В человеческой культуре не существует ничего вечного, а любая духовная скрепа кажется необходимой обществу ровно до тех пор, пока не перестаёт существовать вовсе. Лучший способ это понять — обратиться к истории. Каждую неделю мы будем вспоминать один из примеров того, как человеческие отвага, здравый смысл и стремление к свободе, к всеобщему удовольствию, разрушали оковы традиционной культуры. Сегодня мы решили вспомнить, как и за что запрещали татуировки в разных странах, выбрав в качестве примеров СССР, США и Японию.

 

 

 

 

 

 

 

За что запрещали татуировки?

 

 

 

 

 

  

 

США

В Оклахоме запрет на
татуировки отменили только
в 2006 году

 

Один из самых известных и нелепых запретов связанных с татуировками был узаконен в штате Нью-Йорк в 1961 году. В начале 1960-х после вспышки гепатита местные власти в качестве профилактики борьбы с вирусом законодательно запретили деятельность всех тату-салонов. Тут ещё и медики подбросили версию, что случилась эпидемия в том числе и о вине мастеров татуировки. 

Сломанные скрепы: За что запрещали татуировки?. Изображение № 1. 

«В вооружённых силах США действуют только два ограничения: татуировки не могут иметь сексистский или расистский посыл, и их не должно быть видно, когда на бойце надета форма».

Инициативу нью-йоркских законодателей подхватили и другие штаты — в следующий год запрет ввели в Массачусетсе, ещё через год в Оклахоме. Татуировщики переезжали в другие штаты или перебирались из студий в крохотные подвалы и работали «по рекомендации». Пассионарные представители тату-комьюнити активно протестовали против решения властей, как легендарный тату-мастер Спайдер Уэбб. В 1975-м во время акции он набил чёрного дракона своему ассистенту на ступенях музея MOMA. Его вызвали в суд, инкриминируя нарушение законов штата. Идти он отказался, как и платить штраф. Более того, через год он повторил акцию (но уже вместе с порнозвездой Энни Спринкл) на том же месте. 

Несмотря на запреты и насильственную маргинализацию, тату-культура постепенно выходила из подполья в мейнстрим. В итоге в 1997 году городской совет проголосовал за изменение статуса тату-мастеров. В Нью-Йорке их деятельность стала легальной. Ещё через три года запрет отменили в Массачусетсе, а в 2006-м — и в Оклахоме. Это был последний американский штат, где татуировки были под запретом. 

До недавнего времени в США действовал список запретов на татуировки для военнослужащих. Но в апреле этого года и они стали максимально либеральными. Теперь в вооружённых силах США действуют только два ограничения: татуировки не могут иметь сексистский, расистский или экстремистский посыл, и их не должно быть видно, когда на бойце надета форма, то есть нельзя носить тату на шее, голове и открытых частях рук. Единственное исключение сделано для безымянных пальцев.

 

СССР

За крамольные татуировки в советских тюрьмах перестали расстреливать только
в начале 1970-х

 

В дореволюционной России, в конце XIX и начале XX века, татуировка была достаточно популярной. В основном в среде высшей аристократии — их носил Николай II и великий князь Михаил Александрович, примерно в то же время в Петербурге открылась первая татуировочная студия. В СССР отношение к тату было резко противоположным — она попадает под общественный запрет. Сначала как пережиток буржуазного класса, а затем как атрибут преступного мира.

Сломанные скрепы: За что запрещали татуировки?. Изображение № 2. 

«Татуировки появлялись в армии, но и там с ними жёстко боролись, вплоть до насильственного выведения».

 

 

Конечно, татуировки появлялись в армии, но и там с ними жёстко боролись, вплоть до насильственного выведения. В тюрьме и лагерях за крамольное и антисоветское содержание татуировок администрация даже могла назначить её хирургическое удаление в принудительном порядке. Применялись и более жёсткие санкции, вплоть до высшей меры наказания — расстрела. Причём существовала такая практика и после смерти Сталина, во времена оттепели, до начала 1970-х годов. 

Санкции зависели от содержания надписей и места, где татуировка находилась. Особенно карались лагерной администрацией заключённые, демонстративно наносящие наколки на открытые части тела — плечи или лицо. Популярными лозунгами были «Долой Хрущёва», «Хрущёв — вампир», «Долой КПСС», «Раб СССР», «Советский Союз — страна рабов», нацистская свастика и наколки, восхваляющие американскую власть и президентов Эйзенхауэра и Трумэна. Такие наколки приравнивались к злобной антисоветской пропаганде, клеветническим измышлениям по поводу советской действительности и государственным преступлениям. 

За татуировки в советских зонах перестали расстреливать только в начале 1970-х годов. Последним убитым за антисоветскую татуировку стал некто Тарасов, его расстреляли в мордовском лагере строго режима № 385/10 в декабре 1971 года.

При этом вне лагерной и тюремной системы начиная с послевоенных лет табу на татуировку постепенно снималось — они всё чаще появляются в дворовом и армейском мире. В 1960-х на экраны вышел фильм Георгия Данелии «Серёжа», в котором многом кадров с татуировками. В 1970-е годы татуировка проникает в субкультурную среду — их начинают делать рокеры, битники и футбольные фанаты.

Выписки из каталога «Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об П 999 антисоветской агитации и пропаганде»:

Цветков С. М. (1930 года рождения, русский, образование 7 классов, художник, прежде судим за хищение и 5 раз за антисоветскую агитацию, заключённый) рисовал карикатуры на руководителей партии и правительства. Вновь был осуждён 13 февраля 1959 г. за карикатуры, 27 января 1972 г. за то, что «в преступных целях нанёс Тарасову татуировки: на шее — «Жертва КПСС», на щеке — «Раб Ленина», «Смерть КПСС», на затылочной части головы — «Ленин людоед», на теменной области — «Долой Ленина», «Ленин палач».

Нефёдов Н. И. (1924 года рождения, русский, судим 7 раз, в т. ч. в 1957 г. по ст. 58-10, заключённый, Мордовская АССР) осуждён к расстрелу за то, что в 1962-1963 гг. нанёс на свое лицо татуировки. На своем лбу Нефёдов написал: «Невольник КПСС» и две свастики. На правой щеке «Смерть...» (имя главы правительства), а на левой щеке «Долой Хр... заразу». На подбородке сохранилась старая татуировка «За веру в царя». Кроме того, на животе Нефедова написано «Бей жидов» и нарисована свастика.

Кукушкин Н. Ф. (1929 года рождения, русский, образование 6 классов, неоднократно судим, заключённый, г. Черняховск Калининградской области) среди заключённых ругал советский строй, высказывал угрозы коммунистам и руководителям, восхвалял капиталистический образ жизни; делал антисоветские татуировки: «Долой Хрущёва», «Долой КПСС», «СССР — страна рабов», герб СССР с черепом, винтовками и кандалами и т. д., оказывал сопротивление администрации. Приговорён к расстрелу.

Сломанные скрепы: За что запрещали татуировки?. Изображение № 3.

ЯПОНИЯ

В 2012 году мэр города Осака
объявил войну татуировкам 
среди чиновников

 

Несмотря на популярность японской татуировки на Западе, в самой Стране восходящего солнца до сих пор существует что-то вроде негласного запрета на их демонстрацию в общественных местах. Людей даже с небольшими татуировками часто не пускают в спортзалы, бассейны, общественные бани или парки водных развлечений, а некоторые организации могут даже лишить человека работы. 

Сломанные скрепы: За что запрещали татуировки?. Изображение № 4.

«До XVI века татуировками насильно метили преступников, а они уже подпольно перебивали эти метки большими рисунками».

В 2012 году газеты широко тиражировали новость о том, что мэр города Осака объявил войну татуировкам среди чиновников. Для работников госсектора он ввёл. кроме стандартного дресс-кода ещё и запрет на нательные изображения и требовал от своих подчинённых отчитываться о наличии рисунков, их расположении и сюжете. По мнению градоначальника, татуировки «оскорбляли взоры мирных граждан».

Такое отношение японцев к татуировкам объяснимо: они долгое время были вне закона. До XVI века наколками насильно метили преступников, а они уже подпольно перебивали эти метки большими рисунками. В XIX веке их директивой императора запрещали, чтобы не создавать у иностранных гостей варварский диковатый образ японцев. Последний раз нательная живопись попала под официальный запрет в 1936 году — власти не хотели брать в армию ненадёжных в плане дисциплины солдат, а люди с татуировками, как правило, связанные с преступным миром и мафией, считались именно такими. Набивать татуировки запретили всем. Сняли запрет уже после Второй мировой войны.

Сегодня татуировка в Японии до сих пор табуирована, поскольку ассоциируется с мафией. Татуировщики в большинстве своём работают в частном порядке для клиентов, пришедших «по рекомендации».

Фотографии: «Википедия», Pixabay, архив Миши Бастера