В эпоху глобального консюмеризма, когда ценность зачастую измеряется нулями, крайне важно сосредоточиться не на количестве, а на качестве. Ведь не всегда последний пункт исчисляется долларами. На бартерном аукционе «Сбагрис!», который недавно прошёл в Новосибирске, художникам удалось показать, что эквивалентом их работ являются не денежные знаки, а еда, полезные вещи и внимание зрителя.

Мы пообщались с организатором аукциона Денисом Ефремовым и узнали у него о целях, которые преследует «Сбагрис!», о преимуществе гречки над долларом, а также о последствиях кражи артефактов современного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНИС ЕФРЕМОВ

организатор аукциона

 

 

Как появилась идея создать именно такой формат аукциона? Какие цели ты ставил перед собой изначально? 

В ноябре 2009 года у меня была персональная выставка в галерее «Арт-Холл», откуда под конец выставки пропала моя картина. Она называлась «Мечта». На самом деле, если бы я знал, что она кому-то понравилась, но у него нет нужной суммы, я бы мог её просто подарить человеку. Но её украли. Видимо, она кому-то очень понравилась. Мне было очень интересно найти, кто же это сделал, я обратился в прессу и даже в милицию написал заявление. И на следующий день пришлось давать интервью разным изданиям: им то ли писать было не о чем, то ли ещё что. Но кража произвела много шума.

После этого другие художники начали жаловаться, что у них тоже воровали картины, но такого резонанса не было. Они говорили: «Мы тоже хотим, чтобы у нас что-нибудь украли». Тогда и родилась идея устроить выставку «День украденных картин», где можно было украсть понравившуюся картину и не понести за это никакой ответственности.

Мы вывесили работы в помещении и ушли. Было очень смешно наблюдать, как какие-то люди в масках с картинами убегают из галереи. Когда официальные гости пришли к открытию выставки, работ уже не было, толпа всё расхватала. И мы решили, что это успех. Правда, осталась лёгкая горечь, что взамен мы ничего, кроме морального удовлетворения, не получили. Например, по рассказам очевидцев стало ясно, что за право украсть некоторые работы люди боролись, причём с большим азартом. Было очень приятно, что наши работы кому-то нужны.

Поэтому мы начали думать, как же создать такие условия, чтобы и взамен что-то получить, и дать возможность побороться всем желающим в комфортных условиях. И так пришла идея бартерного аукциона «Сбагрис!». Тогда большая часть из нас (а у нас тогда появился «Сибирский молодёжный арт-клуб») были либо студентами, либо недавними выпускниками, и еда в качестве оплаты за творчество нас вполне устраивала.

Это была первая идея. По мере её развития она стала обрастать новыми смыслами. Касательно самого слова «сбагрис»: хотелось, чтобы название аукциона начиналось на букву С, а заканчивалось на «-ис», как «Кристис» и «Сотбис». Уже тогда некоторые художники говорили, что унизительно отдавать работы за еду. Но для себя мы решили, что наш аукцион — самый престижный в мире.

Сейчас мы понимаем, что аукцион становится уникальным местом, в котором картины уже известных авторов можно попробовать выменять на что-то. Можно пойти традиционным путём — приобрести понравившуюся работу в галерее или напрямую у художника, но за большие деньги. А можно попробовать побороться за картину на аукционе, что гораздо менее затратно, но предполагает определённую долю удачливости и расчёта. 

В эпоху, когда продают всё, от идей до готовых артефактов, не так просто найти единомышленников, готовых не продать свои работы, а попросту обменять их. Помогал ли тебе кто-то в разработке концепции экспозиции? Всё ли удалось сделать из намеченного? 

За художниками-единомышленниками далеко ходить не пришлось. В Новосибирске, чтобы найти покупателя на авторскую картину, нужно очень-очень постараться. В условиях, когда в городе нет галеристов и агентов, художникам нужно этим заниматься самим. А мало кто обладает талантом бегать и продавать свои работы. Поэтому много работ копится, да и создавались они изначально не на продажу, а по зову души. Многим авторам понравилась идея найти таким образом новых хозяев работам, пустить их в народ.

Каким образом проходил отбор картин? Кому отдавали предпочтение? 

В этом году мы позиционировали аукцион как эксперимент. Нам было интересно, что выставят художники и что взамен предложат люди. Хотелось выставить работы всех направлений, стилей и жанров — от резьбы по бересте до цифровой графики и привычных живописных полотен. Так и отбирали — если произведение не было похоже на то, что уже собираемся выставить, то брали. Также сравнивали по качеству исполнения. В первую очередь брали наиболее качественные работы. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже тогда некоторые художники говорили, 

что унизительно отдавать работы за еду. Но для себя мы решили,

что наш аукцион — самый престижный в мире.

    

 

Этот «Сбагрис!» — не первый. Подобное мероприятие ты уже организовывал в 2010 году. Как эволюционировала концепция и сам аукцион с того времени? 

Концепция аукциона особых изменений не претерпела. А вот авторы — да. В 2010 году мы были совсем молодыми, с небольшим числом выставок. В этом же аукционе участвовали уже известные Новосибирску художники. 

Судя по реакции СМИ, в Новосибирске такой аукцион восприняли позитивно. Не планируешь ли расширить географию события и провести его, предположим, в Москве? 

Желание расширить географию проекта есть. Мы бы хотели создать возможность коллекционерам всего мира бороться за лоты онлайн во время непосредственных торгов в Новосибирске. Мы также развиваем идею выездных аукционов. Но тут есть одна загвоздка — аукцион некоммерческий. Для нас это означает, что мы не сможем просто так приехать в какой-либо город, арендовать помещение, заняться раскруткой аукциона. Нужны партнёры, которые были бы готовы взяться за организацию события в своём городе, на своей площадке. 

Есть ли уже какие-то планы на следующий год?

Уже в январе 2016 года начнётся приём заявок на следующий аукцион. Отбор работ продлится шесть месяцев. После этого, в сентябре, мы организуем серию предаукционных выставок. И 27 ноября 2016 года в 19:00 по Новосибирску начнутся торги по новому аукциону. Также думаем сделать выездной аукцион в Омске, поскольку есть инициатива от тамошних культурных деятелей. 

Кто те художники, чьи картины были представлены на аукционе? 

Самые разные люди. Есть авторы, которые работают давно и уже успели стать известными в Новосибирске и не только. Есть те, для кого творчество — это хобби. Есть, например, студентка, для которой выставка «Сбагриса!» стала первым выставочным опытом. 

Такой некоммерческий подход к искусству сегодня выглядит как философия. Как относишься к работам на заказ? И вообще к аукционам, где люди продают картины не за гречку или кроссовки, а за миллионы долларов? 

К работам на заказ отношусь как к ремеслу. У определённой категории населения есть потребность обладать портретом своей семьи. Кто-то ведь должен удовлетворять эту потребность. Но сам на заказ я не работаю, нет времени. В Новосибирске отсутствует арт-рынок, нет устоявшихся галерей, агентов и прочей атрибутики. Когда художник создаёт работу, он редко рассчитывает, что сможет её продать. Он творит так, как чувствует и считает нужным.

К аукционам за миллионы долларов отношусь с юмором. Это вторичный арт-рынок — там продают работы, которые уже когда-то были кем-то куплены. По сути, они перепродаются. Там свои правила — картины никогда не дешевеют и не продаются дешевле, чем были куплены. Там много возможностей для спекуляций. Когда-нибудь во время кризиса этот рынок может лопнуть. Например, если доллар совсем обесценится, то картина будет стоить миллион бестолковых бумажек. Гречка же всегда будет актуальна. Её хотя бы съесть можно будет во время большого мирового кризиса. Ну это так, чёрный глобальный юмор.

И последнее об аукционах. Как правило, если художник ещё жив и коллекционер продаёт его работу на аукционе за миллионы, автор от этой продажи не получает ничего. Так что наш аукцион уникален тем, что автор получает сразу всё. А ещё с ним можно лично пообщаться. 

Приведи несколько примеров того, на что выменивают художники свои работы? 

Пожалуй, самым дорогим лотом оказалась работа «Крушение» 2007 года. Автор изначально просил за неё 100 зёрен гречки. А ушла она за 6 000 000 зёрен. Это примерно 180 кг. За один из лотов автору досталось 50 кг сахара. Не менее странным вознаграждением оказался суповой набор из кеты. В нём была большая замороженная голова рыбы с плавниками и хвостом. И в добавок – 5 конфет. Кстати, суповых наборов было два. Ещё один был из сёмги. К нему покупатель добавил ещё 10 конфет. Ну а самым практичным вознаграждением были валенки на зимней подошве.

 

Изображения: «Сбагрис»