Уличные музыканты в Москве всё чаще жалуются на неправомерные задержания. На прошлой неделе Тверской суд оштрафовал виолончелиста Семёна Лашкина на 10 тысяч рублей за организацию «массового одновременного пребывания граждан в общественном месте», вчера по той же статье предъявили обвинение музыканту Ивану Харьковскому. Эти и другие задержания производятся на основании политической статьи 20.2.2 КоАП, которая была введена летом 2012 года как ужесточающая мера, направленная против участников несанкционированных «протестных прогулок».

Мы поговорили с осуждёнными и получившими штраф по этой статье уличными музыкантами. 

 

«По этой статье можно забрать любого человека»: Как в Москве преследуют уличных музыкантов. Изображение № 1.

Семён Лашкин

музыкант группы Radio Kamerger

Осуждён по статье 20.2.2 КоАП за организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте.

20 июня мы играли с другом, как это иногда делаем, на Никольской улице. В районе девяти вечера возле нас остановилась машина с полицейскими, которые изначально были настроены на то, чтобы отправить нас в отделение. Они несколько раз попросили меня проследовать с ними. В итоге я с виолончелью доехал до отделения, там на меня завели административное дело по статье 20.2.2 КоАП, виолончель забрали до суда, а через пару часов отпустили. Сложно сказать, было ли задержание законным, мне таковым видится само основание. Любое правонарушение должно иметь свидетелей, как и изъятие виолончели — понятых, которых там, естественно, не было, были просто вписаны левые имена. 

Суд проходил при большом внимании и прессы и людей. Во многом поэтому, думаю, суд и вызвал одного свидетеля. Но, несмотря на все доводы и материалы, решение суда было обвинительным. Статья 20.2.2 п. 1, штраф 10 тысяч рублей.

Я потом прочитал постановление суда — там на редкость бредовые формулировки. Все мои паспортные данные — адрес, место работы, место жительства, — написаны неправильно. И ещё у меня оказывается ребенок есть.

Эту статью применяют там, где невозможно применить другие статьи. Конкретно ей можно пользоваться практически всегда и везде, учитывая, что ни толпы, ни препятствий к инфраструктурам не было. Можно всегда забрать любого человека на небольшое время.

Мой приговор уже обжалуется, мы с адвокатами хотим довести дело до максимально высокой инстанции. На Никольской играть точно не хочется, повторное задержание грозит штрафом от 150 до 300 тысяч, далее — вплоть до лишения свободы.

Вопрос о правомерности применения статьи лучше адресовать юристам. Но она точно нарушает права, данные Конституцией РФ, написана грубо, неточно и, как видно, применяется в «неудобных» случаях. Получается, что каждый отдел полиции волен трактовать её по ситуации, применяя в тех случаях, когда других полномочий не остаётся.

 

Иван Харьковский

уличный музыкант

Осуждён по статье 20.2.2 КоАП за организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте.

Я сыграл всего несколько песен, приехали полицейские, не представились, что-то пробормотали про статью и запихали меня силой в машину. Я даже не сразу понял, что конкретно происходит. На все мои вопросы говорили, что объяснят причины задержания в отделении. При этом я ни разу в жизни не совершал административных правонарушений и никогда ни по каким делам к суду не привлекался. 

Мне прописали организацию митинга и штраф в размере 10 тысяч рублей. Конечно, задержание было абсолютно незаконным, не было никаких свидетелей, копии протокола на руках, фамилии в ней.

Сам суд продлился две минуты. Я утверждал, что не организовывал никаких массовых мероприятий, но меня признали виновным. Мне не хотели отдавать инструменты, но в постановлении суда чётко прописано, что надо сразу возвращать. Я хотел бы обжаловать приговор, но какой-то толк от этого вряд ли будет, это порочный круг. С другой стороны, какой-то общественный резонанс нужен. Конечно, я планирую играть на улице и дальше, хоть и немного страшно. Обязательно буду снимать разговор с полицией на камеру, ведь это бандитизм, а не правоохранительные органы. 

Олег Мокряков

уличный музыкант  

Музыкантов вообще не прекращали задерживать с 1990-х годов. В 2013 году был случай с моим хорошим знакомым: его задержали во время выступления на Арбате, отобрали гитару и хотели завести дело по статье 20.2.2. Гитара оказалась повреждена, и он подал на полицейских на Арбате гражданский иск. В августе этого же года на Никольской арестовали уличного музыканта, тоже отобрали гитару. Когда начался c полный беспредел с задержаниями, мы поняли, что с этим нужно бороться. Общественное мнение может послужить тому, чтобы эта ситуация изменилась.

Есть ощущение, что на Арбате нам начали мстить — там существует коррупционная связь между местным бизнесом, полицейскими и управой, которые друг друга покрывают. И если на Никольской всем музыкантам приписывают статью 20.2.2, то там выписывают штрафы и забирают инструменты за незаконную торговлю и незаконную предпринимательскую деятельность. Пока не заплатишь штраф 10 тысяч рублей, инструменты тебе не вернут. Их хранят прямо в управе, они даже не заморачиваются над тем, чтобы отвезти музыкантов в полицию, отправляют сразу в управу. 

По статье 20.2.2 чаще всего задерживают как раз на Никольской. На Чистых прудах, где я часто играю, приписывают неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Просто хватают и увозят без всякого повода, предъявляют какое-то нарушение закона, которого нет.

В этом смысле статью 20.2.2 удобно применять. По ней есть конкретное указание: если её кто-то решил применить, значит, этому человеку ничего не будет. Политические статьи у нас поддерживают на самом высоком уровне. Поэтому она пользуется таким успехом и непробиваема. И отменить её можно либо каким-то массовым политическим протестом, либо чьей-то политической волей. Но ни того, ни того не предвидится. Есть подозрение, что задержания на самом деле случаются намного чаще, мы просто не обо всех знаем. Людей просто судят, к ним никто не приходит на суд, о них не пишет пресса. 

Мы знаем по поводу законодательной базы в отношении уличных музыкантов всё. Но после того, как я полицейскому рассказываю о том, что нет никаких законов о деятельности уличных музыкантов, часть слышу знаменитую фразу «Мы придумаем, за что вас осудить». Единственный закон — это закон о тишине. Но мы просто не играем с использованием звукоусилительной аппаратуры после 22:00, и на этом наши отношения с законом заканчиваются. 

 

Когда-то нам казалось, что Беларусь — тоталитарное государство, потому что там арестовывали людей за то, что они хлопали в ладоши, но сейчас то же самое у нас считается в порядке вещей

 

Обычно задержание происходит следующим образом: уличный музыкант играет или только собирается, подходят полицейские и говорят, что нужно проехать с ними для составления протокола. Его грузят вместе с инструментами в машину и увозят. Дальше составляют протокол по статье 20.2.2 и выдают повестку в суд. Суд обычно идёт от двух до пяти минут. Штраф по этой статье вменяют в размере 10 тысяч рублей. Хотя у нас был прецедент с присуждением штрафа 15 тысяч рублей и арестом.

Мне самому чаще удаётся убедить полицейских в том, что они неправы — я часто прямо при них подаю жалобу по 02 о том, что ко мне подошли люди в форме, не представились, и после этого пыл часто остывает. Обычно, когда подходит полиция, и музыканты, и зрители часто достают телефоны, чтобы снимать происходящее. У нас вообще уже накопилась серьёзная база материалов. 

В прошлом году на фоне подобной серии задержаний мы провели флешмоб для привлечения внимания к проблеме. Это была серия протестных акций — одиночных пикетов с плакатами. Самой заметной была акция с заклеенными скотчем ртами и инструментами, который мы провели на Арбате. К нам тогда присоединились и другие музыканты, которые изначально даже не были в курсе акции. Это вызвало очень серьёзный резонанс, который, кстати, до сих пор не ослабевает. Теперь любое задержание или акция вызывает какую-то реакцию. Нас начали поддерживать политические партии — «Левый фронт», «Яблоко». И всё не просто так — результаты есть. Так один из муниципальных депутатов выступил с инициативой: выделить четыре места, где можно играть. Сейчас мы начинаем готовить новую серию акций и митинг. Мы хотим привлечь к нему большое внимание , хотим, чтобы его осветили местные и иностранные средства массовой информации. Я хочу поиграть на Красной площади и надеюсь, что меня не посадят в тюрьму, как Павленского. Хочется верить, что мы ещё можем что-то изменить. Ведь гонения на музыкантов даже без таких чудовищных штрафов случаются постоянно. 

Всё, что происходит у нас сегодня в отношении властей к уличной активности, — это абсурд. Когда-то нам казалось, что Беларусь — тоталитарное государство, потому что там арестовывали людей за то, что они хлопали в ладоши, но сейчас то же самое у нас считается в порядке вещей. 

Изображения: Flickr.com/photos/fei_company