Военные сводки из Сирии и зверства фанатиков ИГИЛ уже давно стали главной повесткой всех мировых СМИ. В конце сентября этого года к воздушным бомбардировкам позиций террористов подключилась российская авиация. Но для некоторых наших соотечественников активное участие в интернациональной борьбе с «Исламским государством» началось задолго до этого.

Как и любой военный конфликт с мощной идеологической подоплёкой, эта война привлекла к себе огромное количество добровольцев и авантюристов с разных концов света. Для большинства из них война против ИГИЛ — это священная борьба за свободу. В ней принимают участие добровольцы самых разных политических взглядов. Так, в войне против исламистов активно участвует «Международный батальон свободы», который состоит из добровольцев — анархистов и коммунистов из Западной Европы, Турции и других стран. Большинство добровольцев вливаются в курдские «Отряды народной самообороны» (YPG). 

Мы побеседовали с русским добровольцем, который воевал с ИГИЛ в составе ОНС. Евгений стал одним из самых первых добровольцев из России, кто, отказавшись от прошлой жизни, взял в руки оружие и вступил на путь борьбы с новыми варварами.

 ТЕКСТ: Вениамин Волин

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 1.

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 2.

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 3.

 

Что подвигло тебя сменить комфортный и безопасный образ жизни юриста на палящее сирийское солнце и перманентный риск погибнуть? 

Постоянный риск умереть — это неотъемлемая часть жизни. Болезни, несчастные случаи, убийства: не стоит обольщаться, смерть рядом. Наша культура сделала смерть маргинальной, мы вытеснили её из собственного восприятия, поставили метку табу на ней и нацепили шутовской колпак кино и видеоигр в придачу. Большинство людей обманывают себя, думая, что что-то изменится, если они проживут пару лишних лет. Не рискуя ничем, они превратили свою жизнь в мещанское болото.

Не могу сказать, что это было какое-то особое решение — поехать в Сирию. Это обусловлено моим образом жизни и убеждениями. А история борьбы сирийских курдов против ИГИЛ, создание демократической автономии вдохновили меня и на некоторое время избавили от разочарованности в человеческом обществе. 

Как родные отреагировали на твоё решение поехать в Сирию?

Из родных и близких о моих планах знали, может, пара человек. Потом чуть больше. Вообще, для меня это что-то вроде работы, а о работе дома я не говорю.

С какими сложностями ты столкнулся по пути в Сирию? Почему ты решил воевать именно в составе «Отрядов народной самообороны» и насколько сложно было попасть в их ряды?

Первая сложность: на подобные мероприятия нужны деньги, а я не фанат экономии. Тем не менее я на некоторое время притормозил с алкоголизмом и тусовочным мотовством. Это было ужасно, так как без стакана джина в руке реальность становится чересчур мерзкой.

Вторая проблема — это курды. То мой провожатый куда-то потерялся, то барзанисты границу закрыли. Но я в конце концов добрался до Рожавы.

В Сирийском Курдистане в воздухе витают правильные идеи: социал-демократия, секуляризм, феминизм, милитаризм. Впрочем, когда я туда ехал, то слабо разбирался во всех тонкостях. Прежде я интересовался возможностью присоединиться к иракским пешмерга, но тогда это было сложно. В ОНС всё просто: пишешь в Facebook, покупаешь билет до Ирака и в конце концов оказываешься там.

Расскажи немного о своём быте в лагере. 

Ну, если именно о лагере, то есть относительном тыле, то там было весьма скучно. С курдами мы контактировали не так уж сильно, тусовались в своей добровольческой компании. Курдов ужасали слова «fuck», «asshole», что для нас нормально. Мы не интересовались ортодоксальным социализмом, скучали по пиву и кока-коле. Кроме того, нам так часто рассказывали о крутом Оджалане и революции, что крыша могла съехать. Бонусом в нашем отряде были турецкие сталинисты, и вот это совсем ад.

Потом наш отряд уменьшился до двух добровольцев: кто-то погиб, кто-то уехал, так что мы уже общались с теми курдами, кто не изводил пропагандой. На самом деле там прекрасные люди, лучше, чем здесь. Мы ведь редко общались с гражданскими, а ОНС — добровольческая армия, так что там определённый тип людей, готовых жертвовать за убеждения или за свою семью не из-под палки. Идеология немного портит портрет, но вот эти амёбообразные нытики из офисов, инфантильные активисты из наших уютных стран, репостящие новости в социальных сетях, в подмётки не годятся самому безумному сталинисту с «калашом». Неважно, каких взглядов человек придерживается, если не готов стоять за них всеми силами. В Рожаве люди сражаются за свои идеалы, и это чертовски здорово. Лучше может быть только добровольное затворничество в хрущёвке с чаем без сахара.

Быт в лагере достаточно однообразный. Два раза в сутки караул. Завтрак, обед, ужин готовили на всех по очереди. Никаких тренировок. Вечерами курды смотрели телевизор, читали книги. Мы сидели в смартфонах, тоже читали, слушали музыку, болтали о том о сём, сами занимались зарядкой, чистили оружие. В общем, хотели на передовую.

 

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 4.

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 5.

Бойцы «Международного батальона свободы»

 

Одна из главных особенностей YPG — женские отряды, которые принимают активное участие в боях с исламистами. Расскажи немного об этих девушках, действительно ли в отрядах равноправие?

На самом деле это достаточно сложный вопрос в плане особенности. В Израиле, КНДР, а теперь и в Норвегии обязательный призыв для девушек. Может быть, есть ещё какие-то страны, но сравнение с обязательным призывом некорректно, повторюсь: ОНС — добровольческая армия. А на добровольной основе женщины могут служить во многих странах. Не говоря уж о различных партизанских движениях.

Полного равноправия нет, но это не связано с дискриминацией женщин. Так, женщина может командовать мужским отрядом, но мужчины женским — нет. Я был в смешанном, там могут командовать и те и другие. Часть командиров — женщины, часть — мужчины. Что я могу сказать о девушках в ОНС? Они мне понравились гораздо больше, чем те девушки, с которыми я обычно сталкиваюсь в мирной жизни. Вряд ли смогу точно и кратко передать впечатления, короче, если вы смотрели «Навсикаю из долины ветров», то я сошлюсь на Миядзаки. Навсикая — это очень точный образ курдской девушки из ОНС. 

Что ты можешь рассказать о противнике, после того как столкнулся с ним лицом к лицу? Вся эта безумная медиапропаганда ИГИЛ и ток-шоу из казней неверных — лишь способ устрашения или подобный ад там повсеместно поставлен на поток? Становился ли ты свидетелем этих зверств?

Лицом к лицу мы не сталкивались. Обычно боевые действия шли на приличной дистанции, когда ведение огня из штурмовых винтовок невозможно и перестрелка идёт между пулемётчиками и снайперами. Более близкий контакт был у штурмовых групп, но я состоял в группе закрепления и обороны либо в резервных группах при атаке. В нашей добровольческой компании в первом бою погиб Ариэль — доброволец из Ирана, после чего командиры неохотно отпускали нас в самое пекло. Лицом к лицу я видел только мёртвых игиловцев, и они выглядели достаточно мирно. Но это свойственно покойникам. Видел пару пленных, но это были какие-то ополченцы, обычное мужичьё из арабской деревни, поставленное под ружьё ИГИЛ, с китайскими «калашами».

В ИГИЛ казнят не только неверных, это также и мера наказания, применяемая к преступникам. Масс-медиа ИГИЛ демонизируют, изображая их не иначе, как толпу фанатиков, террористов и головорезов. Если бы это было так, они бы не контролировали территорию больше, чем у Асада. Всё гораздо хуже, они действительно претендуют на создание государства с функционирующей правовой системой, со всеми необходимыми социальными институтами. На самом деле ИГИЛ не сильно отличается от цивилизованной Европы и остального мира.

В 1945-м французские буржуа, которые не имели никакого отношения к Сопротивлению, выбегали на улицу, избивая и унижая женщин, спавших с нацистами. В 1990-х на Балканах албанцы и сербы резали друг другу головы так же бодро, как сейчас это делают на Ближнем Востоке. В Саудовской Аравии рубят головы, руки и ноги. То, как расправляются наркокартели в Мексике со своими жертвами, не придёт в голову большинству арабов. Мы ужасаемся тому, как игиловцы пускают пулю в голову очередной жертве, и с удовольствием поддерживаем экономику Китая, в котором приговорённых к смерти живьём разделывают на органы… ИГИЛ — отчасти вообще западное явление. Я не про теории заговора: там множество выходцев из Европы и Америки. ИГИЛ страшны не как головорезы: они страшны как социальное и политическое явление. СМИ представляют ИГИЛ как толпу «битцевских маньяков». На самом деле это очередная реинкарнация «вечного рейха». Часть политиков это понимает, поэтому Россия наконец направила туда свои самолёты и США пошли на переговоры с Ираном. Мы живём в аду, конечно, но если бы ИГИЛ удалось закрепиться, то мы бы из третьего круга переместились в четвёртый.

Разумеется, живьём казней я не видел: между нами всегда была дистанция выстрела. ИГИЛ не предлагает экскурсии для ОНС и не продаёт билеты на шоу. Для этого есть интернет. И публичные казни — лишь часть шоу. На трофейных ноутбуках нам показывали видео, где игиловцы раздают бесплатно еду, организуют суды. То, что американские военные называют завоеванием сердец и умов.

 

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 6.

Девушка-сталинистка, Гире Сипи и турецкая граница

«Публичные казни — лишь часть шоу»: Как я сражался против ИГИЛ. Изображение № 7.

Слева направо: Россия, Великобритания, Нидерланды, Канада

 

Как ты можешь оценить военную подготовку исламистов? И какие в целом у тебя ощущения от боевых действий?

Подготовка у них так себе. Есть неплохие снайперы, артиллеристы, но в массе своей бога они любят больше, чем себя, отчего в атаку они идут в полный рост. Ходила байка, что какой-то игиловец с РПГ близко подобрался к позициям, вскочил, закричал «Аллах Акбар!» и, само собой, получил очередь из пулемёта, так и не успев выстрелить. Это близко к реалиям войны.

Как я сказал ранее, я был в группе закрепления. Это значит, что в наши задачи входило занятие освобождённых населённых пунктов и их удержание. Обороняться всегда легче. Самое неприятное на войне — это мины. Как те, что устанавливают на земле, так и те, что прилетают из миномёта. Первые всё-таки неприятней. В общем-то, я думал, что будет хуже, буду молиться и тому подобное. В метро спускаться или идти на корпоратив страшнее.

Большой ли процент местного населения симпатизирует исламистам? Как в целом оно относится к курдским повстанцам?

В Рожаве преобладает курдское население, так что курдам они симпатизировали больше. Разумеется, есть те, кто поддерживает исламистов, но большинство людей — инертная масса: придут исламисты — отпустят бороды, придут курды — сбреют бороды. Я мало контактировал с гражданскими.

Недавно стало известно о гибели в Сирии русского добровольца Максима Норманна, некоторые СМИ публикуют информацию и о других русских добровольцах. Ты прибыл в Сирию одним из первых, много ли ты повстречал там русских, поддерживал ли ты с ними контакты? 

Русских не встречал. По словам военных, я был там первым русским, но вроде бы в ОНС были курды из СНГ. Я их не видел, но думаю, что они были. Познакомился с несколькими врачами, учившимися в Советском Союзе, и знал одного курда из ОНС, он на инженера в России учился.

Так как на тот момент я был единственным русским, могу сказать, что ко мне относились хорошо, хоть и доставали возгласами, почему я не большевик или не сталинист. Спрашивали, почему Россия не бомбит ИГИЛ, почему русские к ним не едут помогать строить социализм. Я сказал, что в России давно капитализм, многие удивлялись этому.

Оправдал ли этот боевой опыт твои ожидания? Как в целом ты его оцениваешь: он позитивный или негативный?

Мне не нравится война, хоть иногда нет выхода. В каком-то смысле я пацифист, хоть и считаю, что у любого приличного человека, как в Швейцарии, дома должна храниться штурмовая винтовка и запас патронов. Хочешь мира — готовься к войне, это правда.

Не знаю, приобрёл ли я какой-то опыт боевой опыт, английский вот подтянул, много книг интересных прочитал. С одной стороны, я увидел множество хороших людей: курды, добровольцы со всего мира. Но я также видел, как они умирают. Они умирают, потому что люди — заложники большой политики. Потому что большинству плевать. Нет чувства солидарности, нет сострадания, большинство людей готовы помогать неимущим лишь до той поры, пока это не вредит их комфорту. Но всё это я знал и раньше, в очередной раз лишь увидел подтверждение. Не люблю получать подтверждение своим мрачным идеям.

Тебе «посчастливилось» побывать в тюрьме Иракского Курдистана. Расскажи об этом инциденте.

Я помню твою просьбу отвечать поподробнее, но тут я всё-таки ограничусь парой слов: я три раза переписывал заметку об этом инциденте, но результат меня так и не устроил. Мне не понравилось.

Изменила ли эта война что-то в тебе?

Едва ли. До войны я хотел запереться в квартире, чтоб никого не видеть, и пить что-нибудь крепкое. Сейчас я хочу того же самого. Я нигилист, только без хорька и сабли. А ещё я похудел там, в Сирии, и постарел немного. А так, ничего особенного. Когда я был волонтёром на тушении пожаров в 2010-м, это меня впечатлило гораздо больше. Деревья мне всегда казались милее людей.

Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в РФ запрещена.

 

Текст: Вениамин Волин. Фото: из личного архива интервьюированного и соцсетей.