Вчера в московском институте «Стрелка»  прочитала лекцию Кларисса Смит, доктор наук британского Университета Сандерленда, одна из основательниц академического журнала Porn Studies. Она исследует влияние популяризации порно на человеческие желания, а также активно противостоит инициативам по ограничению оборота порнографии в Британии. Мы встретились с Клариссой, чтобы узнать, как меняется жизнь, когда порно начинают смотреть в очках виртуальной реальности.

«Отвращение — это очень сильное чувство»: Интервью с Клариссой Смит, исследовательницей порно. Изображение № 1.

 

Мы живём во время, когда порно не просто доступно, а является неотъемлемой частью повседневной культуры. И вы в своих работах оцениваете это положительно. Почему?

Я не оцениваю это положительно или негативно. Это факт. Раньше в Британии порно можно было найти только в специальных магазинах, но выбор был невероятно маленьким из-за множества ограничений со стороны государства. 20–30 лет назад можно было найти только софткор, сейчас ситуация изменилась. Конечно, порно позволило заговорить о сексе открыто — это позитивный аспект. Но меня интересует не вынесение конкретных оценок, а более широкие темы. Например, почему люди смотрят порно? Какое порно? Кто делает на этом деньги, а кто нет? Мои исследования не несут конкретных оценок, так как порно стало частью нашей жизни и, вероятно, останется ей ещё очень долго.

Какие трансформации происходят с нашей сексуальностью на фоне неограниченного доступа к наблюдению за сексом любой степени изощрённости? 

Многие, конечно, рассуждают о негативных эффектах от порно. Но секс — комплексное явление, в которое также входят сложности и беспокойство, которые мы испытываем на этот счёт. Многие люди смотрят на порно как на часть и даже причину этих трудностей. Но для других доступ к порно — это шанс узнать о возможностях, способ разобраться со своей сексуальностью. Для некоторых социальных групп доступ к порно сыграл огромную роль. И я говорю не только о мужчинах, но и о женщинах, многие из которых открыли неожиданные аспекты своих желаний с помощью порнографии. То же самое произошло с сексуальными меньшинствами. Порно запустило множество дискуссий в обществе о том, что секс — это не просто способ воспроизводства, но и важный аспект жизни, человеческой личности, каких-то сообществ по сексуальным интересам. Порно сделало возможным объединение людей с похожими сексуальными предпочтениями. 

То есть люди смогут образовывать какие-то стабильные социальные группы в соответствии с любимыми сексуальными практиками?

Мы можем наблюдать эту динамику прямо сейчас. В Западной Европе и других странах люди пытаются объединяться согласно своим сексуальным предпочтениям. Возьмём хотя бы гей-коммьюнити. Для них очень важно находить друзей и становиться частью чего-то большего по принципу сексуальной ориентации. В Британии есть несколько городов с гей-районами, где люди могут чувствовать себя абсолютно свободно.

За последние годы в обществе наконец возникла мысль о том, что девушкам порно тоже вполне себе нравится. Как постепенное разрушение этого сексистского табу влияет на женскую сексуальность? 

Сказать честно, я начала заниматься porn studies после того, как наткнулась на несколько эротических журналов для женщин в жанре софткор. Меня очень заинтересовала феминистская теория и её взгляд на сексуальность. Потом я узнала о конкретных девушках, покупающих эти журналы и регулярно читающих их. Работу над моей кандидатской диссертацией я начала именно с разговоров с этими женщинами. Дело в том, что в патриархальной культуре женская сексуальность, не нацеленная на удовлетворение потребностей мужчины, принимается очень тяжело. А в этих журналах было какое-то освобождение, возможность воспринимать мужчину как объект для удовлетворения собственных потребностей. Порно помогает женщинам не стыдиться своих желаний, быть открытыми и способными сказать, что им нравится, а что нет. Женщин всегда стыдили за любовь к сексу, за слишком частый секс, за поведение «как у шлюхи». Девушки, с которыми я разговаривала, объяснили мне, что порножурналы такого рода сильно помогли им в открытии своей сексуальности. Они чувствовали поддержку.

Порно помогает говорить о вещах, о которых ты не говорил раньше. Люди ведь постоянно обсуждают новый опыт в разных сферах жизни. Мы часто говорим о путешествиях как о новом опыте, благодаря которому прикасаемся к другой культуре, пробуем новую еду, знакомимся с иным искусством. Но когда речь заходит о сексе, мы почему-то должны держать это в себе. Я воспринимаю порно как кулинарную книгу или модный журнал. Ты получаешь возможность увидеть другие вещи, многие из которых тебе могут не понравиться. Но если вы пробуете какой-то рецепт и выясняется, что еда невкусная, это же не значит, что вся еда невкусная? Секс — это естественная часть жизнь, которая подразумевает ощущение и счастья, и разочарования. Порно — это зона, в которой люди могут как пробовать новые вещи и узнавать себя, так и увидеть то, что вызовет у них неприятие. Это нормально. 

В одной из статей вы написали, что порно — это не только про удовольствие, но и про отвращение. Это как?

В отвращении есть удовольствие. Людям нравится испытывать весь спектр чувств. К примеру, страх. Порно в каком-то смысле удовлетворяет эту потребность. Ведь, знаете, мы смеёмся не только от удовольствия. Отвращение — это очень сильное чувство, которое мы ощущаем всем телом. Ну, вот шок-видео на YouTube — они очень популярны. В этом что-то есть — пугать самого себя или специально вызывать у себя отвращение. Нам нравится смотреть на других людей, когда они испуганы или чувствуют омерзение, особенно когда они не готовы к этому. Порно также затрагивает эту часть человеческой сущности, потому что границы представления о нормальном сексе очень размыты. Когда люди видят какие-то неприятные им сексуальные практики, возникает эффект отвратительного удовольствия или удовольствия от отвращения. Этот вопрос ещё довольно мало изучен, но совершенно очевидно, что этот феномен волнует нас. 

Многие критикуют порно за воспроизводство стереотипов и банальных образов. Что делать с тем, что человек становится заложником категорий на порносайтах? 

Категоризация — это способ для быстрого поиска нужных роликов. Но, с другой стороны, категоризация — это всегда проблема, даже если это происходит в школе или в медицине. Каталогизация людей всегда наносит ущерб индивидуальности. Но я не уверена, что это так уж опасно. Противники порно говорят о том, что зритель из-за такого разделения может забыть о том, что смотрит на реальных людей. Мне кажется, потребитель помнит, что живёт в реальном мире. Категоризация — это сложная практика со своими проблемами. Однако человеку надо дать возможность продраться сквозь миллионы порнороликов к тому, что ему действительно нравится. Я думаю, что категории на порносайтах — это такой табу-каталог, в нём используется табуированный язык. Но это всё равно очень похоже на поиск книги в библиотеке. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секс-просвещение фокусируется только

на борьбе с венерическими заболеваниями и нежелательной

беременностью. Подростки до сих пор узнают о сексе от своих товарищей

по играм, от старших братьев или сестёр, из каких-то журналов.

    

 

 

Приводит ли невероятное разнообразие в порно к постоянному чувству неудовлетворённости в реальной жизни? 

Люди должны вырастать из своих фантазий. Фильмы, журналы, газеты — всё это несёт в себе фантазийный элемент, который служит для главной цели — изолироваться от реальности.

Получается, что порно — это практически сай-фай? 

Да, что-то в этом роде. Порно имеет связь с реальностью, но это не реальность. Совершенно очевидно, что все те гимнастические трюки и ситуации, которые мы видим в порно, неосуществимы реальными людьми в реальном мире. Ну, представьте Бэтмена или Супермена. Они нам нравятся, потому что умеют летать. Мы можем представить, что умеем летать и какие возможности приобретём в этом случае. Фильмы о супергероях очень похожи на порно, потому что порно лишь репрезентует условные возможности. Вроде того, что ты можешь заниматься сексом часами, переспать с кем угодно по первому позыву, иметь идеальное тело, испытать кучу фантастических оргазмов. Но это не значит, что люди верят в возможность осуществления этих фантазий.

Я знаю, что главным аргументом является история про подростков, которые сталкиваются с нереалистичными образами из порно и примеряют их на реальный секс. Но это не повод критиковать порно. Проблема в том, что мы не предоставляем детям адекватное сексуальное образование, которое поможет им узнать о настоящем сексе. В Западной Европе детей стремятся ограждать от секса как можно дольше, предоставляют очень мало информации и злятся, когда узнают, что дети что-то об этом знают. По-моему, в Британии большинство подростков покидают школу с очень странными представлениями о сексе. У нас секс-просвещение фокусируется только на борьбе с венерическими заболеваниями и нежелательной беременностью. Подростки до сих пор узнают о сексе от своих товарищей по играм, от старших братьев или сестёр, из каких-то журналов. Ну и из порно, разумеется. Ни один из этих источников не подходит для нормального секс-образования.

В России сексуальное образование вообще отсутствует.

Но дело в том, что не говорить о сексе — это тоже метод сексуального воспитания. Молчание — тоже в своём роде язык, который сообщает нам о том, что о сексе не говорят, секса надо стесняться. Но нам необходимо говорить о сексе с подростками для того, чтобы развенчивать мифы. Не учить, как заниматься сексом, а помогать чувствовать себя комфортно в собственном теле и с чужими телами тоже.  

Порно сильно изменяет наши представления о «хорошем сексе», создаёт новые представления о норме. Например, анальный секс становится чуть ли не доказательством женской преданности своему партнёру. Женщин часто психологически принуждают к этому. Как быть с такой тенденцией?

Порно действительно сыграло свою роль в появлении такого феномена. Но мы вновь возвращаемся к вопросу о сексуальном просвещении. В Британии анальный секс считается проблемой, потому что многие молодые девушки не знают, как отказать своему парню. Но это не негативный эффект от порно, а проблема женской сексуальности, которая много лет находилась в зависимости у мужского желания. Многие девушки чувствуют, что не имеют права сказать «нет». Для кого-то анальный секс приятен, но женщины всё ещё испытывают сложности в выражении своих настоящих желаний или обозначения стоп-зон. 

БДСМ-культура также вышла на новый уровень популярности из-за порно. Как это понимать? Как сублимацию подсознательной склонности к жёсткости такого огромного количества людей? 

Для начала надо разделить людей на две группы — реальных членов БДСМ-комьюнити с соответствующим стилем жизни и людей, которые иногда балуются БДСМ-практиками. Это разделение очень важное, так как люди, принадлежащие БДСМ-комьюнити, очень серьёзно относятся к идеям этого течения, думают о рисках, много знают, объединяются в социальные группы, где их поддерживают и понимают. Все остальные же иногда пробуют что-то из БДСМ-арсенала вроде кожаной одежды. Ваш вопрос больше относится ко второй категории людей, которые иногда привязывают своего партнёра, носят костюм из латекса или устраивают ролевые игры. Это действительно может быть что-то подсознательное, потому что люди обычно стыдятся подобных желаний. Но давайте не будем в это углубляться. Знаете, людей, которые всерьёз увлекаются БДСМ, очень много обсуждают. Многие исследователи говорят о наличии у них патологий. Полагаю, что мы должны признать, что БДСМ-комьюнити так серьёзно ко всему подходит, что это уже не подсознательное желание, а нечто крайне сознательное. Для тех, кто не столь серьёзен, это просто что-то игривое, очень сексуальное и забавное. Вы читали «50 оттенков серого»? 

Нет. 

Это очень интересный феномен, несмотря на то что многие говорят, что это литература плохого качества. Меня это не волнует, потому что «50 оттенков серого» — это секс с точки зрения женщины, её путешествие по миру, который она не понимает, и о тех удовольствиях, которые она для себя открывает. Знаете, после выхода книги в Британии очень поднялись продажи секс-игрушек, которыми пользовались герои этой книги. И я думаю, что для многих людей это было игривое дополнение к отношениям.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто-то предпочитает только мастурбацию, 

кто-то различные фетишистские практики, кто-то вообще асексуален,

и все эти вариации должны восприниматься нормально

 

    

  

Может, БДСМ — это просто мода?

Да, тут, конечно, есть элемент моды. Для некоторых БДСМ — это многолетний образ жизни, но для многих людей — это просто вещь, которую практикуют пару месяцев или с одним из партнёров, а потом двигаются дальше. 

То есть это не деформация человеческой сексуальности?

Наша сексуальность не застревает в мёртвой точке во время нашего первого сексуального опыта. Она меняется, прогрессирует. Абсолютно нормально иметь долгий период с большим количеством секса с разными партнёрами, а потом прийти к моногамному счастливому браку. Или экспериментировать с полиаморией, а потом стать асексуальным. Или просто не хотеть секса довольно долгое время. Очень важно признать, что даже плохой секс может быть полезным для познания себя. 

А что делать с ситуацией, когда ты мог заниматься обыкновенным сексом, а потом перестал, потому что открыл для себя в интернете какой-то фетиш и теперь не чувствуешь себя без него полноценным?

А почему это должно быть проблемой? Я имею в виду, это нормально, если это ваш метод для выражения своей сексуальности. 

Но если раньше человек мог комбинировать обычный секс и фетиш, то теперь не может. Разве это не проблема?

Может быть, фетиш — и есть то самое. Эти практики тоже могут быть очень разнообразными и интересными. Некоторым людям вообще не нравятся гениталии, и это нормально. 

Ну а как же разнообразие?

Для многих людей генитальный секс неприятен в принципе. Пока люди чувствуют себя комфортно со своим фетишем — всё в порядке. В нашей культуре заложено, что моногамный гетеросексуальный секс — самый здоровый способ выражения сексуальности, но это очень рудиментарно. Кто-то предпочитает только мастурбацию, кто-то различные фетишистские практики, кто-то вообще асексуален, и все эти вариации должны восприниматься нормально. 

Сегодня люди как никогда часто постят собственные порноролики, часто низкокачественные и далёкие от представлений об эстетичной эротике. Как надо понимать это внезапное освобождение от стереотипов о «теле порноактёра»?

Технологии очень изменили отношение к нашим телам. Я мать двоих дочерей-подростков, и меня удивляет, что они постоянно выкладывают свои фото в социальные сети. Лично я ненавижу фотографироваться, совсем, но они растут во время, когда ты можешь удалить фотографию в любой момент. В моё время фото проявляли про три недели, и потом ты просто видел, насколько ужасно получился. Мои дочки делают очень много фотографий, и это часто смешные или нелепые снимки. Будь я подростком, то страшно бы расстроилась, увидев себя такой. Однако это их вообще не волнует. С постингом хоум-видео происходит абсолютно такая же трансформация. Это результат изменения отношений наших тел с технологиями, они становятся более расслабленными. Таким образом, мы можем видеть все виды телесности в порнографии, что замечательно. Мне бы хотелось думать, что в порно появилось больше бодипозитивных тенденций, но такие проблемы, как слатшейминг и бодишейминг, конечно, никуда не исчезли. Технологии дали множество возможностей для репрезентации своего внешнего вида новыми методами.

Как обилие фейкового инцеста в порно уживается с работающим табу на инцест в реальной жизни?

Очень интересный вопрос, его внимательно рассматривал Жорж Батай (французский философ, изучавший потребность в запретах как неотъемлемую часть человеческой сексуальности. — Прим. ред.). Я думаю, не надо тут вообще никаких течений. Мне нечего вам сказать сейчас, потому что имитация инцеста в порно — это тема, которую мне бы хотелось исследовать в будущем. Возможно, стоит рассматривать инцест как последнее табу в наше время, когда кто угодно может заниматься сексом с кем угодно. Можно воспринимать это как естественную потребность в табу.

Ну а почему interracial-порно такое популярное? Этично ли говорить о равенстве и антирасизме, когда на каждом порносайте существуют расовые категории?

Мы забываем о том, что существуют азиаты и чернокожие потребители порно, которые просто хотят смотреть ролики с представителями своей этнической группы. Но порноиндустрию действительно критикуют за потакание интересам белого человека. Проблемы с репрезентацией рас в порно, безусловно, существуют. Говорить о равных возможностях для представителей небелых рас в порно так же невозможно, как говорить о равных возможностях в Голливуде. Но вообще для чернокожих людей шанс заявить о своей сексуальности в порно стал очень важным этапом. Чёрные тела и чёрные люди стали вовлечены в изображение секса, который приятен и хорош. У Мирей Миллер-Янг есть книга «Вкус коричневого сахара: Чёрные женщины в порнографии» («A Taste for Brown Sugar: Black Women in Pornography»), которая освещает интересные вопросы, связанные с этой темой. Она говорит о том, что, с одной стороны, чернокожие люди активно включены в порнопрактики, но с другой — на них проецируются расистские стереотипы. Порно не невинно в этом смысле.

Как быть с тем, что порноактрисы во многом освобождают сексуальность женщины, однако делают это в рамках патриархальной модели?

Если девушка любит свою работу и чувствует, что хочет ей заниматься — это хорошо. Она вполне может определять своё участие в порноиндустрии как расширение собственных профессиональных и эмоциональных возможностей. Однако я не думаю, что это подходит для всех. Сниматься в порно очень тяжело. Лично я даже фотографироваться ненавижу и не могу представить, как это сложно — заниматься сексом на камеру и одновременно выражать какие-то эмоции — энтузиазм, радость, возбуждение. Для того чтобы сниматься в порно, нужна квалификация, определённые навыки, а не просто наличие большой груди и красивой причёски. 

Новым методом выражения женской сексуальности считается феминистское порно. Как изменилась индустрия после его появления?

Феминистское порно разрушает традиционное представление о том, что такое порно. Это замечательно. Я думаю, что существуют люди, которые объединяются благодаря фем-порно — продюсеры, актёры и, конечно, потребители. Эти люди поняли, что им не нравится существующее порно, поэтому просто стали делать своё. Тут присутствует политический элемент, и это очень хорошо. Феминистское порно помогает принять разные типы телесности, в том числе людей с ограниченными возможностями, находить новые способы взаимодействия, а также продемонстрировать гендерное разнообразие.

Многие считают его скучным.

Феминистское порно не в моём вкусе, но в нём много всего интересного, моя диссертация посвящена этому феномену. Это не только про секс, но и про политику в очень большой степени. Порно влияет не только на наши тела, но и на разум. Политическая составляющая играет очень большую роль для потребителей фем-порно.

Срабатывает принцип «личное — это политическое»?

Да, для потребителей фем-порно очень важно знать, что видео, которое они покупают или скачивают, было создано в соответствии со всеми этическими стандартами. Феминистское порно остаётся сексуальным, при этом также являясь этичным. Но если кому-то оно не нравится, в этом нет ничего плохого.

 

Изображения: Flickr.com/photos/fei_company, «Википедия» 1, 2