA, аргументируя это тем, что они долгое время были единственными, кто вообще занимался проблемами мужского гендера. Их тактика — это отражение в кривом зеркале того, что делает MensLib: они тратят много времени на возмущение, гнев, «тыканье» пальцем, занимают позицию «мы против них» или «либо вы с нами, либо вы против нас». «Всё сводится к тактике», — поясняет Ходжес: «Если вы тратите всё своё время на воинственную вражду или ненависть онлайн, то она к вам вернётся. Такая тактика бесполезна: то, что организация ассоциируется исключительно с неадекватным гневом онлайн, никому не идёт на пользу».

MensLib не ограничивается отвлечёнными онлайн дискуссиями и занимается распространением информации о проектах, которые сосредоточены на решении конкретных мужских проблем. Например, проект CALM, созданный в Великобритании, занимается поддержкой мужского психического здоровья и проблемой самоубийств. Их миссия — дать мужчинам понять, что им протянут руку помощи в сложной ситуации. Есть юридические группы, которые борются с мужскими изнасилованиями в тюрьме — например, Just Detention International. И их усилия также помогают организациям вроде MaleSurvivor, которые заняты поддержкой мужчин, переживших сексуальное насилие. Ходжес считает, что проблемы мужчин нуждаются в таком же наборе адресной поддержки, что и женские проблемы, для их решения необходимо координировать усилия всех организаций, чтобы они сотрудничали и не дублировали друг друга. «Я думаю, очень важно не смотреть на организации, решающие проблемы мужчин так, будто они пытаются сконцентрировать на себе всё внимание общества и отвлечь от других важных вопросов. Они так же важны, как часть широкого движения за социальную справедливость, которое делает мир лучше для всех», — уверяет активист.

 

Женщины могут бить своих мужей, мальчики могут становиться жертвами изнасилования, признание этих фактов не наносит ущерб деятельности феминизма.

 

MensLib самостоятельно занимается фандрайзингом и создаёт просветительские проекты внутри сообщества, например Ask Me Anything, в котором журналисты, активисты и  прочие заинтересованные в теме специфики мужского гендера, отвечают на вопросы всех желающих. Одной из главных фигур в этом проекте стал журналист The Guardian Элли Фогг. Фогг всегда был заинтересован в гендерных вопросах как журналист, а после рождения двух сыновей начал вести блог с ироничным названием Heteronormative Patriarchy For Men, потому что в массовых медиа, по его мнению, детальное обсуждение проблем мужского гендера с серьёзным уклоном влево практически невозможно.

Фогга часто называют феминистом, причём с полярными интенциями: пытаясь либо сделать комплимент, либо оскорбить, но на фундаментальном уровне он старается выйти из дискурса феминизма, профеминизма и антифеминизма в попытке развить теорию и концептуальную базу решения проблем мужского гендера. При этом он негативно относится к борцам за мужские права и не возражает, когда его деятельность кто-то интерпретирует как профеменистскую. По мнению Фогга, за 50 с лишним лет современного феминизма общество довольно хорошо научилось концептуализировать специфические вопросы женского гендера, вписывать их в контекст патриархальности, мизогинии, мизандрии и так далее. Но когда возникают ситуации вроде учащения мужских самоубийств и необходимости помогать мужчинам, пострадавшим от домашнего или сексуального насилия, наша политическая культура не имеет языка и идеологических инструментов. Это приводит к тому, что разработка решений подобных проблем протекает очень медленно, но Фогг пытается это изменить. 

По мнению активиста, пора перестать отрицать или закрывать глаза на доказательства того, что проблемы мужчины имеют гендерную специфику даже в тех областях, которые считаются территорией феминизма, таких как сексуальное и бытовое насилие. Женщины могут бить своих мужей, мальчики могут становиться жертвами изнасилования, признание этих фактов не наносит ущерб деятельности феминизма. Бесконфликтному выходом в этом случае Фогг считает гендерно-инклюзивную политику. За последние пару лет многие мужские благотворительные организации и кампаний, в которых он участвовал, придерживались этой политики. Он признаёт, что мы живём в мире опрессивных гендерных сценариев, соглашается с тем, что мужчины и женщины подчас имеют разные потребности и проблемы, и призывает искать пути их решения. То есть Фогг верит, что дискуссия о мужчинах и их проблемах и женщинах и их проблемах может происходить параллельно, не обязательно делать это в одном пространстве.

Фоггу сильно достаётся в интернете, причём обвиняют его представители совершенно разных комьюнити: борцы за мужские права пишут гневные посты в своих сабреддитах, обвиняя Фогга в том, что он прислуживает феминисткам; полярное комьюнити уличает журналиста в мизогинии и мизандрии; и даже самые прогрессивные мужские активисты находят о чём поспорить с журналистом. Например, проблему опеки над детьми Фогг считает актуальной но, по мнению того же Ходжеса, она во многом раздута борцами за мужские права. На его взгляд, риторика вокруг неё, скорее, связана с алиментами, причём индивидуальные жалобы пытаются превратить в общественную проблему. «Если даже согласиться с тем, что мужчин дискриминируют в процессе судебного назначения опекунства, то мы всё ещё говорим только о чём-то вроде 4% разводов», — объясняет свою позицию Ходжес. — Остальные 96% — это решения, которые принимаются без участия судьи. И, может быть, стоит фокусировать внимание не на 4% случаев, а на проблеме социальных ожиданий в отношении мужчин и понять, почему так много мужчин добровольно отказываются от ответственности за своих детей после развода». С другой стороны, мы знаем, что судьи действительно имеют предубеждения об относительных способностях матери и отца быть опекунами, но Ходжес утверждает, что здесь ситуация быстро улучшается и скоро все судьи будут решать, кто станет лучшим основным опекуном и воспитает ребенка, не имея гендерных предпочтений. 

Среди прогрессивного мужского движения есть люди как левых, так и правых взглядов, у них зачастую разные отношения к гендерным вопросам, к тому, какие из проблем релевантнее других, и как их нужно решать. Ходжес уверен, что главная проблема — недостаток самоанализа и интроспекции, что присуще, наверное, любому активизму, за который берутся белые мужчины из развитых стран: «Я думаю, это связано с тем, что мужчины уже очень давно находятся на вершине пирамиды социальных привилегий. И то, что наша организация подвергается критике и деконструкции, для многих слишком ново и неприятно, но это необходимо для развития». 

Вопреки распространённому мнению о том, что движения за права мужчин — это гомогенное сборище женоненавистников, мы видим, что в дискуссию оказывается вовлечено всё больше людей, существующих в рамках левого дискурса, в целом признающего традиционную концепцию патриархата. Это даёт надежду, что однобокое восприятие системы привилегий будет пересмотрено на фоне эволюций представления о мужском и женском и возникновения гендерно-инклюзивной политики. 

Изображения: Flickr.com/photos/fei_company