За последние 20 лет ЮАР превратилась из страны тотального разделения рас и абсолютной доминации белого меньшинства в страну расизма наоборот. После ликвидации системы апартеида в 1994 году и избрания Нельсона Манделы жизнь африканеров — потомков голландских колонизаторов, руководивших расистским аппаратом страны в прошлом веке, — стала постепенно превращаться в пытку. Неудивительно, что единственный на континенте исключительно белый город возник именно там.

 

Орания: Белый город в стране обратного расизма. Изображение № 1.


 

Устройство поселения

Небольшое поселение, располагающееся на реке Оранжевой, вмещает в себя немногим меньше 2000 человек, более 90% из них — африканеры. Цель существования города — в сохранении африканерской культуры и жизненного уклада. На флаге Орании изображён молодой африканерский мальчик, закатывающий рукава. Этот символ выглядит удивительно двусмысленно. Не совсем понятно, закатывает ли он их для работы в поле или перед дракой за право на своё самоопределение.

 

 


 

 

«Как этнической город африканеров, мы делаем всю работу сами. Все желающие жить в Орании должны пройти через процесс прошения и принятия. Пока что ни один не белый человек никогда не заявлял о своем желании жить в Орании, так как мы позиционируем себя как эксклюзивно африканерское культурное и этническое поселение».

— СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании

 

  

 

Определяющую роль в жизни африканеров играет религия. Именно христианство и выдвинутые на его основе теории о «божественной предопределённости судеб народов» в своё время стали основой для внедрения расистского режима апартеида. Большинство политических деятелей старой Южной Африки так или иначе связаны с церковью. Неудивительно, что христианство занимает важное место в жизни поселения. Собственно, его основатель Карел Бошофф и был проповедником.

  

 

 

«Пусть и не все, но большинство жителей Орании религиозны. Всякий, кто хочет быть принятым в качестве жителя, должен быть как минимум номинальным христианином. Тем не менее мы не предписываем вам никакого религиозного определения».  

— СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании

 

 

За годы существования города жители Орании зашли настолько далеко в своём стремлении к независимости, что у них даже появилась собственная валюта — ора. Правда, это скорее номинальный символ независимости, чем её признак. Ора имеет курс 1:1 к южноафриканскому ранду и не распознается нигде, кроме как на территории города. Это стало возможно благодаря деятельности акционерного общества «Загон свистом» Vluytjeskraal Aandeleblok, которому и принадлежит город. Из-за существования оры в адрес администрации Орании нередко звучат обвинения в мошенничестве, но на самом деле всё работает очень просто и прозрачно.

Все люди, покупающие землю на территории Орании, становятся акционерами компании и участниками выборов семи членов совета директоров, один из которых в итоге и становится председателем компании, а вместе с тем и мэром города. Все жители города уплачивают небольшие взносы, из которых финансируется работа административного аппарата города. Также благодаря деятельности совета директоров в городе существует уникальная по своей гибкости образовательная система. В городе есть две школы, одна из которых имеет заметный христианский уклон. Срок обучения и количество изучаемых предметов варьируются в зависимости от способностей ученика.

Сейчас, когда ходить по ночным улицам даже самых крупных городов ЮАР стало небезопасно, а постоянная угроза грабежа или побоев стала нормой, криминальная ситуация в закрытом обществе посёлка выглядит поразительно хорошо. На фоне постоянных нападений на белые фермерские угодья Орания кажется своего рода укреплённым фортом, свободным от неконтролируемой деятельности грабителей и насильников.

  

 

   

 

В 1994 году Южная Африка Манделы считалась мировой утопией воплощённой расовой гармонии

 

   

  

 

 

«Мне кажется, что международному сообществу неизвестно, что наши люди продолжают гибнуть в жестоких нападениях на фермы. Преступность в Южной Африке совсем вышла из-под контроля, а белые фермеры являются одной из наиболее уязвимых групп. В Орании почти нет преступности, а насильственных преступлений нет вовсе. Время от времени происходят кражи, которые совершаются наиболее слабыми элементами нашего сообщества. У нас даже нет полицейского участка. В городе работает частная охранная фирма, которая и осуществляет патрули и занимается решением незначительных преступлений».

—СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании

 

 

Расизм

На администрацию Орании довольно часто обрушиваются обвинения в расизме, что неудивительно, учитывая то, что речь идёт о народе, который во время Второй мировой войны чуть не вступил в конфликт на стороне Гитлера и который непосредственно виновен в стагнации миллионов чернокожих африканцев. В 1994 году Южная Африка Манделы считалась мировой утопией воплощённой расовой гармонии, из-за чего за 11 народами ЮАР закрепилось общее название «радужной нации». Тогда опасения африканеров по поводу сохранности их культуры и языка считались беспочвенными.

  

 

 

«Орания воспринималась очень негативно, как последний форпост жесточайших сторонников апартеида. Мы действительно боролись изо всех сил, чтобы донести наше сообщение об этническом самоопределении и самосохранении. Самым частым вопросом, задаваемым нам, был: „Как вообще кто-нибудь может не хотеть стать частью замечательной новой Южной Африки?“»

—СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь  Орании

   

 

В разговоре об Орании критично важно понимать то, что расизм там всё-таки был. И. более того, он есть, и от него никуда не уйти. Большая часть горожан всё ещё живёт ностальгией по временам апартеида. Другое дело, что со временем у них стало для неё куда больше оснований. Текущая администрация страны некомпетентна, во многом из-за расистской системы образования страны в прошлом веке. Медленно разваливающийся правительственный аппарат постоянно принимает всё более и более абсурдные законы, призванные ликвидировать остатки былого неравенства. Сейчас бывший дом «радужной нации» стал страной, где расовые квоты разрушают бизнес и даже спорт.

По всей стране продолжается уничтожение остатков африканерской культуры. Остаётся всё меньше университетов, где преподавание ведётся на африкаанс. При этом большая часть остальных десяти официальных языков страны просто не имеет сложившегося академического глоссария, что делает преподавание на них практически невозможным. ЮАР стала страной расизма наоборот. Конечно же, это не оправдывает бытового расизма африканеров, но совершенно точно даёт повод для столь радикальных методов сохранения своего жизненного уклада и культуры.

Несмотря на то что в официальных речах представителей Орании никакого расизма не прослеживается, в городе всё ещё есть целых два музея правой истории африканеров. Первый из них посвящён лично Хендрику Фервурду, премьер-министру ЮАР 1960-х, прозванному прессой архитектором апартеида. Второй музей содержит огромное количество экспонатов, среди которых есть даже знамя «Оссевабрандваг», самой радикальной организации фашистского толка в истории Южной Африки. Однако смысл существования этих музеев отнюдь не в выражении чьих-то взглядов, а в трепетном отношении к своей истории, пусть и полной горьких моментов, но от того не менее достойной сохранения.

 

 

   

 

У других потомков колонизаторов нет столь развитой культуры, так что перспектива увидеть больше белых городов на континенте весьма туманна

 

   

 

 

Перспективы

Африканеры — единственный белый народ на Африканском континенте, который успел обзавестись хотя бы какой-то этнической идентичностью. Именно поэтому у них получилось создать свой город. У других потомков колонизаторов нет столь развитой культуры, так что перспектива увидеть больше белых городов на континенте весьма туманна. Однако у жителей Орании есть очень оптимистичные планы на развитие своего маленького города.

 


 

 

«В среднесрочной перспективе мы хотим оставить Оранию небольшим городом, около 20 тысяч жителей, может быть, чуть больше. Также мы хотим предоставить услуги и возможности работы для широкого спектра африканеров. Мы также хотим увеличить нашу территорию, покупая больше сельхозугодий, но развитие города и его инфраструктуры остаются для нас приоритетными. Развитие от небольшого городка означает развитие новых участков, новых социальных жилищных проектов, улучшения инфраструктуры, в будущем солнечной электростанции, так как электричество в Южной Африке является дорогостоящим и ненадёжным. Также нам нужны свои учреждения высшего образования. В настоящее время мы строим центр для подготовки ремесленников, в перспективе, может быть, даже небольшой университет. Ещё планируем сделать больший упор на промышленное развитие города. Если другие африканеры хотят создать что-то вроде Орании, пускай приглядятся к району Каро».

—СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь  Орании

  

 

 

Фотографии: «Википедия» 123